Родительское собрание – практикум «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» (старшая группа)
консультация (старшая группа) на тему

Башар Лариса Сергеевна

Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание – практикум  «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» (старшая группа)               Подготовила: воспитатель Башар Л.С.

Цель: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

Задачи:

➢ Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

➢ Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;                            

➢ Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.                

➢ Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.      

Участники: родители и воспитатель.          

Оборудование:  выставка детских работ, развивающих игр и пособий по развитию мелкой моторики, листы бумаги, памятки для родителей.

Ход собрания.

1.    Организационная часть.

Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии мелкой моторики рук у ребёнка.    Предлагаю посмотреть выставку работ детей нашей группы.

2.    Основная часть.

 В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?                                              

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.                                                                                                         Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи.

 Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут.

Пальчиковые игры возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулирует развитие речи. Дети учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также взрослым и ребенком. Пальчиковые игры увлекательные , эмоциональные . Они как бы отражают реальность окружающего мира. Это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев.

1. Самомассаж кистей пальцев рук

1 Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.  Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

« Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорее,  

Пальчики - удальчики »

2 Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.

« Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад- вперед его качу.

Вправо – влево, как хочу.

Сверху - левой, снизу — правой

Я его катаю, браво»

Я мячом круги катаю,

 Взад – вперед его гоняю.

 Им поглажу я ладошку,

 Будто я сметаю крошку.

 И сожму его немножко,

 Как сжимает лапу кошка.

 Каждым пальцем мяч прижму

 И другой рукой начну.

3 Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним, двумя-тремя пальцами, удерживая его в  определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

 Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

4 Массаж грецкими орехами. Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Катайте два  ореха между ладонями.

« Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать»

 Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по горочке катись!

Вверх, вниз, вверх, вниз

 Ты по пальчикам катись

 (покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) (Такое упражнение очень нравится детям)

5 Упражнения с пробками

 Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки. (можно без пробок, пальчики бегают; пианино.

6 Самомассаж шишками сосны, кедра, ели.

7 Использование для массажа пальчиков рук сухих бассейнов

Опустите кисти рук в «бассейн» и помешайте гречку (фасоль, горох).

Одновременно сжимайте и разжимайте пальцы рук и говорите вместе со мной:

« В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили»

 8 Шнурование , пристегивания, липучки.

 9) Пересыпание: в одну ёмкость можно что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать в пустую ёмкость. Или напр упражнение с водой, если что-то просыплется, то пусть он соберёт это на совок и выкинет, а если прольётся вода, то ребёнок должен будет её вытереть тряпочкой. Одновременно это будет формировать в ребёнке аккуратность.

 10) Перекладывание: Пересыпать и переливать можно из одной ёмкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

 11) Найди игрушку: эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается манка, туда же помещаются, мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

 12) Перебор круп: для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом.

 13) Лепка - лепить можно из пластилина, из глины, из соленого теста.

14 Пальчиковая гимнастика    массаж прижимающий

 Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо.

 Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

 Да споткнулся на пороге (безымянный)

 «Видно очень мало сил (средний)

 Я на зиму накопил- (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

 Он на поиск диких пчел. (большой)

 Все медведи сладкоежки, (указательный)

 Любят, есть медок без спешки, (средний)

 А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

 На этом массаж можно закончить.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

                         - способствует овладению навыками мелкой моторики;

                          - помогает развивать речь;

                            - повышает работоспособность головного мозга;

                            - развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

                           - развивает тактильную чувствительность;

                          - снимает тревожность.                                                                                              

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук (Разучивание с родителями пальчиковой игры «На прогулку мы пошли»)

2. Пальчиковый игротренинг

Для развития мелкой моторики успешно используется пальчиковый театр. Кистью или  пальцами руки ребенок будет имитировать движения персонажей.

Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей:

наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить).

● Поделки из бумаги (оригами).  Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и показываю несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью техники оригами).

● Игры – шнуровки. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

● «Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц, пробок от бутылок указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

● «Фокусник» - собрать «скомкать» кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

● Рисование – рисовать пальчиками, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

● Раскрашивание, штриховка.

● Сматывание цветных ниток в клубочки.

● Аппликация, обрывание, смятие и разглаживание бумаги, скручивание салфеток, индивидуальная работа с ножницами.

● Сухие бассейны: Погружение рук в песок, просеивание между ладонями, пальцами, использование сухих бассейнов для самомассажа кистей;

Прячем руки в крупе, ищем сюрпризы;

Перебираем, пересыпаем, рисуем;

Мочим губку одной рукой и выжимаем другой…

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья ребенка. Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.

3.  Подведение итогов.

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

А сейчас предлагаю родителям поиграть еще в одну игру «Закончи предложение» (Родителям раздаются листочки с началом предложения:

« Удачным сегодня было …..                                    

  « Я задумалась …..

« Мне бы хотелось в следующий раз …                      

«Мои предложения и рекомендации....

Подведение итогов. Решение родительского собрания:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях, используя рекомендации, материал собрания .

2. Заботиться, чтобы деятельность детей была успешной - это будет подкреплять их интерес  к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для родительского собрания на тему: «Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»

Мелкая моторика рук часто очень слабо развита у детей. Как развивать мелкую моторику я и хочу рассказать родителям....

Родительское собрание-практикум «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

Цель родительского собрания:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;3. Научить родителей играм и упражнени...

Родительское собрание-практикум "Развитие мелкой моторики рук детей 2-4 лет

Родительское собрание проводилось для родителей детей 2-4 лет.Цель собрания:обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни....