Материал для работы с детьми К.Фопель
план-конспект занятия на тему

Новосёлова Елена Васильевна

К.Фопель "Игры для детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_detey_3h_let.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воздушный поцелуй

Описание. Это очень короткая игра, расслабляющая мышцы шеи и затылка и сосредотачивающая внимание.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Что вы можете делать губами?.. Можете ли вы целовать ими воздух? Попробуйте, поцелуйте воздух... А сейчас сделайте кое-что посложнее... Попробуйте один раз поцеловать кого-то, кто находится за углом с одной стороны от вас... А теперь с другой стороны...

Пошлите поцелуй потолку над вами... полу под вами...

Пошлите поцелуй другим детям...

Теперь посмотрите на меня и пошлите мне поцелуй... Это у вас хорошо получилось. Я вам всем тоже посылаю поцелуй.



Веселая змейка

Описание. В этой игре дети ходят змейкой по комнате и касаются частей тела, которые называет ребенок, идущий во главе ребят.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Станьте змейкой друг за другом. Сначала я стану впереди, а потом любой другой ребенок может занять мое место во главе змейки. Тот, кто впереди — ведущий; он водит змейку по комнате и называет разные части тела, например: ухо, нос, плечо, живот, колено, локоть, голова, спина, нога или рука... Остальные дети должны, продолжая идти, коснуться этих частей тела.

Давайте начнем, идите все за мной...

Голова!.. Нос!.. Теперь я пойду в хвост змейки, а ребенок, стоявший за мной, будет новым ведущим.

(Позаботьтесь о том, чтобы ведущий часто сменялся. На ходу можно производить различные движения руками, симметричные и асимметричные, например: правую руку вверх, левую руку вверх, обе руки вверх, обе руки в сторону, взмах правой рукой, взмах левой рукой, взмах обеими руками и т. д.)

Прикосновения

Описание. В этой игре дети закрепляют свои знания о человеческом теле и его строении, прикасаясь различными частями тела к предметам в комнате или к другим частям тела.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Разойдитесь по комнате и найдите место, которое вам нравится... Вы можете мне показать:

  • как вы касаетесь коленями пола...
  • как вы касаетесь пола руками...
  • как вы касаетесь спиной стены...
  • как вы касаетесь спиной пола...
  • как вы касаетесь локтем колена...
  • как вы касаетесь рукой запястья...
  • как вы касаетесь рукой бока...
  • как вы касаетесь носом двери...
  • как вы касаетесь носом пола...
  • как вы касаетесь ступней пола...
  • как вы касаетесь двумя ступнями пола...
  • как вы касаетесь ступней своей головы...
  • как вы касаетесь пяткой стены...
  • как вы касаетесь двумя локтями стола...
  • как вы касаетесь коленом подбородка...
  • как вы касаетесь ухом сиденья стула...
  • как вы высоко поднимаете игрушки двумя руками...
  • как вы высоко поднимаете игрушки двумя ногами... Что еще вы хотите мне показать?

Нос к носу

Описание. В этой прелестной игре дети с закрытыми глазами пытаются прикоснуться одной частью своего тела к этой же части тела другого ребенка. Это интересная задача, с которой ребята иногда справляются с первой попытки.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Станьте со своим другом или подружкой друг против друга примерно на расстоянии вытянутой руки. Один из вас закрывает глаза и очень-очень медленно идет вперед, пока не найдет кончиком своего носа нос партнера.

(Затем дайте возможность потренироваться второму ребенку. Когда дети выполнят это задание, попробуйте другие варианты игры.)

Снова встаньте друг против друга на расстояние вытянутой руки. Оба закройте глаза и попробуйте одновременно пойти навстречу друг другу, так чтобы кончики ваших носов соприкоснулись. Двигайтесь очень-очень медленно и плавно, внимательно прислушиваясь. Возможно, вы услышите, как дышит ваш партнер, и ваши уши подскажут вам путь...

(Можете дать детям задание с закрытыми глазами сопри-: коснуться ступнями, коленями или руками.)

      Волшебное перо

Описание. Эта поэтичная игра дает детям прекрасную возможность расслабиться и сконцентрировать внимание. Она укрепляет привязанность каждого отдельного ребенка к вам как ведущему группы. Ребята охотно разрешают прикасаться к себе необычным способом. Каждый получает шанс на короткое время без затруднений оказаться в центре внимания. Игра развивает телесное сознание детей — в особенности их тактильное восприятие.

Материалы: вам понадобится большое красивое перо. Также вы можете использовать кончики собственных пальцев.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. У меня в руках волшебное перо, которым я коснусь разных мест вашего тела. Оно приятно на ощупь, и его прикосновение подарит вам бодрость и веселье.

Я поочередно буду подходить к каждому из вас. Ребенок, рядом с которым я останавливаюсь, закрывает глаза. Тогда я нежно коснусь волшебным пером его лица, шеи, ладони или руки. Не открывая глаза, ребенок должен дотронуться указательным пальцем до того места, которого коснулось перо. После этого он может открыть глаза, а волшебное перо коснется другого ребенка.

(Играя в эту игру первый раз, ошибку на несколько сантиметров вы можете считать вполне хорошим результатом. Если ребенок оказался слишком далеко от цели, вы можете отметить: «Ты почти попал!» Затем укажите ему на правильное место. Помните о том, что дети учатся, наблюдая.

Работая с более старшими детьми, через некоторое время вы можете доверить волшебное перо одному или нескольким ребятам.)

     

 Падающее перо

Описание. В этой игре вашим помощником будет маленькое пушистое перышко либо иной подобный предмет, легкий и воздушный.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. У меня в руке маленькое пушистое перышко. Посмотрите, как мягко оно падает на пол, когда я его отпускаю.

Сейчас я отпущу его, а вы считайте вслух: давайте узнаем, сколько времени потребуется перышку, чтобы долететь до пола. Мы можем посчитать вместе: раз... два... три... четыре... пять...

Теперь станьте здесь. Представьте, что каждый из вас — маленькое красивое перышко, которое выпало из крыла птицы, пролетевшей над землей. Вы будете медленно и мягко опускаться вниз, на пол, парить как перышко, и при этом считать до пяти. На счет «три», вы, вероятно, уже будете почти лежать на полу... Когда вы долетите до пола, полежите там несколько мгновений совершенно расслабленно.

Пока вы летите, я буду громко считать вслух. Начали: раз... два... три... четыре... пять...

      Гамак

Описание. Эта игра дает возможность хорошо расслабиться под музыку. Каждый ребенок может понежиться, получив необычный подарок от взрослых. Дети любят подобные игры.

Возраст участников: с 3 лет.

Материалы: шерстяное одеяло или простыня; спокойная инструментальная музыка. Очень хорошо подходят «Колыбельная» Брамса и «Мечтания» Шумана*.

Инструкция детям. В некоторых странах люди, когда хотят хорошо и комфортно отдохнуть, используют гамак. Полностью расслабившись, они ложатся в него и мягко покачиваются из стороны в сторону. Сегодня мы сделаем особенный гамак: я постелю на пол одеяло* и один из вас может на некоторое время улечься на него. Один взрослый становится у его головы, а другой — у ног, затем мы немного приподнимаем одеяло, и ребенок медленно раскачивается в гамаке в такт музыке. Все остальные дети стоят вокруг и могут, приветливо улыбаясь, подпевать звучащей мелодии. Через некоторое время мы мягко опускаем ребенка на пол. И гамак освобождается для следующего ребенка.

(Присматривайте за ребенком, который качается в гамаке; напевайте мелодию вместе со всеми и ощущайте своим телом ее ритм.)

Путешествующий шарик

Описание. Используемый в игре цветной воздушный шар притягивает внимание детей и помогает тренировать чувство расстояния. Игра сплачивает группу.

Материалы: вам будет необходим надутый воздушный шар средней величины. Подберите хорошую инструментальную музыку; мы можем порекомендовать «Вариации на тему Моцарта» М.И. Глинки.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Я хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется «Путешествующий шарик».

Сядьте тесным кругом на пол. Как только я включу музыку, начинайте передавать друг другу воздушный шарик, пока он не пройдет круг,..

Теперь отодвиньтесь чуть-чуть назад, чтобы круг стал шире. Снова передавайте шарик по кругу, но на этот раз в другом направлении. Пусть он сделает еще один круг. Это уже немного сложнее...

Опять отодвиньтесь немного назад и сделайте круг еще шире. Ложитесь на живот, вытяните ноги, руки и снова передавайте шарик по кругу. Не бросайте его соседу, а протягивайте. Вы чувствуете, как шарик заставляет вас тянуться?

(Дайте кругу расшириться так, чтобы дети все еще могли передавать шарик. Для детей постарше — от 4 до 5 лет — хорошо провести другой вариант этой игры. В этом случае ребята начинают игру, сидя спиной к центру круга. Здесь круг должен увеличиваться медленнее, а в третий раз, чтобы передавать шарик, дети могут лечь на спину.)

    Макароны

Описание, Это короткое и приятное расслабляющее упражнение, которое очень нравится детям.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Станьте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы — пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться.

Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым клубком...

А когда я крикну «Кетчуп!», вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные.

Могучий лев

Описание. Это короткая интересная игра, помогающая детям расслабить мышцы лица и шеи. Одновременно она способствует углублению дыхания.

Эта игра нравится детям прежде всего потому, что они могут идентифицировать себя с могучим зверем и показать свой голос.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Встаньте на колени на пол и положите руки на ноги. Сейчас вы можете превратиться в великолепных львов: сильные когти... хвост с коричневой кисточкой... могучая голова с громадной пастью и блестящими зубами...

Широко откройте свои львиные глаза. Теперь распахните львиную пасть и высуньте львиный язык.

Очень устрашающе!.. Но можно сделать еще кое-что...

Издайте негромкий, но мощный львиный рык; он, вероятно, звучит как далекий гром или рычание большой, очень большой собаки. А сейчас попытайтесь издать действительно страшный рык. Рычите на меня страшным рыком... Теперь порычите на своих соседей с одной, а потом с другой стороны от вас... Закройте глаза и постарайтесь почувствовать свою львиную морду и львиный язык... Опять откройте глаза и еще раз порычите на меня... на ребят с левой стороны... на ребят с правой стороны... Не закрывайте львиную пасть.

Закройте глаза, еще раз почувствуйте свои львиные глаза, морду и язык...

А теперь закройте свою пасть. Оближите львиным языком львиные губы, сильно потрясите головой... и откройте глаза.

Пальцы прячутся

Описание. Эта игра тренирует мышцы рук и является замечательной подготовкой к подвижным упражнениям из книги «Привет, ручки!».

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте на пол, протяните руки вперед и пошевелите пальцами, как сороконожка ногами.

Очень быстро поработайте пальцами в воздухе, вверх, вниз, в одну сторону, в другую сторону...

А теперь хорошенько спрячьте пальцы в кулачках, так чтобы никто не смог их увидеть. Они должны полностью скрыться. Никто не должен их больше видеть! Мы сможем их найти, только если позовем сыщика.

Теперь выпустите свои пальцы наружу. Покажите им весь белый свет, чтобы они сказали: «Мы уже бывали здесь прежде!»

Потяните растопыренные пальцы, превращая каждую кисть в красивую звездочку...

Теперь поднимите руки высоко вверх и скажите потолку нашей комнаты: «Добрый день, это я».

Помашите другому ребенку обеими руками и скажите: «Привет, это я».

Теперь положите руки на колени и дайте им перевести дух; пусть отдохнут ваши мизинцы; пусть отдохнут безымянные пальцы; средние пальцы пусть отдохнут; пусть отдыхают указательные пальцы; и наконец, пусть отдохнет ваш красивый гибкий большой палец.

Праздничные свечи

Описание. Эта игра поможет детям урегулировать дыхание и автоматически начать глубже дышать. Одновременно ребята смогут расслабить мышцы лица.

Это прекрасное, очень простое упражнение захватывает внимание детей и помогает им собраться.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Как начинается день вашего рождения? Стоят ли на вашем дне рождения горящие свечи? Печет ли для вас мама пирог? А сколько свечей для вас ставят?..

Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога на вашем дне рождения. Очень нежно задуйте ее.

Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Чтобы отметить ваш следующий день рождения, вероятно, вам потребуется вдвое больше свечей.

Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять праздничных свечей. Задуйте их все. Дуйте очень сильно!

Закройте глаза, представьте еще несколько свечей и задуйте их. Почувствуйте, как воздух выдувается из вашего рта...

Теперь откройте глаза. Представьте легкую травинку. Возьмите ее двумя пальцами. Очень нежно дуйте на травинку, так чтобы она согнулась вперед...

Положите руки на колени и дайте им передохнуть.

Сдуй меня!

Описание. Это очень удачная игра, прекрасно сочетающая возможность дать детям расслабиться и пообщаться друг с другом. Дыхание детей углубляется, у них создается бодрое настроение.

Эта игра особенно нравится маленьким детям, они чувствуют себя сильными, когда видят, как взрослый падает и вновь поднимается от их дыхания. Они обязательно спросят: «Мы на самом деле тебя сдули?»

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте все вместе на пол. Я сяду напротив вас... Теперь сильно дуйте на меня, как настоящая буря. Представьте, что вы — ураган, который ломает сучья деревьев и срывает листья с ветвей. Дуйте вместе так сильно, как только вы можете, и попытайтесь сдуть меня. (Когда дети на самом деле сильно подуют, упадите на бок.)

Теперь перестаньте, пожалуйста, дуть и поднимите меня. Для этого втягивайте в себя воздух, как пылесосы. При этом издавайте тихий звук, говорящий о том, что вы со всей силой тянете воздух.

(Когда дети будут на самом деле сильно втягивать воздух, медленно поднимитесь.

Многие группы охотно повторяют этот необычайно захватывающий процесс несколько раз. Вы должны быть к этому готовы. Если хотите, поменяйтесь ролью с детьми. Правда, в этом случае вас ждет «неудача»: покажите детям, что вы не обладаете той магической силой, которая есть у них!)

Проснуться и уснуть

Описание. В ходе этой игры дети учатся быстро переключаться с ситуации сна на ситуацию бодрствования, и наоборот, совершенствуя умение расслабляться и переходить из одного состояния в другое.

Материалы: вам будет необходим колокольчик, а также, если в комнате нет ковра, одеяло или матрац для каждого ребенка.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Найдите удобное место и ложитесь там на пол. Расположитесь поудобнее, как будто вы отходите ко сну. Я пройдусь и посмотрю, насколько вы расслаблены.

Через некоторое время вы услышите звон колокольчика. Когда вы слышите колокольчик, быстро вскакивайте и бегите в другой конец комнаты. Там снова расслабленно и удобно ложитесь на пол, будто вы уснули.

(Когда дети улягутся на полу, вы можете обходить их и приговаривать.) Я могу узнать, насколько ты расслаблен. Я подниму твою руку, чтобы проверить, насколько она спокойна... (Убедитесь, что можете свободно двигать эту руку, и снова осторожно опустите ее на пол. Если ребенку трудно расслабить какую-либо часть тела, вы можете предложить ему сначала специально напрячь ее, а потом расслабить.) Что еще тебе трудно расслабить?

(Дайте детям проснуться, а затем вновь уснуть два-три раза, пока они не научатся расслабляться по собственному намерению.)

Зарядка для черепахи

Описание. Это очень короткое расслабляющее упражнение для маленьких детей, основное действие которого направлено на мышцы плеч и затылка.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. (Дети сидят на стульях или на полу.) Представьте, что вы — черепахи. Вы услышали громкий шум и прячетесь в панцирь. Поднимите плечи вверх, а подбородком надавите на грудь...

Теперь опять стало спокойно, и вы медленно вытягиваете шею из панциря. Поднимите голову медленно наверх и вытяните шею... Опустите плечи и повращайте головой в разные стороны. Посмотрите вокруг своими черепашьими глазами: убедитесь, что вы находитесь в полной безопасности...

Я хлопну в ладоши. Когда вы услышите этот громкий звук, быстро прячьтесь в панцирь... (Громко хлопните.)

А теперь снова все спокойно, и вы можете медленно выбраться из панциря, вытянуть шею, опустить плечи и осматривать окружающее вас пространство.

Ветер, дождь и гром

Описание. Это замечательная игра, дающая в дождливую погоду ощущение уюта. Она способствует повышению групповой сплоченности: по завершении игры дети часто начинают чувствовать большую близость друг с другом.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. Каждый должен в точности повторить то, что я буду делать,

Мы поиграем вместе в игру, которая называется «Ветер, дождь и гром». Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер.

Теперь я буду мягко хлопать руками по коленям — это дождь...

А сейчас я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром...

(Каждое из этих трех действий совершайте приблизительно в течение минуты. Закончите игру, перевернув первоначальную последовательность, чтобы погода успокоилась.)

Положите руки на колени и закройте глаза. Представьте красивую радугу. (15 секунд.)

Теперь вы можете открыть глаза и поаплодировать себе за то, что так хорошо справились с этим заданием.

Стань крошечным!

Описание. В этом упражнении малыши смогут обратиться к своей фантазии и подарить себе мгновение отдыха.

Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Станьте на колени. Теперь вы должны становиться все меньше и меньше, так чтобы уместиться в ящике комода. Сначала положите голову на колени. Затем прижмите колени к груди как можно сильнее. Плотно прижмите руки к телу...

Представьте, что вы стали такими крошечными, что можете аккуратно уместиться в ящике комода со свежим постельным бельем.

Прежде чем начать новую игру, отдохните несколько мгновений.

Совсем, совсем тихо

Описание. Вы можете прибегнуть к этой игре, если хотите усилить эффект расслабляющего упражнения, а можете использовать ее самостоятельно. Игра подходит как для маленьких, так и для больших детей.

Важно, чтобы вы говорили совсем тихо и нежно.

 Возраст участников: с 3 лет.

Инструкция детям. Сядьте совсем тихо на пол. Положите руки на колени.

Сидите тихо, тихо. Для вашего тела наступило время, когда оно сможет отдохнуть от дел, которые вы сегодня уже сделали. Это время, чтобы получить новые силы и всем, всем расслабиться.

Закройте глаза. Расслабьте все части вашего тела, расслабьте кончики пальцев...

Расслабьте руки...

Расслабьте спину, живот, ноги...

Пусть все замрет в вашем теле, кроме дыхания и ваших легких, которые одни находятся в движении... Это хороший повод навострить ушки и услышать все, что происходит вокруг нас. А теперь пусть будет совсем, совсем тихо... (1 минута.)

Пляшущие

руки, ноги, носы...

Описание. В этом упражнении дети должны двигать той или иной частью своего тела под музыку. Ребята узнают части тела по картинкам, которые вы им показываете.

Материалы: оживленная, но не слишком быстрая музыка; картинки с изображением рук, кистей, плеч, ступней, ног, глаз, бедер, носа, пальцев, колен и локтей.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям. Разойдитесь по комнате и станьте там, где вам удобно. Сейчас я включу очень красивую музыку, а вы попытайтесь двигать под нее теми частями тела, изображения которых я вам буду показывать. Постарайтесь, чтобы остальные части тела были неподвижны.

(Прежде чем показать следующую картинку, можете обратиться к детям.) Кто мне скажет, как называется часть тела, которую я сейчас покажу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Патриот – это человек, который не пожалеет  Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения  Своей Родины, ради любви к своему народу,  Человек, который жертвует собой ради бла...

Литературный материал для работы с детьми по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников в игре.

Одним из аспектов формирования коммуникативных навыков детей  является обогащение опыта детей образцами речевых и поведенческих проявлений в диалоге. Для этого требуется обеспечить многократное в...

Материал для работы с детьми К.Фопель

quot;Игры для детей"  К.Фопель...

Материал для работы с детьми К.Фопель

К.Фопель "Игры для детей"...

Опыт работы на тему"Использование дидактического и занимательного материала в работе с детьми"

Описание опыта работы на тему:"Использование занимательного и дидактического материала в работе с детьми" 1.слайд. Здравствуйте. Меня зовут Т.Н.Мусиец. Я хочу представить вашему внимани...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....