Проект "Духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
проект (подготовительная группа)

Климёнова Людмила Эдуардовна

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Духовно-нравственное направление стало важнейшей частью целостного образовательно-воспитательного процесса  в  Детском саду № 57 ОАО «РЖД». В течение пяти лет я активно работаю в этом направлении. Мною эффективно реализуются поставленные цели и задачи в рамках ежегодного проекта по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_duh_nravsv_vospit._klimyonova.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57 открытого акционерного общества

 «Российские железные дороги»

Проект

«ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

 ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(5 - 7 ЛЕТ)

Разработала: воспитатель

Климёнова Л.Э.

г. Смоленск

Проект «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»

Срок реализации проекта:  5 лет

Тип проекта: смешанный (практико  ориентированный, творческий)

Участники проекта: дети логопедической группы (5 -7 лет), педагоги, родители, настоятель православного прихода храма в честь святой мученицы Татианы г. Смоленска.

По характеру контактов:  открытый.

Актуальность проекта.

Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

                                         Академик Г. Н. Волков

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Дошкольный возраст - это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это, прежде всего, воспитание чувств по отношению к самым близким им людям,  Родине.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества. Без изучения основ православной культуры невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2).

Духовно-нравственное направление стало важнейшей частью целостного образовательно-воспитательного процесса  в  Детском саду № 57 ОАО «РЖД».

В течение пяти лет я активно работаю в этом направлении. Мною эффективно реализуются поставленные цели и задачи в рамках ежегодного проекта по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

 Мною были разработаны занятия, анкеты, игры, развлечения по данной теме. В целях сохранения непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания, в семье и детском саду регулярно проводились совместные мероприятия с родителями: встречи со священнослужителями; тематические развлечения. Родители активно принимали участие в выставках и мероприятиях. 

Таким образом, сегодня как никогда актуально воспитание основных духовно - нравственных качеств дошкольников.

Гипотеза: если постепенно знакомить детей старшего дошкольного возраста с основами православной культуры, то в будущем это способствует становлению духовно - нравственной позиции личности, основанной на таких качествах, как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость.

Цель проекта: воспитание у дошкольников высоких духовно-нравственных качеств, любви к Родине и семье - уважительного отношения к труду, культурному наследию, истории России.

Задачи:

Познавательные:

1. Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств.

2. Формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку.

3. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами  духовности  народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

4. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.

5. Познакомить детей с традиционной  кухней Православного праздника (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины).

6. Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого присутствия Бога. Познакомить с правилами поведения в храме.

7. Расширение представлений о родном городе,  достопримечательностях.

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней.

2. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.

3. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.

4. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.

Принципы духовно-нравственного воспитания:

- природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);

- культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры);

- гуманистическая направленность воспитания (реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром)

Ожидаемый результат:

Воспитанники имеют представления:

- о духовных и нравственных ценностях;

- об основных православных праздниках;

- знакомы с историей и культурой своей страны;

- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;

- стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовно – нравственные ценности;

- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у воспитанников;

- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру.

Педагоги:

- повышение компетентности педагогов ДОУ по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Реализация проекта

1. Организационный этап

Предварительная работа с семьями воспитанников:

- согласия родителей (участие детей и семей в данном проекте, экскурсии в храм, мероприятия согласно календарному планированию);

- анкетирование;

- беседы, консультации;

- нормативно-правовое обеспечение организации проекта;

- введение детей в основы Православия.

  1. Основной этап

Разработка и практическая реализация данного проекта (тематическое планирование работы с детьми и родителями, педагогами).

Формирование системы сотрудничества с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания; информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

Активное взаимодействие с родителями и педагогами ДОО.

Пополнение православной художественной литературы для чтения детям, обновление информации в родительских уголках.

Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время чтения педагогом художественной литературы, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях, проведения дидактических и музыкально-дидактических игр.

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями; бесед с элементами диалога; обобщающих рассказов воспитателя; чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); загадывания загадок; рассматривания наглядного материала, рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок, разбора житейских ситуаций, рассказов детей о своих впечатлениях, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод: продуктивная деятельность; игры; постановка пьес, сказок, литературных произведений, конкурсы, викторины; экскурсии различной направленности; вечера с родителями; изготовление с детьми наглядных пособий.

Работа с родителями проходит в форме анкетирования, родительских собраний, бесед, оформление папок - передвижек («Праздник Пасхи», «Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей», «Праздник Рождества Христова»)

  1. Итоговый этап

- Анализ и подведение итогов проекта.

- Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.

- Подготовка методических рекомендаций и пособий.

Результативность и эффективность проекта можно выявить путем диагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год: до начала введения данного проекта и после - итоговая диагностика, по результатам которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

Уровни развития: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень - если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии (не сформировано качество).

Средний уровень - если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное (недостаточно сформировано).

Высокий уровень - если сформировано полное и четкое представление (сформировано полностью данное качество).

Результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей представляются на итоговом педсовете в виде отчета.

Результатами проведенной работы стала  активизация процесса духовно-нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста. Повысился  духовно-нравственный   потенциал     и   профессиональная   компетентность   педагогов  в   вопросах  православного воспитания  дошкольников.

Возрос уровень знаний, относящихся к сфере духовного самосознания (понимания нравственных образцов, духовных   значений   и   смыслов,   проявление   высших   религиозных   чувств). Повысился интерес родителей к духовной жизни. Родители стали активнее включаться  в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. Дети  стараются  быть   отзывчивыми,   применяют   свои  знания  о   нравственных   нормах   в жизни, доносят их до родителей.

