Активизация интереса к музыкальной деятельности у дошкольников средствами компьютерных обучающих программ и интерактивных технологий
статья (подготовительная группа)

Пирязева Наталья Константиновна

В статье представлен материал об использования музыкальным руководителем ДОУ компьютерных обучающих программ и интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Компьютерные обучающие программы и интерактивные технологии позволяют педагогу создавать наглядные пособия, музыкальный и демонстрационный материал, представлять его детям старшего дошкольного возраста в интересной и доступной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_piryazevoy.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пирязева Наталья Константиновна

МАДОУ «Детский сад №11 «Семицветик»

Сормовского района, г. Нижнего Новгорода музыкальный руководитель

603050, ул. Василия Иванова, д. 21А.

pnk4@mail.ru

226-53-94

«Активизация интереса к музыкальной деятельности у дошкольников средствами компьютерных обучающих программ и интерактивных технологий»

В статье представлен материал об использования музыкальным руководителем ДОУ компьютерных обучающих программ и интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Компьютерные обучающие программы и интерактивные технологии позволяют педагогу создавать наглядные пособия, музыкальный и демонстрационный материал, представлять его детям старшего дошкольного возраста в интересной и доступной форме.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. ФГОС ДО предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Актуальность использования интерактивных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

Изучая данный вопрос, я пришла к выводу, что компьютерные обучающие программы и интерактивные технологии приобретают особо значимый характер для активизации у детей дошкольного возраста интереса к музыке.

Существование разных точек зрения на содержание понятия "интерес" зависит от круга изучаемых проблем и явлений. В теории обучения интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, Н.Г.Морозова, В.А.Сухомлинский, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Г.И.Щукина и другие). Учёные отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний напрямую связывают с отсутствием интереса и неумением педагогов его пробудить. Интерес рассматривается как наиболее сильный стимул познавательной деятельности детей.

О.П. Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. Развитие данного качества, по её утверждению, ведёт к формированию музыкальной культуры в целом. Исследования специалистов в области музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного подхода к проблеме воспитания интереса к музыке, однако музыкальные интересы старших дошкольников не были предметом специального научного исследования.

В работах, имеющих непосредственное отношение к детям старшего дошкольного возраста, проблема воспитания интереса к музыке остаётся не достаточно разработанной: не раскрыто содержание данного понятия, не определены педагогические условия его воспитания, формы и методы педагогического руководства.

Цель: создание стимулирующей среды обучения, способствующей социальному, интеллектуальному, творческому и музыкальному развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Проанализировать компьютерные обучающие программы для использования в ДОУ, с целью воспитания и активизации интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

- Сформировать ресурсную базу, подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов музыкальной деятельности.

- Развить мыслительные навыки детей, используя интерактивную доску.

Существует множество программ для работы на компьютере, в том числе и работы с музыкой:  Microsoft Word – для работы с текстом; PowerPoint – для создания презентаций; Adobe Audition – для работы с музыкальными файлами; Photoshop – для работы с фотографиями; Nero express – для записи информации на диск; Nero vision – для работы с видео файлами; Adobe Reader – программа для работы с отсканированным текстом; ProShow Producer – создание видеоклипов, флэш презентаций; Movavi – видео конвертер.

В результате мониторинга музыкальных способностей детей мною были  выявлены следующие проблемы: дети не достаточно полно выражают своё эмоциональное отношение к музыке; слабо развита музыкальная память, вследствие чего возникают трудности с репродуктивным  мышлением.

В своей работе я достаточно широко использую ИКТ во всех  видах музыкальной деятельности.

– Слушание - Восприятие музыки: Это демонстрация портретов композиторов, видео иллюстрации к музыкальным произведениям, знакомимся с  жанрами  музыки,  с  музыкальными  инструментами, с  творчеством  композиторов.

.

Пение (исполнительство): широко используются иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков («Лесенка», «Веселые капельки» и др.).

Музыкально-ритмические движения: видеоклипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения; мнемотаблицы, при помощи которых дети выполняют различные перестроения или разучивают элементы танцев.

Музыкально-дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать музыкально-сенсорные способности: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, характера музыкального произведения.

В игре на ДМИ используются презентации для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания; особый интерес вызывают видео партитуры,  клипы  («Ложки  деревенские»),  сказочки-подражалочки  и  др.

По моему мнению, современное музыкальное занятие должно быть насыщено новыми приёмами педагогической техники на всех его этапах. У детей активно развивается аудиовизуальное восприятие, музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.

В настоящее время, материал, относящийся к педагогической сфере компьютерно-музыкальной деятельности, находится в стадии изучения и собирания информации.

Наша задача: активизировать интерес к музыкальной деятельности в дошкольном возрасте, развить мыслительные навыки, заложить чувство любви и потребности в общении ребёнка с музыкой, используя понятные современным детям средства – компьютер успешно решается, о чём свидетельствует итоговый мониторинг музыкального развития.

Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности музыкального руководителя.

Но, нужно помнить, что использование компьютерных обучающих программ и интерактивных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации цели и задач, поставленных перед педагогом.

Список литературы.

1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123–138. 

2.  Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С.166-175.
3. Живайкин П. Музыкальные программы // Домашний компьютер - М. 1999.№7,8.-С.30-31.

4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве //Управление ДОУ. – 2008. №6 – С.32

5. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., 2011.

6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

7.     Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности // Музыкальный руководитель. - 2009. - №5.

8. Ульянич В.С. Заметки о компьютерной музыке / В.С. Ульянич // Музыкальная жизнь. - 2008. № 15.

9.  Халимова, Г. Г. Внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование / Г. Г. Халимова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 73-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр»

Консультация для воспитателей старшего дошкольбного возраста по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр...

Формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности, через совместную деятельность родителей, детей и педагогов в организации и проведении праздников ДОУ.

Формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности, через совместную деятельность родителей, детей и педагогов в организации и проведении праздников ДОУ....

«Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности»

Основные задачи современного музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошколь...

Музыкальное занятие с применением компьютерных обучающих программ "Происшествие в музыкальном музее" для детей 6-7 лет

Занятие посвящено закреплению музыкального материала по творчеству Н.А. Римского-Корсакова и его оперы "Снегурочка"...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения, с использованием компьютерных обучающих программ (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования учителем-логопедом ДОУ компьютерных обучающих программ в работе с родителями детей с ОВЗ....

Конспект логопедического занятия с использованием компьютерной обучающей программы «Играем и учимся». «Звук и буква А»

Представлен авторский конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква А"....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5-6 лет с использованием компьютерной обучающей программы «Играем и учимся» «Звук и буква М»

Представлен авторский конспект занятия с использованием компьютерной обучающей программы "Играем и учимся"...