Комплексно-тематическое планирование "Я и моя семья"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа, дедушка, бабушка). Закрепление знания воспитанниками своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование МАДОУ детский сад № 2 «Росинка»

Тема месяца: Ноябрь «Я, ты, мы, вы»
Тема недели: Я и моя семья

Образовательные области

Задачи (по теме)

Виды деятельности, формы совместной дея-ти, культ. практики

Деятельность в режимных моментах

Социально- личностное

Знакомство воспитанников с профессиями родителей Воспитание уважения к труду близких взрослых. Формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики». Подвижные игры: «Грустно – весело», «С кочки на кочку», «Кролики», «Найди свое место», «Птички в гнездышках». Дыхательные упражнения: «Ветер» 

Чтение худ.пр: «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д.Родари, «Мамина дочка» В.Белов, «Косточка» К.Ушинский, «Старый дед и внучек» Л.Толстой, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский, «Похищенное имя» Шорыгина Т.А.

Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности, помогая взрослым: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т.д.

Игра «Мама умеет» (по сюжетным картинкам)

Пальчиковая гимнастика "Дружная семья

Рисование по шаблону карандашами «Моя рука - моя семья», «Для любимой мамочки испеку два пряничка» лепка из солёного теста

Познавательное развитие

Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа, дедушка, бабушка). Закрепление знания воспитанниками своего имени, фамилии и возраста; имен родителей.

Речевое развитие

Активизировать и обогащать словарь: семья, бабушка, дедушка, папа, мама, сестра, брат, дядя, тетя, сын, дочь, родственники, убирает, моет, пилит, шьёт, делает уроки, заботливые, внимательные.

Художественно- эстетическое

Развивать музыкальный слух, внимание, мышление, интерес к художественной литературе.

Физическое развитие

Формировать представление и обогащать двигательный опыт детей в процессе физкультминутки.

Условия реализации программы (Организация ППРС)

Речевое развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Уголок книги

Уголок здоровья

Уголок экспериментирования (лаборатория)

Уголок конструирования

Уголки безопасности

Уголок

С/Р игр

Уголок художника

Уголок музыки

Дидактические игры (лото), раздаточные карточки, наглядно-дидактический материал «Семья»;

Нетрадиционное физкультурное оборудование

Опыты с лимоном, яблоком, содой, оборудование для опытов

Строительные игры «Мебель для дома» - крупный и мелкий строительный материал

Макеты города, дорожные знаки, коврик по дор. движению, набор машин спец. техники

Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов для игр: «Дом», «Магазин». «Больница»

Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Музыкальные и шумовые инструменты

Непосредственно-образовательная деятельность.

                                                                    Понедельник  19.11

Понедельник  5 сентября.

Нод (тема, задачи, ход занятия)

Образовательные области интеграция: познавательное развитие, физическое развитие

Взаимодействие с родителями

ППСМ (окр. и соц. мир) Тема: «Семья» Уточнить представления детей о понятии «семья». Стимулировать детей рассказывать о своей семье. Развивать основные виды моторики. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, формировать речевой слух (Карпеева ФКЦМ ст 158-163)

Лепка на плоскости. Тема: «Цветочек для мамочки»

Задачи: учить детей лепить шар круговыми движениями ладоней, показать возможность преобразования (сплющивания) шара в диск середина цветочка, из семян клена делать лепестки, учить раскатывать длинный столбик – стебелек, листочки для цветка. Вызвать интерес к созданию пластической композиции. Развивать: глазомер, мелкую моторику, чувство формы.

9.00-9.15

9.30-9.45

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах (индивидуальная, групповая, подгрупповая)

 Поместить в родительский правовой уголок консультацию «Стиль воспитания в семье».

Утро: Просмотр  альбома  «Посмотрите, у меня – очень дружная семья!»  

Пальчиковая  игра: «Моя семья»

Дид\игра» Чего не стало?» - учить детей правильно называть игрушки, развивать внимание, память, учить понимать суть игрового задания

Инд. р-закрепление песен о маме

Прогулка: Наблюдение за ветромЦели: продолжать наблюдение за ветром;

учить определять направление ветра.

