Педагогические условия активизации детей в музыкальной деятельности.
статья по теме

Недбайло Ирина Артуровна

«Актуальнее проблемы психологического сопровождения профессиональной и учебно-профессиональной деятельности»:

материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции.

- Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогические условия активизации детей в музыкальной деятельности.

Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы: комплексное решение основных задач музыкального воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность. Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения. При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Все это  помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания.

Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец). Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую  культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы. Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеобразным видом дыхательной гимнастики.

Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения.  Этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.

Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка. Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.

Музыкально-ритмические упражнения, помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.

Разнообразие содержания музыкальных произведений обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.

Методические рекомендации по созданию педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности....

«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой (изобразительной) деятельности у детей младшего дошкольного возраста.»

данный материал разработан для педагогов дошкольных учреждений. в этой статье описаны педагогические условия реализации самостоятельной изобразительной деятельности. Изобразительное искусство занимает...

Педагогические условия использования музыки в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ...

Совершенствование среды развития детей, создание условий для продуктивной творческой музыкальной деятельности в детском саду 74 г. Калининграда

1. Комплексное обеспечение инструментами для создания полноценного музыкального оркестра. К уже имеющимся маракасам и румбам по моей просьбе докуплены треугольники, колокольчики. Музыкальные инструмен...

Активизация интереса к музыкальной деятельности у дошкольников средствами компьютерных обучающих программ и интерактивных технологий

В статье представлен материал об использования музыкальным руководителем ДОУ компьютерных обучающих программ и интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Компьютерные обучающие п...

Педагогические условия активизации самостоятельной игровой деятельности дошкольников

В статье рассмотрены  педагогические условия по активизации самостоятельной игровой деятельности дошкольников с учетом их возрастных особенностей....