Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сидорова Анастасия Дмитриевна

Конспект фронтального занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты.

Сидорова Анастасия Дмитриевна

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты.

Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду.

Задачи:

Познавательные:

активизировать и расширять словарь путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов;

закреплять приобретенные произносительные навыки;

развивать темпо-ритмические характеристики речи;

совершенствовать навыки:

• употребления существительных с суффиксами со значением уменьшения и увеличения;

• употребления относительных и сложных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже;

• согласования количественных числительных с прилагательными и существительными.

• составления сложносочиненных предложений при сравнении овощей;

Коррекционно-развивающие:

• совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память;

• развивать речевое дыхание;

• совершенствовать координацию речи с движением;

• совершенствовать диалогическую форму речи;

• развивать артикуляционную и мелкую моторику;

• совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза;

• развивать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения, пространственно-временные представления;

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей, потребность в здоровом образе жизни;

• совершенствовать умение работать в коллективе;

• повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование

Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Фрукты» в режиме Open Office, предметные картинки.

Технологии:

• здоровьесберегающая технология;

• ИКТ;

• диалог с детьми;

• рефлексия.

Форма проведенияфронтальная

Предварительная работа:

• беседа о фруктах, о сезонных работах в саду, о здоровом образе жизни;

• физминутки «Садовник»;

• пальчиковой гимнастики «Будем мы варить компот»;

• использование графических моделей «Семейка слов» и алгоритмов описания предмета в рамках всех лексических тем;

• отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме «Фрукты»;

Этапы:

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, отгадайте загадки:

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся.

Детифрукты.

Логопед: А какие ещё фрукты вы знаете?

Дети(слива, абрикос, лимон, апельсин, гранат, мандарин)

Логопед: А где растут фрукты?

Дети: На деревьях, в саду.

Логопед: Как называются деревья, на которых растут фрукты?

ДетиФруктовые.

(Слайд 2)

II. Введение в тему.

Стук в дверь«Вам письмо».

Логопед читает письмо: «У меня в саду вырос богатый урожай фруктов. Пожалуйста, помогите побыстрее его убрать».

Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?

Дети: Это письмо прислал человек, который выращивает фрукты в саду.

- Правильно, это письмо от садовода. А как ещё по-другому можно назвать садовода?

Дети: Садовник.

- Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?

Дети: Потому что если вовремя не собрать фрукты, то они начнут опадать и портиться. Семье садовода нечего будет кушать зимой.

Логопед: Правильно, молодцы! Садовод долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Нельзя допустить, чтобы его труд был напрасным. Поможем ему? Отправляемся в сад.

III. Основная часть.

1. Активизация и обогащение словаря (Игры «Подбери признаки, действия к предмету»«Скажи наоборот»«Скажи по-другому»)

Логопед: Вот мы и в саду. (Слайд 3)

- Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)

- Вы узнали садовода? (Да)(Слайд 4)

- Что он делает в огороде весной? (Слайд 5)

Дети: Садовод копает, сажает, поливает, срезает старые ветки у фруктовых деревьев.

- А летом? (Слайд 5)

Дети: Поливает, удобряет, выращивает, пропалывает, работает.

- Чем занимается садовод осенью? (Слайд 6)

Дети: Собирает урожай, делает заготовки на зиму.

Логопед: Почти весь год садовод работает. Как сказать по-другому? (Трудится)

- Следит за садом, а по-другому? (Наблюдает)

- Он все время работает, ему даже некогда (отдохнуть)

- Что нужно садоводу для работы?

Дети: Садоводу нужна лопата, грабли, лейка, ведро, тачка, садовые ножницы.

- Назовите эти предметы одним словом?

Дети: Это садовые инструменты. (Слайд 7)

-Давайте покажем, что ими делают.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики

• Лопата копала, копала, копала,

Потом улеглась, видно очень устала.

• Сгребаем граблями землю («причесать» язык зубами)

• Коси, коса, пока не высохла роса («часики»)

• Песенка водички из лейки.

• Глубокое ведро («чашечка»)

• Молоток стучал, стучал («т-т-т» по альвеолам)

Садовод ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому (богатый)(Слайд 8)

- Какие замечательные фрукты выросли! Похвалите их. (Фрукты большие)

- Как сказать по-другому? (крупные, огромные)

- Все фрукты крупные и даже совсем нет каких? (маленьких, мелких,

- Какие еще фрукты(красивые, аппетитные, сочные, сладкие, твердые, мягкие, полезные)

- Все фрукты полезные, и совсем нет, каких? (вредных)

Фрукты поспели, значит, они (спелые, зрелые).

Фрукты приятно пахнут, значит, они какие? (ароматные)

- Как сказать по-другому? (душистые)

Дыхательная гимнастика

-Давайте понюхаем фрукты (наращивание фразы): Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет фруктами(на выдохе).

2. Игра «Семейка слов» (Слайд 9, 10)

Логопед: Много фруктовых деревьев с фруктами в саду. В саду их высаживают в определенном порядке – рядами. А что же тут растет? (графические модели для образования родственных слов).

Дети: Здесь выросла «семейка» слов.

Логопед: От какого слова они «родились»? (От слова «огород»)

Дети образуют родственные слова с опорой на графические модели и картинки:

(Сад, садик, сад, садовод, садовник, садовница, садовый, садовничать, садоводство).

Логопед: Придумайте предложения с этими словами.

Дети: Заботливый садовод опрыскивает фруктовые деревья. Садовник срезает старые ветки садовыми ножницами. В садоводстве поспел большой урожай яблок.

