Самообразование
календарно-тематическое планирование на тему

План по самообразованию за пять лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_-.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

  План по самообразованию

на 2014 – 2018  учебный год

Воспитатель: Шубенкина Н.В.  группа №_4

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

1.Актуальность:

 В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

2. Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность  в театрализованной деятельности.

3.Задачи для педагога:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• разработка проекта ;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

            4. Задачи для детей:

• формирование  грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей

    5. Работа начата -01.09.2018 г. Предполагается закончиться - 30.05.2019 г.

    6. Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

• выразительно читать стихотворный текст;

• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

7 . Форма самообразования: индивидуальная.

8. Форма отчета по проделанной работе: презентация по теме.  Фотоотчет для родителей.

Срок

Формы работы

Сентябрь

1.Организация работы. Изготовление атрибутов к сказке «Мешок яблок».

2.Театрализация сказки  «Мешок яблок» для детей младших групп. 

3.Консультация для родителей: «Ведущая роль театрализованных игр в жизни детей дошкольного возраста».    

Октябрь

1.Театрализованная игра «теневой театр».(сказка по желанию детей)

2. Показ и театрализация  сказки «Заяц и лиса» (настольный театр) 

3.Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.    

Ноябрь

1.Театрализованная игра  «Покажи героя сказки».

2. Театрализация сказки «Репка».  

3.Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров.    

Декабрь

 1.Изготовление атрибутов к новогодней сказке “12 месяцев”                                                                                          2.Подготовка к новогоднему утреннику,разучивание сказки  “Двенадцать месяцев” Показ сказки  бля родителей.

Январь

1.Изготовление настольного театра оригами                                                                2Разучивание сказкипо ролям “Лисичка сестричка и серый волк”

Февраль

2.Выступление на педсовете:

«Как я использую театрализованную деятельность в процессе работы по развитию речи детей»

Март

1. Изготовление билетов икостюмов к сказке “Тереок”                                                                                                                    2.Показ сказки «Теремок» для детей младших групп

Апрель

1.Дидактическая игра “Узнай сказку”                                                                           2.Предложить детя самостоятельно выбрать сказку и инсценировать.

Май

1.Показ инсценировки русской народной сказки «Рукавичка»

1.Консультация для родителей

«Театрализованные игры дома»

Сентябрь

1.Создание предметно развивающей среды                                                      2.Посещение библиотеки                                                                                  

3.Конкурс совместно с родителями «Любимая сказка – книга своими руками»                                                                                      

Октябрь

1.Консультация «Развитие творческих способностей по средствам театрализованной деятельности»                                                                                                                   2.Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Ноябрь

1Анализ поступков героев сказок  “Хорошие и плохие поступки”     2.Беседа на тему «Управление эмоциями в конфликтных ситуациях “        

Декабрь

1Развитие у детей умение пользоватсяжестами;двигательные способности ловкость,гибкость,подвижность.                                                                                                                          2. Репетиция пальчикового театра  «Лисичка сестричка и серый волк»                                                                                                                                                                                                               

Январь

1.Создание благоприятных условий творческой активности у детей по средствам театрализованной деятельности.                                                                        2. Дидактическая игра «отгадай героя сказки»

Февраль

1.Показ пальчикового театра для родителей ««Лисичка сестричка и серый волк»2.Разучивание с детьми чистоговорок

Март

1.Показ настольного театра «Маша и медведь» детям младшего дошкольного возраста.2.Игрушки» Агнии Барто
развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.
3.Выразительное чтение стихов А. Барто.
Книги с иллюстрациями А.Барто.

Апрель

1.Русская народная сказка «Заяц хваста косые глаза длинные уши и короткий хвост»                                                                                                                                   2.Закреплять умение участвовать в драматизации сказки ,учить давать описание внешнего вида персонажей ,их действий и переживаний.

Май

1.Показ сказки «Маша и медведь» на новый лад.

Сентябрь

 1.Организация работы. Изготовление картотеки театрализованных игр.

2.Театрализация сказки  «Колобок»  

3.Консультация для родителей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».    

Октябрь

 1. Театрализованная игра «Зверята».

2.    Показ и театрализация  сказки «Заяц и лиса»  

3.Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр

Ноябрь

1.Театрализованная игра  «Прятки».

2. Театрализация сказки «Репка».  

 3.Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров.    

Декабрь

1. Театрализованная игра «Где мы были, мы не скажем…».

2. Организация праздника к Новому году.    

3. Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.  

 Помощь в организации новогодних утренников

Январь

1. Народная театрализованная игра «Король».

2. Театрализация сказки «Теремок»  

3. Просмотр разных видов театра дома с детьми    

Февраль

1.Театрализованная игра «Бабушка- Маланья»

2.Показ детям сказки «Рукавичка»    

3.Консультация для родителей; «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству».    

Март

1. Театрализованная игра «Мое настроение»

2.   Организация праздника для мам.  

3. Мастер класс для родителей по изготовлению кукол из ниток.

Апрель

1.Театрализованная игра с воображаемым объектом  (Котенок, собачка и т.д).

 2.Памятки для родителей по обучению связной речи 

3.Изготовление фотоальбома«Театр и дети».

Май

 1.Презентация о проделанной работе.

2.Показ презентации на родительском собрании.

Сентябрь

1.Инсценировка стихотворений А. Барто: «Лошадка», «Бычок».

2.Показ настольный кукольного театра «Заюшкина избушка»

3. Показ НОД «Игры с бабушкой Забавой»

Октябрь

1.Инсценировка стихотворений А. Барто: «Слон».

2.Показ настольный кукольного театра «Репка»

3. Показ НОД «Волшебные рукавички»

Ноябрь

1.Показ настольного театра «Колобок» (малышам)

2.Показ спектакля по мотивам «Маша и медведь»

3.Творческая игра «Угадай сказку: 
«Репка» или Колобок».

Декабрь

1. Консультация для родителей: «Театрализованная игра как средство развития  речи детей дошкольного возраста».                                                          Проигрывание (настольный театр) «Сказки о глупом мышонке»

Январь

1. Поручения родителям по изготовлению волшебные рукавички (сказка колобок) театра.  

2.Консультация для родителей; «Театрализованные игры как путь к  творчеству детей».                                                          

 3.Разучить с детьми дыхательной гимнастики «Надуем шарик» «Запасливые хомячки» «Снежинки»                                                                                                                                                                                               

Февраль

1.Показ сказки                                                                                                                         

«Теремок»

2.Консультация для воспитателей «Этапы и методы театрализованной деятельности».

дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

Март

1.Консультация для родителей «Как поддержать интерес к театру»                                                                                                2.Показ сказки для родителей.         

Апрель

1Расскажи сказку по зрительным ориентирам.                                                  2.Собери сказку

Май

1.Дидактическая игра «Пропущенный кадр»                

 2.Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка» 

Сентябрь

1.Учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре.
2.Беседа о театре.
3.Игра «Назови свое имя ласково. Назови ласково соседа».
Игра – спектакль «Колобок» Небольшой мяч, волшебный мешочек, настольный театр, маски к сказке .

Октябрь

1.Постановка знакомых сказок.  Вызвать положительный настрой на театрализованную игру; познакомить с понятием «Пантомима»; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.                                                                                                                    2.Игры: «Театральная разминка»,«Веселые картинки». 
3.Показ сказки на фланелеграфе
Музыкальное сопровождение, Фланелеграф и картинки для сказок.

Ноябрь

1«Сказка об умном мышонке»  Дать интонационно-образное представление о новой сказке; побуждать к образному воплощению в роли; учить выразительно двигаться, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. «Сказка об умном мышонке» 
2.Иллюстрации к сказке, маски героев сказки. «Сказка об умном мышонке»                                                                               3.Викторина по сказке для детей

Декабрь

 1.Игра «Уборка леса.» Вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; учить четко произносить слова.
2.Имитационные упражнения, характеризующие героев сказки. 
3.Игра-разминка «Уборка леса»; 
упражнения на выразительность интонации. Игра-имитация «Догадайся, о ком я говорю?» Аудио сопровождение, лопата, скатерть, костюм  Лесовика, веник, сервировка стола.

Январь

1.Сказка "Гуси-лебеди" Побуждать детей к импровизации; создать эмоционально положительный настрой на сказку; развивать отзывчивость, слуховые представления.                                                                                                       2.Игра «Узнай героя сказки. Этюды на выразительность передачи образа. 
3.Просмотр иллюстраций и мультфильма по сказке Гуси- лебеди"

Февраль

1.Подвижная игра «Гуси ,гуси»                                                                                            2.Беседа по содержанию сказки. "Гуси-Лебеди"                                                      3.Повторение потешки  «Гуси вы гуси».

Март

1.Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить рассказывать сказку выразительно, эмоционально; настраивать на игровой сюжет.
2.Рассказывание сказки детьми по ролям.
3.Подбор костюмов самостоятельно к сказке 
Упражнения на выразительность движений и мимики.
Двигательная импровизация «Гуси лебеди».

Апрель

1.Изготовление костюмов к сказке совместно с родителями «Гуси лебеди»                                                                                                   2. Дидактическая игра «В гостях у  сказки» Продолжать учить детей готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию
3.Драматизация сказки «Гуси-лебеди».                  

Май

1.Теремок Учить по средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.
2.Игра « Угадай героя». 
3.Драматизация сказки.

В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к. считаю ее актуальной. Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества, поэтому выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.

Литература:

 Дошкольное воспитание, 2002, №7-12, 2003, № 1-4.

Н. Ф. Губанова. «Театрализованная деятельность дошкольников»

 Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. Развитие речи

М. Д. Маханёва, «Театральные игры в детском саду»                                                                             В. А. Чистякова Психогимнастика                                                                                                  Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006. 
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 2001.
Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Ресурсы интернета.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...