Посмотреть на верхушки деревьев. В какую сторону они наклоняются? Откуда дует ветер? Поднять флажки над головой и посмотреть, в какую сторону развевается полотнище у флажков. Дети определяют направление ветра по развевающимся полотнам. Предложить детям пробежать с флажком по направлению ветра и против него..

Подвижные игры

«Воробушки и кот». Цели: учить мягко, спрыгивать, сгибая ноги в коленях;

бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего;

быть осторожными.

«Живой лабиринт».Цель: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений.

Вечер: Чтение К. Ушинский «Петушок с семьей» - развивать умение слушать, отвечать на вопросы

 Д\и «Чья одежда»». Цель: продолжать формировать представление о  гендерном различии  одежды, её предназначении и соответствии различным временам года; формировать представление детей об алгоритме одевания одежды.

Игры со строительным материалом- строим дом для семьи- учить строить детей стены, вместо потолка использовать пластину, оставлять проемы для окна,двери.

Индивидуальная работа по сенсорному развитию: Д/и «Назови геометрическую фигуру».

 Вторник   20.11

Нод (тема, задачи, ход занятия)

Образовательные области интеграция: познавательное развитие, речевое развитие

Взаимодействие с родителями

Физкультура (Бондаренко № 4 ст36)

Цель: упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал воспитателя, подлезать под шнур не касаясь руками пола, формировать правильную осанку при ходьбе по доске

Конструирование «Строители» (конструирование из строительного материала)        «Мебель для куклы (стол и стул, диван)»

Программные задачи: Учить строить с опорой на образец воспитателя (без словесного объяснения); правильно называть детали при анализе образца. Закреплять представление о форме знакомых предметов.

Музыка

9.00-9.15

9.25-9.40

16.00-16.15

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах (индивидуальная, групповая, подгрупповая)

Утро: Рассматривание сюжетных картин по теме «Семья». Дидактическая игра «Чей малыш?»  - упражнять в названии домашних животных и их детенышей.

Чтение потешки «Сорока-сорока»-прививать интерес к устному народному творчеству, развивать мелкую моторику рук

Инд. р - Д/и «Геометрические фигуры»  Цель: учить различать и называть геометрические фигуры.

Прогулка: Наблюдение за птицами Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.

Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросить, много ли голубей? Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание детей, что у голубей есть глаза — они видят корм, когда им насыпают, есть клюв — они клюют крошки, есть ноги — они ходят, есть хвост и крылья — они летают. Голуби бывают разного цвета и величины

Подвижные игры «Раз, два, три — беги!». Цели:- упражнять в умении действовать по сигналу;

развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

«Догони меня». Цели:   -  учить быстро ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Вечер: Д/игра «Кому, что нужно для работы?» - закреплять название профессий, развивать умение запоминать название предметов необходимых для профессий (врач, парикмахер ,повар, шофер)

 Чтение Е. Чарушин «Утка с утятами» - развивать умение слушать, отвечать на вопросы

Инд. р-закреплять название детенышей дом. Животных

Лепка из соленого теста – угощение для гостей

Среда 21.11

Нод (тема, задачи, ход занятия)

Образовательные области интеграция: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Взаимодействие с родителями

МиСР. Тема: «Число 3 и цифра3»

Цели: закреплять умения устанавливать соответствия между множествами,  считать до 3, закреплять умение классифицировать геом. фиг. по форме и цвету, умение составлять целое из частей.

(Маклакова ст40 №10)

Физкультура (Бондаренко № 4 ст36)

Цель: упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал воспитателя, подлезать под шнур не касаясь руками пола, формировать правильную осанку при ходьбе по доске

9.00-9.15

9.30-9.45

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах (индивидуальная, групповая, подгрупповая)

Утро. Беседа «Где и с кем я живу?»  - развивать умение рассказывать про свою семью

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто же есть моя семья?» Пальчиковая гимнастика «Моя семья» : «Знаю я, что у меня  Дома дружная семья»

Инд р- описание игрушки-развивать умение рассказывать про игрушку

Прогулка. Наблюдение за птицами Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.

Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.

Голуби, голуби —Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари. Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Рассмотреть внешний вид птиц, вспомнить об их повадках. После этого сравнить птиц. Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но голубь больше воробья; голубь воркует, а воробей чирикает, голубь ходит, а воробей прыгает. Голуби не боятся людей, они к ним привыкли.

Воробей над кормом. Прыгает, кружится,

Перышки взъерошены, Хвостик распушился.

Подвижные игры: «Мышеловка». Цели:  развивать быстроту и выносливость; бегать, не задевая друг друга, находить свое место.

«С кочки на кочку». Цели:  формировать навыки прыжков в длину;

развивать ловкость.

Вечер: Музыкальная игра «Колобок».

 Чтение  «Я как мама не люблю в доме беспорядок», «Про девочку Марину», рассматривание иллюстраций. Цель: способствовать возникновению у детей игр по данной теме, обогащение игрового опыта посредством чтения художественной литературы.

 Сюжетно-ролевая игра «Дом» Цель: формировать умение выбирать роль, выполнять в игре с куклами несколько взаимосвязанных действий, показать различные варианты ролевого поведения..

Инд.р- разноцветные карандаши-закреплять основные цвета

  Четверг 22.11

Нод (тема, задачи, ход занятия)

Образовательные области интеграция: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие

Взаимодействие с родителями

Развитие речи Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять небольшой  рассказ по картине (Ушакова ст. 85)

 Рисование гуашью

Тема: «Красивые платочки для мамы

Задачи: Учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы. Вызвать интерес к украшению нарисованных предметов и созданию композиции на основе линейного рисунка. Развивать наглядно –образное мышление.

(И.А.Лыкова ст 100 №43)

9.00-9.15

9.30-9.45

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах (индивидуальная, групповая, подгрупповая)

Утро: Чтение «Мамина работа» Е. Пермяк – развивать умение внимательно слушать

Д/И «Где спряталась собачка».

Цель: упражнять детей в употреблении в речи существительных с предлогами «на», «под», «в», «за», «около».

Инд р-арт гим- «Жил был язычок»

Прогулка:   Наблюдение за льдом Цели:  знакомить с природным явлением — льдом; формировать представление о состоянии воды в окружающей  среде.

Мне серая лужа простудой грозила. Расплюхалась грязь и вовсю моросило. И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера. Сегодня на ветках ни капли, а льдинки. По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной . Дрожит и трещит, хрустит подо мной. Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

Подвижные игры «Перебежки — догонялки».

 Цели: согласовывать свои действия с действиями товарищей.

«Догони меня». Цели: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве;

развивать ловкость.

Вечер: Чтение «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто - развивать умение слушать, отвечать на вопросы

Внесение кукол для сюжетно-ролевой игры «Семья»: сюжет «Большая стирка». Расширять представления  детей о различных видах труда. Способствовать применению в игре социального опыта детей.

Игры с конструктором Bauer – строим мебель для дома, развивать умение обыгрывать постройки.

Лепка из соленого теста- лепим угощения                            

Инд.р – игры с блоками Дьеныша-закрепление цвета и формы

День недели пятница 23.11

Нод (тема, задачи, ход занятия)

Образовательные области интеграция: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Взаимодействие с родителями

Физкультура (Бондаренко № 1 ст37)

Цель: упражнять в ходьбе и беге  в рассыпную, учить перешагивать через шнуры, упражнять в прыжках из обруча в обруч

9.00-9.15

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах (индивидуальная, групповая, подгрупповая)

Утро: Дидактическая игра «Назови ласково» -образовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мама-мамочка, папа-папочка и т.д.                                  Рассматривание сюжетных картин  на тему «Семья» — составлять словосочетания со словами папа и мама.

Отгадывание загадок про семью – развивать умение думать, рассуждать

Прогулка: Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Обратить внимание на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет.

Стоят деревья в инее —То белые, то синие.

Столбами синеватыми. Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее — То белое, то синее.

Подвижные игры «Догони свою пару».

Цели:  - выполнять движения по сигналу воспитателя;

четко ориентироваться при нахождении своей пары.

«Не попадись». Цели:  упражнять в беге в разных направлениях;  развивать медленный и быстрый бег, ориентировку в пространстве

Вечер:  Словесные  игры «Кто кем приходиться»,  «Подбери признак»: Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая.

Кукольный театр «Колобок»

С\р игра «Семья» (готовим обед).Цель: формирование интереса детей к игре, умения отображать в игре те события, которые вызвали интерес; обогащение представлений детей о предметах окружающей действительности, их свойствах, качествах, функциях, действиях с ними.

Игры с настольными театрами, раскрашивание раскрасок



Предварительный просмотр:

«Бусы для мамы» -подвижная игра
Цель: закрепление производить действия по сигналу воспитателя. 
Перед началом игры выбирают ведущего, который будет ловить детей – «собирать бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По сигналу взрослого начинается по кругу ходьба за ведущим, одновременно все дети произносят текст. 
Раскатились бусинки по ковру. 
Я сегодня бусинки соберу. 
Насажу на ниточку по одной – 
Бусинки получатся для мамочки родной. 
С окончанием слов все разбегаются, а ведущий их ловит. 

ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНКА «КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА».

Скорлупа яиц трещит… Прибежал тут петушок,

Это кто же там пищит? Пса большого клюнул в бок,

Это славные ребятки. –Ку-ка-ре-ку! – закричал.

Желторотые цыплятки. Струсил пес и убежал.

Закудахтала наседка: Смотрит мама – курица:

- С Днем рожденья, мои детки! Что – то небо хмурится.

А цыплята в тот же миг Позвала она детей

Из скорлупок в травку – прыг! - Ко-ко-ко, домой скорей!

В небе солнышко сияет, Самый смелый из цыплят

Мама с детками гуляет, Дождику и тучке рад.

Учит их траву щипать, Но когда ударил гром,

Червячков в земле искать. Даже он помчался в дом.

Мимо пес большой бежал, Вот иду по улице

Он залаял, зарычал. Детки с мамой – курицей.

А цыплята испугались Ах, как весело опять

И по саду разбежались. После дождика гулять!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Мы решили суп сварить, Указательным пальцем правой руки провести

Маму с папой накормить. Несколько раз по указательному

Мы морковку поскоблили, пальцу левой руки (чистим морковь),

Остальные пальцы прижаты к ладони.

Мы картошку раздобыли. Руки сложить в кулаки, покрутить ими

В разные стороны.

Посолили, Локти опираются о стол, пальцы сложены

Щепоткой. Показать, как солят суп.

Помешали, Кисть руки опустить и выполнять ею

круговые движения.

Маму с папой накормить.

Моя семья.

Знаю я, что у меня   Руки поднять вверх ладонью к себе,

Дома дружная семья:   пальцы выпрямить.

Это – мама, Согнуть безымянный палец.

Это – я, Согнуть мизинец.

Это – бабушка моя, Согнуть средний палец.

Это – папа, Согнуть указательный палец.

Это – дед. Согнуть большой палец.

И у нас разлада нет! Пальцы сжать в кулак

Мышиная семья.

Раз гостила у меня Руку поднять вверх ладонью к себе,

Вся мышиная семья: пальцы выпрямить.

Папа – мышка, Пригнуть большой палец.

Мама – мышка, Пригнуть указательный палец.

Мышь – дочурка, Пригнуть средний палец.

Мышь – сынишка. Пригнуть безымянный палец.

И еще сынок – мышонок – Пригнуть мизинец.

Самый маленький ребенок.

Вот такая у меня Пальцы сжать в кулак,

Раз в гостях была семья! а затем выпрямить.