3. Динамическая пауза.

Речь с движением «Садовник»

Логопед: Ребята, нам надо спешить с уборкой урожая! Возьмем корзины, они пока еще (пустые) и поэтому какие? (легкие) (имитация ходьбы с легкой корзиной)

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы Движения правой рукой вверх, вниз.

Известью, белилами.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит один

– Ты скажи, садовник наш, ребенок. Ведут диалог

Что ты нам в награду дашь?

– Дам в награду слив лиловых, На каждое название фруктов загибают

Груш медовых, самых крупных, по одному пальцу на обеих руках

Спелых яблок, вишен целый килограмм. начиная с больших.

Вот что вам в награду дам!

(Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения).

Логопед: Теперь наши корзины доверху нагружены фруктами, поэтому они какие? (Корзины полные и тяжелые). Покажите, как вы их понесете.

4. Игра «Карлики-великаны» (Слайд 11, 12)

Логопед: Не только мы собираем урожай, карлики и великаны тоже трудятся в своих садах и садиках.

У нашего садовода вырос лимон, у карликов – (лимончик, а у великанов -(лимонище)

Логопед: Апельсин, абрикос, гранат, виноград, мандарин.

Дети приседают, называя «маленькие» овощи, встают на носочки, называя «огромные» овощи.

5. Игра с мячом «Скажи одним словом про фрукты»

Логопед: Яблоко жёлтое и розовое – жёлто-розовое яблоко,

- апельсин яркий и оранжевый, значит, он…. (ярко-оранжевый)

- слива темная и синяя,

- виноград светлый и зеленый,

- гранат кислый и сладкий

6. Игра «Веселый счет» (Слайд 13)

Логопед: Мы собрали целую корзину фруктов. Назовите, чего сколько лежит в корзине?

Дети: В корзине лежит три больших зелёных яблока, один жёлтый лимон и т. д.

7. Игра «Слоги слово загадали» (Слайд 14)

Логопед: Садовод предлагает поиграть в игру. Отгадайте слова, запомните их по порядку.

Слоги слово загадали:

«ва» - в конце, а «сли» - в начале; (слива)

«нат» - «гра»(гранат)

«мон» - «ли»(лимон)

«ша» - «гру»(груша)

- Повторите слова (слива, гранат, лимон, груша).

8. Игра «Убери лишнее»-

На наборном полотне 8 картинок с изображением фруктов

Логопед: Уберите те овощи, про которые не было загадок. Что вы убрали? Оставшиеся картинки расставьте по порядку. (Дети расставляют картинки по порядку: слива, гранат, лимон, груша) (Слайд 15)

9. Игра «Что где стоит?» (Слайд 15)

Логопед: Садовод продолжает загадки. Какой фрукт стоит перед лимоном(Гранат) Как еще можно сказать, где стоит гранат? Используйте слова «после»«за»«между»«слева»«справа».

Дети: Гранат стоит после сливы; между сливой и лимоном.

10. Игра «Сравни яблоко и сливу» (по алгоритму) (Слайд 16, 17)

Логопед: Давайте сравним тыкву и морковь. Чем они похожи?

Дети: Это фрукты, растут на дереве, они сладкие, полезные, сочные, можно кушать в сыром и вареном виде, выжать сок.

Логопед: Чем отличаются эти овощи?

Дети: Яблоко крупнее сливы; яблоко круглое, а слива овальная; яблоко зелёное, а слива синяя, яблоко твёрдое, а слива мягкая, у яблока много семечек внутри, а у сливы – одна косточка.

11. Игра «Фруктовые блюда»(Слайд 18)

Логопед: Садовод благодарен за помощь и приготовил нам в подарок целую корзину фруктов. Садовница спрашивает: «Нужно ли есть фрукты? В каком виде они полезнее: в сыром или вареном?» Почему? Любите ли вы фруктовые блюда? Что готовят ваши мамы из фруктов?

ДетиФрукты нужно кушать, в них много витаминов. Полезнее сырые фрукты. Моя мама варит фруктовый компот, делает сливовое варенье, выжимает яблочный сок, готовить лимонный пирог и т. д.

Логопед: Хозяйка говорит, что в ее семье круглый год кушают фрукты и очень любят, когда она готовит(Слайд 19)

- варенье из яблок, какое варенье?; (яблочное варенье)

- джем из груши;

- кисель из сливы;

- пирог из лимона;

- сок из апельсина.

Хозяйка говорит, что она очень часто варит компот и нас хочет научить этому.

Пальчиковая гимнастика «Компот»(Слайд 20)

Будем мы варить компот, Левую ладошку держат

Фруктов нужно многоВот«ковшиком», указательным

пальцем правой руки «мешают».

Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному

Грушу будем мы рубить. начиная с большего.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «мешают».

Угостим честной народ. Протягивают ладошки, словно угощая.

IV. Итоги. Окончание занятия.

Логопед: Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились и помогли сельским жителям. Что нового и полезного вы сегодня узнали?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Весенние цветы. Звук Ц"

В приложенном файле представлен конспект занятия в подготовительной логопедической группе. В конспекте прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия. Занятие проходило в увлекательной динамичной ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Инсценировка сказки "Где мой домик?"

Увлекательное занятие, которое провожу уже несколько лет в подготовительных логопедических группах. Дети с большим удовольствием разыгрывают сказку, имитируя поведение, голоса лесных зверей. Очень сов...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы»

В данном констпекте идутт задания и игры  по теме «Перелетные птицы»....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Дифференциация звуков и букв п-б"

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ...