Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры»
учебно-методическое пособие на тему

Куликова Инна Михайловна

Мастер-класса для воспитателей ДОУ. Научить слушателей приёмам работы, по формированию коммуникативной компетентности у учащихся детей младшего школьного возраста (по закону об образовании – уровня начального общего образования) через музыкально-ритмическую деятельность на музыкальных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmts.docx577.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Куликова Инна Михайловна

Музыкальный руководитель

МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка»

Мастер-класс по теме «Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры»

Цель: научить слушателей мастер-класса приёмам работы, по формированию коммуникативной компетентности у учащихся детей младшего школьного возраста (по закону об образовании – уровня начального общего образования) через музыкально-ритмическую деятельность на музыкальных занятиях.

Задачи:

1. воспитание внимания, развитие интереса к музыкально-ритмической деятельности;

2. привитие практических навыков по формированию коммуникативной компетентности через музыкально-ритмическую деятельность;

3. разучивание сослушателями коммуникативных игр «Поймай ритм», «Танец Шляпы»,  «Ниточка с иголочкой?», «Ручеёк»; коммуникативный танец «Светит месяц», «Озорная полька».

Методы и приёмы:

показ, объяснение, имитационная игра, вовлекающий показ, беседа, моделирование, рефлексия.

Оборудование: фортепиано (синтезатор), компьютер, проектор, экран, колонки.

Ход:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Куликова Инна Михайловна, работаю музыкальным руководителем  МАДОУ  ДС №37 «Дружная семейка».

В течение пяти лет я работала над темой «Развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи», и  когда в сад стали поступать дети с ОВЗ, стал вопрос о том, как сделать свои занятия интересными и доступными и для таких детей.

(СЛАЙД 2).  Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя в ней способ самовыражения, взаимопонимания. Музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания детей.

Любимым видом музыкальной деятельности детей – дошкольников является музыкально-ритмическая (танцевальная) деятельность.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому необходимо создать максимальные условия для реализации его двигательной активности, как в регламентированной, так и нерегламентированной (самостоятельной) деятельности.

(СЛАЙД 3).  В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельность нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и неточные движения».

(СЛАЙД 4) Как известно, особый ребенок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но веселых и подвижных танцах-играх, дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз, и т. д. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

В нашем дошкольном образовательном учреждении особенности развития детей с ОВЗ не препятствуют освоению ими общеобразовательных программ, но обуславливают необходимость их определенной адаптации с учетом психологических особенностей детей данной категории.

(СЛАЙД 5) Изучила литературу, обратилась к русскому фольклору и выяснила для себя, что коммуникативные танцы и игры  это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.

(СЛАЙД 6)  Ц е л ь: развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры

З а д а ч и:

  1. развивать способности к эмоционально – выразительному, осмысленному исполнению движений под музыку;
  2. обще интеллектуальные способности (музыкальное мышление, музыкальную память, воображение)
  3. знакомить детей с музыкальными жанрами и видами ритмики (упражнения, танец, игра);
  4. формировать красивую осанку, выразительность и пластику движений в соответствии с формой и характером музыкального произведения;
  5. развивать у детей с ОВЗ креативность: формировать творческие проявления в музыкально-ритмических движениях;
  6. развивать коммуникативные качества.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми  и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

(СЛАЙД 7) В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы   направления воспитательной работы, которые вы видите на слайде.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям.

Ценность таких танцев   в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участие в танце-игре. И сейчас я хочу вам представить несколько игр и танцев. МАСТЕР-КЛАСС.

«Ниточка с иголочкой»

  Дети становятся по кругу. Считалкой выбирают из играющих «иголочку», «ниточку» и «узелок», которые выходят и круг. В это время остальные берутся за руки и поднимают их вверх воротиками. По сигналу «иголочка», «ниточка» и «узелок» начинают бегать между детьми. При этом «иголочка» старается запутать «ниточку» с «узелком».
  Когда дети освоятся, «ниточку» можно «удлинить», выбрав трех и более детей.
  Игру можно проводить, сопровождая движения текстом:

Игла-барыня, княгиня.
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама раздетая ходила.
Она тонка, да длинна, 
Одноуха, да остра, 
Одноуха, да остра,
Всему миру красна.
Хвостик нитяной 
Тянет, тянет за собой. 
Сквозь холст он проходит, 
Узелок себе находит.
C:\Users\User\Desktop\Выступление\40_3.jpg

Золотые ворота

Дети стоят по кругу взявшись за руки. C:\Users\User\Desktop\Выступление\post-19913-1430827627.jpg

Два ведущий образуют «воротики», взявшись двумя руками. Дети проходят в «воротики» и поют.

Золотые ворота,

Проходите господа.

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим Вас.

На последнее слово ведущие закрывают «ворота» и кто остается закрытым говорит: «Ворота, ворота – выпустите меня». Ведущие: «Не выпустим, а ты нам песню спой (5 раз на одной ножке проскочи…)»

РУЧЕЁК

Дети становятся змейкой, взявшись за руки. Первые два ребенка становятся «воротиками», дети все проходят в «воротики». И когда все пройдут ведущие присоединяются к последним. По сигналу уже следующая первая двойка становится в «воротики» и т.д. Можно с ускорением. C:\Users\User\Desktop\Выступление\113331172_4027137_gggggggggggg.png


ПОЙМАЙ РИТМ!

Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный  ритм, который легко повторить (например, ). По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.Описание: http://secret-terpsihor.com.ua/images/stories/1329806483_post-280950-1314561067.jpg

Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши

Варианты игры: Можно отстукивать ритм на разных частях тела.
Ритм можно сопровождать словами. Например, «Да-вид Холл» или «Суп с лапшой». Каждому участнику поочередно можно предлагать стать ведущим.
Для сопровождения можно использовать музыкальную аудиозапись. Можно использовать такие инструменты, как бубны.
Простые ритмы группа может повторять немедленно (как эхо). 
Участники могут повторять заданный ритм один за другим, по очереди.
Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва. Он может произнести: «Все меняется», чтобы подать группе сигнал перехода к новому ритму.

ТАНЕЦ ШЛЯПЫ

Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение — с тем чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.

Важно: Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа.
Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.
Описание: http://secret-terpsihor.com.ua/images/stories/3-bluezoo----82.jpg

Коммуникативный танец - игра «Светит месяц»

И.п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу, руки в положении «Лодочка», но согнувши.  http://secret-terpsihor.com.ua/images/stories/110046196____________12a.png

 1-2 такт: 4 приставных шага в право (в середину круга) с притопом в конце фразы.

3-4 такт: то же влево (из круга).

5-7 такт: хлопок перед собой, обмен хлопками на слабую долю (4 хлопка)

8 такт: хлопок перед собой, взяться за руку «здороваемся» и дети внешнего и внутреннего  круга делают шаг по линии танца и переходят к другому партнёру. Танец повторяется с ускорением.

Озорная полька

http://secret-terpsihor.com.ua/images/stories/111125images.jpg

Дети становятся по кругу парами в VIпозицию, мальчики – спиной с согнутыми руками в локтях, ладони друг-другу, девочки – лицом к центру, руки так же как у мальчиков.

Музыка А

1-4такт – хлопки – к себе, друг другу (4 хлопка).

5-8 такт – девочки боковым галопом передвигаются по кругу к соседнему мальчику.

1-8такт – движения повторяются (3 раза);

Музыка Б

1-2 такт – 3 хлопка к правому уху, 3 хлопка к левому уху.

3-4 такт – на носках отвернуться друг от друга.

5-6 такт – 3 хлопка к правому уху, 3 хлопка к левому уху.

7-8 такт – на носках повернуться друг другу.

И так долее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс "Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры"

Мастер-класс проводила для воспитателей города по теме Развитие музыкально-ритмических способностей детей с ОВЗ через коммуникативные танцы и игры...

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Мастер- класс для педагогов ДОУ «Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через песенно-игровой фольклор»

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойч...

Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"

Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"...

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год  по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у  детей дошкольного возраста...