Чтение «Мамина работа» Е. Пермяк

Петина мама была штукатуром. Она штукатурила дома. Давно хотелось Пете посмотреть, как это делается, да все не удавалось.

Как-то раз мама сказала Пете:

─ Выходи, сынок, завтра на балкон. Увидишь, как мы наш старый дом будем в новое платье одевать.

Не понял Петя, как это можно дом в платье одеть, но спрашивать не стал. «Сам увижу», ─ решил он про себя.

Утром выбежал Петя на балкон. Смотрит, рядом еще один балкон появился. Да не простой, а висячий. Хочешь ─ подымешь его, хочешь ─ опустишь.

А на висячем балконе стоит мама с какой-то девушкой.

«Это, наверное, мамина помощница», ─ подумал Петя.

Возле помощницы стояло большое дощатое корыто с серым тестом. Девушка брала это тесто маленькой лопаточкой и набрасывала на стену дома. А Петина мать разглаживала его ровным-ровнешенько. Долго смотрел Петя на мамину работу, пока не увидел, что серое тесто на стене стало твердым и белым.

Понял теперь Петя, как дом в платья одевают. Захотелось ему скорее вырасти, чтобы самому научиться наряжать дома в красивую одежду.

Хорошая это работа. Нужная.

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

На бульваре бабушки

Баюкают внучат,

Поют внучатам ладушки,

А малыши кричат.

Расплакались две Оленьки,

Им жарко в летний зной,

Андрей, в коляске голенький,

Вопит как заводной.

— Ладушки, ладушки...—

Ох, устали бабушки,

Ох, крикунью Ирочку

Нелегко унять.

Что ж, опять на выручку

Вовку нужно звать.

— Вовка — добрая душа,

Позабавь-ка малыша!

Подошел он к бабушкам,

Встал он с ними рядышком,

Вдруг запрыгал и запел:

— Ладушки, ладушки!

Замолчали крикуны,

Так они удивлены:

Распевает ладушки

Мальчик вместо бабушки!

Засмеялись сразу обе

Маленькие Оленьки,

И Андрей не хмурит лобик,

А хохочет, голенький.

Вовка пляшет на дорожке:

— Ладушки, ладушки!

— Вот какой у нас помощник!

Радуются бабушки.

Говорят ему:—

Спасибо!

Так плясать

Мы не смогли бы!

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

 

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша… (мама)

 

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… (бабушка)

 

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый… (дед)

ИГРА«КТО КЕМ ПРИХОДИТСЯ?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)

«Подбери признак»

Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная,

заботливая… 

Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый…

Бабушка (какая?) - ... 

Дедушка (какой?) - …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно - тематическое планирование. Тема: «Моя семья. Рождество. Семейный досуг». Старший дошкольный возраст

Комплексно - тематическое планирование по теме: «Моя семья. Рождество.  Семейный досуг».         Старший дошкольный возраст Цель: Духовное ...

Комплексно тематический план по теме: "Моя семья"

Примерно-комплексно тематический план по теме: "Моя семья" в который включены все образовательные области. А так же взаимодействие с семьей....

Комплексно-тематическое планирование "Петушок и его семья"

Во все времена люди с любовью относились к домашним птицам. О них слагались сказки, потешки, песенки.Дети, живущие в городе     , не всегда знают домашних птиц. Поэтому актуа...

Презентация.Комплексно-тематическое планирование по проекту "Моя семья. Мое генеалогическое дерево"

Цель: формирование у детей духовно-нравственных отношений и чувств сопричастности к родному дому, семье, интереса к истории своей семьи....

Комплексно тематический план на тему "Моя семья"

Календарный комплексно-тематический план проведения непосредственно образовательной деятельности на тему "Моя семья" в средней группе...

Комплексно-тематическое планирование Я и моя семья

Итоговое мероприятие: Совместный с родителями досуг «Кто наш дом оберегает?» Образовательные области Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-...

Примерное комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Семья это мы, семья это я, и мама моя!» (День матери)

Цель: способствовать развитию формирования собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью....