Сказочный мир К. И. Чуковского
консультация (старшая группа) на тему

Черникова Любовь Петровна

Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие "неотъемлемым атрибутом детства". Это уникальный целостный мир, который "является своеобразной моделью Вселенной", как отмечает в своей статье о сказках Чуковского Е. М. Неёлов. Именно поэтому они представляют собой нечто больше, чем просто занимательные истории для маленьких детей - сказки Чуковского становятся способом познания мира.

Таким образом, в самом раннем возрасте знакомясь со сказочным миром К. Чуковского, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_mir_chukovskogo.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное  образовательное учреждение

Центр развития - детский сад № 10 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области

Сказочный мир

К. И. Чуковского

Подготовила:

Черникова Любовь Петровна, воспитатель,

высшая квалификационная категория

город Россошь

2018 год

 

Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие "неотъемлемым атрибутом детства". Это уникальный целостный мир, который "является своеобразной моделью Вселенной", как отмечает в своей статье о сказках Чуковского Е. М. Неёлов. Именно поэтому они представляют собой нечто больше, чем просто занимательные истории для маленьких детей - сказки Чуковского становятся способом познания мира.

Первая сказка К. Чуковского - "Крокодил" - написана в 1916 г. Уже в этом произведении отчётливо проступают те черты, которые затем станут стержнем сказочной Вселенной К. Чуковского. В основе сюжета - "страшная история" про "девочку Лялечку", завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым. С этим типом сюжета читатель встретится ещё не раз - например, в сказках "Муха-цокотуха" и "Тараканище".

В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных мотива сказок К. Чуковского: страшное и смешное. И то, и другое - прежде всего инструмент: напугать или рассмешить читателя - вовсе не самоцель. Исследователи творчества К. Чуковского приходят к выводу, что страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника:

 Ехали медведи                               

 На велосипеде.

 А за ними кот

 Задом наперёд.

 А за ним комарики

 На воздушном шарике.

 Едут и смеются,

 Пряники жуют.

 ("Тараканище").

 

 

 

 

 

Но вот атмосфера изначальной гармонии разрушается вторжением злого персонажа:

 Вдруг какой-то старичок

 Паучок

 Нашу муху в уголок

 Поволок.

 Хочет бедную убить,

 Цокотуху погубить.

 ("Муха-Цокотуха").

 

 Сказочный мир изменяется, все персонажи прячутся или убегают, но также "вдруг" находится отважный и добрый герой - Ваня Васильчиков, воробей, "маленький комарик", доктор Айболит. Он спасает жертву от злодея, помогает попавшим в беду, и возвращает весь мир в первоначальное радостное состояние:

 Вот и вылечил он их,

 Лимпопо!

 Вот и вылечил больных,

 Лимпопо!

 И пошли они смеяться,

 Лимпопо!

 И плясать и баловаться,

 Лимпопо!

 ("Доктор Айболит").

 

 

 

 

 Таким образом, в самом раннем возрасте знакомясь со сказочным миром К. Чуковского, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-познавательный проект по теме " Сказочный мир К.И.Чуковского "

Знакомство детей с произведениями К. И. Чуковского...

Педагогический проект "Сказочный мир К.И. Чуковского"

Педагогический проект разработан для воспитанников старшей группы.Цель: Развитие свободной творческой личности ребёнка, путем создание условий для совместной деятельности детей, педагогов и родит...

Путешествие в сказочную страну К,И, Чуковского

Конспект интегрированной образовательной деятельности во 2 младшей группе...

«Путешествие по сказочной стране Корнея Ивановича Чуковского»

Создание условий для закрепления знаний детей произведениям К.И. Чуковского...

Конспект НОД с детьми 4-5 лет «Путешествие по сказочной стране Корнея Ивановича Чуковского»

конспект НОД с детьми 4-5 лет "Путешествие по сказочной стране К.И.Чуковского" представляет собой ряд заданий, которые предстоит выполнить детям . проводится данное путешествие как итоговое ...

Сценарий литературного конкурса чтецов и рассказчиков «Парад сказочных героев К. И Чуковского» (старшая группа)

Приобщить к участию в литературных конкурсах и викторинах; развивать интерес к творчеству К. И Чуковского; совершенствовать выразительность речи (интонация, темп, ритм); формировать поз...

Проект «Сказочный мир К.И. Чуковского»

Тема проекта: "Сказочный мир К.И. Чуковского"....