Литература:

Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А.

Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса», 2003г.

Гладких Л. П. Основы православной культуры: науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. –Курск, 2008.

Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М.: Издательский дом «Покров», 2004;

Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учебно - метод. пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Латышева Т.П. « Народные обряды». Изд. Смоленск , 1995Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994.

Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. - ООО «Гном-Пресс» 2000г.

Орехов Д. Святые места России. - С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/.

Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 5-7 лет

Месяц

Название мероприятия

Ответственный

сентябрь

Знакомство с конфессиями        

г. Смоленска.

Беседа о православии.

Знакомство с православной литературой для детей

Воспитатель:

Климёнова Л.Э.,

ст. воспитатель

Рогачёва И.А.

октябрь

Информирование родителей, анкетирование

Подобрать соответствующую литературу по теме духовно- нравственного воспитания, видеоролики по теме

Беседа «Традиции и обычаи, связанные с празднованием Покрова»

Рисование «Платок. Покров», «Осень»

Воспитатель:

Климёнова Л.Э.

ноябрь

Консультация для родителей

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством их приобщения к ценностям православной культуры».

Беседа «Колокола». Прослушивание

записей колокольных звонов.

Экскурсия в храм в честь святой мученицы Татианы

г. Смоленска  

Знакомство с православной культурой, правила поведения в храме.

Воспитатель:

Климёнова Л.Э.

Музыкальный руководитель: Никитенкова Н.П.

Настоятель

православного прихода храма в честь святой мученицы Татианы

г. Смоленска  священник Литвищенко Д.Л.

декабрь

    Встреча с педагогами детского сада, беседа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством их приобщения к ценностям православной

культуры».

НОД

«Что такое икона?»

Настоятель

православного прихода храма в честь святой мученицы Татианы

г. Смоленска  священник Литвищенко Д.Л.

Воспитатель:

Климёнова Л.Э.

январь

Оформление папки – передвижки «Праздник Рождества Христова»

Беседа «Рождество христово»

Рисование «Рождественская открытка»

НОД  (аппликация)

«Храм»

Воспитатель:

Климёнова Л.Э.

февраль

Беседа и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним.

НОД «Русские богатыри – защитники Отечества»

Воспитатель:

Климёнова Л.Э.

март

Праздник «Православные традиции. Масленица»

Праздник «Милая мама моя»

Беседа – диспут «Хорошие и плохие поступки»

Беседа о празднике Вербного Воскресения.

Аппликация «Верба»

Музыкальный руководитель: Никитенкова Н.П.

Воспитатель:

Климёнова Л.Э.

апрель

Праздник «Пасха»

Ручной труд «Пасхальная открытка»

Музыкальный руководитель: Никитенкова Н.П.

Воспитатель:

Климёнова Л.Э.

май

Беседа  «Знакомство с православной музыкой»

Беседа «День славянской письменности и культуры»

Мониторинг

Музыкальный руководитель: Никитенкова Н.П.

Воспитатель:

Климёнова Л.Э.

Анкета для родителей

Анкета

Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Троица и др.? (необходимое подчеркните).

а) да, это традиция нашей семьи

б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время

это становится традицией нашей семьи

в) мы не празднуем эти праздников

г) другой ответ ____________________________________________________

Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования высоких духовно – нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей

б) мы все больше в этом убеждаемся

в) с этим утверждением мы не согласны

г) другой ответ _________________________________________________

Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения поколения русского народа

а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа

б) да, мы с этим согласны) нет

в) другой ответ  ______________________________________________

Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?

а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам

б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие

в) мы категорически с этим не согласны

г) другой ответ ________________________________________________

Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?

а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике

б) это воспитатели нашей группы

в) мы справимся без помощи детского сада

г) другой ответ________________________________________________

Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?

а) да, в целом учреждении

б) да, в пределах нашей группы

в) да, в виде кружка по православному воспитанию

г) не желаем так, как

д) другой ответ _______________________________________________________

Благодарим за искреннее участие!

Согласия родителей на экскурсию в храм

Заведующему Детским садом № 57 ОАО «РЖД» Качановой Е.А.  от ____________________________________,

проживающего по адресу: __________________________

_________________________________

Я,____________________________________________________________________________ (Ф.И.О. родителя)

даю согласие на участие моего ребенка

__________________________________________________________________

(Ф.И. дата рождения ребенка)

  • экскурсии в    Храм святой Татианы

                                                      (наименование организации)

 по адресу: г. Смоленск, Энергетический проезд, д. 3а

Дата

«______»__________20_____г.        _____________/_____________________/

Подпись        (расшифровка подписи)

Согласия родителей на участие в проекте

Заведующему Детским садом № 57 ОАО «РЖД» Качановой Е.А. от ___________________________________,

проживающего по адресу: __________________________

___________________________

Я,____________________________________________________________________________ (Ф.И.О. родителя)

даю согласие на участие моего ребенка

__________________________________________________________________

(Ф.И. дата рождения ребенка)

  • реализации проекта «Духовно  нравственное воспитание старших дошкольников»

Дата

«______»__________20_____г.        _____________/_____________________/

Подпись        (расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Подрастающее поколение расте...

Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в приобщении детей к творчеству Габдуллы Тукая"

Проект направлен на приобщение дошкольников к творчеству Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэт...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цели:Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей....

Проект духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста "Воспитание души"

Методический материал  -  проект «Воспитание души»  содержит 2 части: паспорт проекта, в котором прописана актульность проблемы, цели и задачи проекта, этапы реализации и пе...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...