СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.
статья на тему

Образцова Галина Викторовна

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ    И    НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ  В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ                                                                                    И               НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ №19 ОБРАЗЦОВА Г.В.

             Одним из важных результатов работы педагогов детского сада можно считать работу по социальной адаптации детей в  окружающий его мир. Для этого ребенок должен в первую очередь осознать себя как «личность», у которой есть свои потребности, умения, навыки и возможности их реализовать.

            Для нормально развивающегося ребенка вопрос социально-личностной адаптации заключается в поэтапном, планомерном получении им всех умений, навыков и знаний, предусмотренных программой обучения в детском саду и повседневной жизни людей. Все разделы программы связаны между собой и представляют единую систему обучения, где все полученные ребенком знания, умения и навыки реализуются в повседневной жизни, на занятиях, играх, режиме дня.

           В этой статье рассмотрим социально-бытовую адаптацию детей через освоение ими культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков: мыть руки, чистить зубы, пользоваться ложкой, пользоваться полотенцем, причесываться, аккуратно есть и пить, вытирать руки и рот салфеткой, использовать носовой платок, самостоятельно раздеваться и одеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Аккуратно складывать свою одежду, следить за чистотой своего тела, выполнять трудовые действия, использовать элементарные трудовые орудия (веник, савок, тряпка, губка), полить цветы, накрыть на стол, убрать со стола и т.д. Эти навыки -  одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Они определяют содержание действий человека, предписывают, что он должен делать в той или иной ситуации, за ними стоят нормы морали, правила поведения.

            Навык – это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений, упражнений и характеризуется высокой степенью освоения, а также отсутствием поэлементного контроля.

Навык позволяет ребенку выполнить действие ловко и быстро. Навык ставший потребностью – это привычка. А привычка побуждает ребенка выполнять действия охотно и без принуждения.

            С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет  не простое  усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых. Наиболее благоприятный период развития культурно-гигиенических навыков приходится на раннее детство. Основные этапы развития в этом возрасте обеспечивает предметная деятельность.  Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком. В каждом  из них заключена функция, назначение, способ употребления: ложкой есть, карандашом рисовать и т.д. В соответствии с функцией предмета нужно и действовать с ним. Ребенок должен этому научиться, т.е. освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет: ложкой ест суп, из чашки пьет воду…. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы.

               Из каких действий состоят культурно-гигиенические навыки? Чтобы умыться нужно уметь пользоваться мылом и полотенцем, чтобы есть – ложкой, тарелкой и т.д. А это орудийные или соотносящие действия, т.е. формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития – становлением предметной деятельности.

               По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности – игры.

              Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, приема пищи и т.д.

             Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Развитие этого вида труда состоит в том, что складываются системы действий, усложняется их содержание.  На его основе эпизодически начинает появляться элементарная хозяйственно-бытовая деятельность: малыш залил пол водой и вытер его.

            Далее в процессе совместного с другими детьми хозяйственно-бытового труда у ребенка формируется осознание значимости своего вклада в общее дело, формируется оценка и самооценка.

            Дальше ребенку становится нужным получить результат: сложить аккуратно, одеться правильно и т.д. Ребенок выделяет общественные нормы и правила, которые регулируют его трудовую деятельность: помогать другим, каждую вещь надо убрать на место и др.

             Можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки  обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

             Формирование культурно-гигиенических навыков создает условия для ознакомления с окружающим миром, реализует познавательные потребности. Ребенок, действуя с предметами или орудиями (ложка, мыло, щетка и т.д.), усваивает их функции, узнает их качества: цвет, форма, температура, размер, вкусовые и тактильные признаки.

             При выполнении бытовых процессов ребенок наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно-следственные связи. Сначала  внимание детей на них обращает взрослый (в конкретной ситуации), а затем ребенок это делает самостоятельно, опираясь на свой опыт.

             Все это в равной степени относится как к детям младшего возраста, так и детям с нарушением интеллекта.

             С 1996 года работаю с детьми группы «особый ребенок», с детьми с разной степенью отставания в развитии. В группе находятся дети с особыми потребностями, эти дети ограничены в своих передвижениях, контакте с другими  детьми и взрослыми, в развитии своих навыков умений и потребностей. Исходя из этого, этим детям в первую очередь необходимы умения и навыки, которые помогут им в их дальнейшей жизни, в их адаптации к окружающему миру. Поэтому приоритетным направлением своей работы, считаю, социально-бытовую адаптацию детей с нарушением интеллекта.

              Задачи  социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь, в случае если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится формирование необходимых для жизни культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, умение решать конкретные трудовые поручения, знать и соблюдать элементарные правила поведении среди взрослых и сверстников.

               С этой целью в группе создаются благоприятные условия для оптимального физического и психического развития и эмоционального благополучия каждого ребенка, а также для повышения его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей. Основой для построения воспитательно-образовательной работы в группе является уровень развития детей в социально-бытовой сфере, а главным фактором – учет состояния физического, психического и эмоционального здоровья детей и их возможностей. Поэтому все занятия, игровая деятельность, режимные моменты и весь режим дня направлены на получение и закрепление умений культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания и использование их в повседневной жизни.

                    Для успешной коррекционно-развивающей работы, с помощью специально разработанной документации, выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, его физического и психического развития. Задачи воспитания, обучения и оздоровления детей взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребенка с учетом его состояния здоровья и уровня развития. Часть воспитательно-образовательных задач решается в ходе повседневной жизни, длительность индивидуальных занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей.

                    Социально-бытовая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью на первом этапе обучения предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослого или самостоятельно.

                  Воспитание таких детей происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах кормления, умывания, одевания и раздевания. Для ее организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

                  Все предметы для формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежды, посуда и т.п.), оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартуки, тряпочки и т.д.) располагаются в определенных для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение.

                   Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

                   Формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.

                 Процессу формирования данных навыков очень помогают игры с бытовыми предметами-орудиями, образные игрушки. Создаются разнообразные ситуации, используются естественные бытовые ситуации, сюжетно-дидактические игры, направленные на формирование  навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, в процессе которых решаются общеразвивающие и коррекционные задачи. Уточняя названия предметов, действий с ними,  рассказывая о своих действиях, расширяется и пополняется словарный запас детей, развивается речь ребенка, его умение общаться с другими людьми. Развивая когнитивные навыки детей, ребенок получает представление о правилах поведения и общения между людьми.

                  Но по-настоящему положительного результата нельзя получить, если вся работа проводится только педагогами в детском саду, поэтому здесь необходима помощь семьи. Только совместные усилия педагогов и родителей дают хороший результат, который в конечном итоге и дает возможность ребенку адаптироваться к окружающему его миру.

                   Организованная таким образом коррекционно-образовательная работа положительно влияет на развитие детей, укреплению их здоровья, социально-личностную реабилитацию детей, овладение ими основами социально-бытового и коммуникативного поведения.

             

                   

         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».

Проект  «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....

план самообразования воспитателя по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет"

Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов....

Перспективный план работы с детьми 2-3 лет по теме: «Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2 – 3 лет»

Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на пр...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста. (консультация для родителей)

Дети наша гордость. В них все нам мило и дорого. И, пожалуй, нет таких родителей, которые бы не прикладывали стараний, чтобы их ребенок выглядел привлекательно, - одевают его красиво, стараются нагуля...