Главные вкладки

    Традиции и инновации в организации взаимодействия с семьей в ДОУ
    статья (младшая группа) на тему

    Королева Оксана Викторовна

    Родители - наши первые помощники в развитии ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_innovatsii_vv_vzaimodeystvii_s_roditelyami.docx429.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Королева О.В., воспитатель

    Традиции и инновации в организации взаимодействия с семьей в ДОУ

    В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

    Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

    Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

     Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

    Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 


    Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

    В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. К ним можно отнести:

     Информационно-аналитические:

     анкетирование;

    опрос;

    "почтовый ящик".


    Познавательные

     родительские чаепития;

    нетрадиционные родительские собрания;


    Наглядно-информационные:

     родительские клубы;

     агитационные листовки;

    информационные стенды;

     выпуск газеты “Лучик”.


    Досуговые

     праздники;

     совместные досуги;

    акции;

     участие родителей в конкурсах, выставках.

    Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

    Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. Мы помогаем родителям познакомиться друг с другом и создаем своего рода клуб родителей, где они могут общаться и обсуждать свои проблемы. Обычно проходит 2-3 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Здравствуй, цирк!", "Как сохранить здоровье", "Правильное питание в семье", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.

     Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. На нем отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, “перлы” детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.

    Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т.д.

     Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок. Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Подвижные игры и конкурсы на свежем воздухе благотворно влияют на отношения ребенок-родитель, вызывают эмоциональную отзывчивость и привязанность к воспитателям. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Вот и лето», «Все на лыжню». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

    Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Все на субботник» родители получили возможность оказать помощь в облагораживании участка для прогулок, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и города. Эта акция хороша тем, что родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.


    В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

    Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

    1. Разработка мультимедийных презентаций.
    2. Использование сети Интернет.
    3. Изготовление печатной продукции: тематических выпусков стенных газет, буклетов, журнала для родителей.

    Сайты для педагогов ДОУ:

    Журнал Дошкольное воспитание

    http://dovosp.ru/journals

    Образовательный портал “Учеба” раздел Дошкольное воспитание

    http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm

    Интернет магазин – дошкольное воспитание

    http://colibri.ru/category/764-knigi/765-nehudozhestvennaya_literatura/867-uchebnaya_literatura/889-doshkolnikam/966-shkola_rannego_razvitiya_do_5_let

    Сайт “Все для детского сада”

    http://www.ivalex.vistcom.ru/

    Детские сайты

    Сайт “Интернетенок”

    http://xn--e1aahkmbbiose4p.xn--p1ai/

    Детский портал “Солнышко”

    http://www.solnet.ee/

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

    В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

    Организация взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

       Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит ...

    «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

    В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....

    «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

    Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....