Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Труд детей в старину"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Елена Анатольевна Чепелева

    Программное содержание:

    • познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме;
    • учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;
    • развивать коммуникативные способности, память, воображение.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trud_detey_v_starinu.docx381.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

    детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

    Барабинского района Новосибирской области

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

     «Труд  детей в старину»

    http://www.lomaevart.com/picture/Gallery/Others/Drugoe/isba.jpg

    Подготовила и провела:

    Воспитатель ВКК

    Чепелева Е. А.

    Программное содержание:

    • познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме;
    • учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;
    • развивать коммуникативные способности, память, воображение.

    Активация словаря: крестьянские дети, сенокос, калачи, пойло.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Дети простых людей начинали работать с самых малых лет. Когда же они становились взрослыми, то умели делать все. Трудясь с детства, человек становился сильным, крепким, выносливым.

    Из этих рисунков, что у вас на столе, вы узнаете, как работали крестьянские дети. Нужно дать имена детям и описать, что они делают. Но прежде чем вы сделаете это, послушайте эту песенку:

                                Скрип, скрип, скрипачок,

                                Купи новый башмачок:

                                Кошке Машке,

                                Коту Николашке,

                                Кобылке Нениле,

                                Мерину Гавриле,

                                Утке Анютке,

                                Селезню Васютке,

                                Кочету Никите,

                                Курице Улите.

    -Это - правда имена куриные, утиные, кошачьи?

    -Чьи же это имена? Давайте вместе со мной повторим их – Маша, Николаша, Ненила, Гаврила, Анюта, Васюта, Никита, Улита. Это так в старину звали людей. Запомните их, они нам понадобятся, когда вы будете составлять рассказ о труде детей и давать им имена.

    Послушайте, какой рассказ составила я по этой картинке:

    Всего три года Пете, а он уже работает – ухаживаиет за овечками. Как доверчиво тянется барашек к нему – бе – бе – бе. Знает, что мальчик и напоит, и накормит его.

    - А теперь составьте и вы, каждый по своей картинке. Не забудьте, надо дать имена детям и описать, чем они заняты, как трудятся. / Составление описательных рассказов/.

    А по этой песенке вы догадаетесь, чем занята Варя:

    Васенька – дружочек,

    Не ходи ты на лужочек,

    Потеряешь сапожок,

    Тебя мышка съест.

     

    Ай – ай – ай – ай!

    Приходи к нам, зай,

    Василечка забирай

    Непослушненького, балавушненького.

     

    Баю – бай, баю – бай,

    Поскорее засыпай,

    Придет серенький волчок,

    Схватит Васю за бочок!

                                                              

    Схватит Васю за бочок

    И утащит за лесок.

    -Так чем же занята Варя?

    Дети помогали не только своей семье, но и чужим людям. Они ухаживали за больными, старыми соседями, топили им печи, убирали в избе, приносили еду и просто развлекали их, чтобы им не было скучно одним целый день. Было обычаем помогать всем больным и немощным. Так поступали взрослые и дети.

    Теперь вы можете проверить себя:

    • Как дети ухаживали за домашними животными?
    • Какую работу делали дети в доме?
    • Что делали дети в поле?
    • Какую еще работу выполняли дети?
    • Как дети помогали чужим людям?

    -А сейчас давайте поиграем. Эту песенку вы можете разыграть: показать, как я крапивушку нажну, пойла налью, люблю Буренушку.

    Уж как я ль мою коровушку люблю,

    Уж как я ль – то ей крапивушки нажну!

    Кушай вволюшку, коровушка моя,

    Ешь досыта, Буренушка моя!

                                                          

    Уж как я ль мою коровушку люблю,

    Сыта пойла я коровушке налью,

    Чтоб сыта была коровушка моя!

    Чтобы сливок Буренушка дала.

     -А что вы скажите об этих детях и подростках?

    - Глянь – ка, вон идет Федька – безлапотник.

    Шестнадцать годков ему, а лапти – то плести все не умеет!

    - А- а – а, вот он и Данила! У него нынче гуляшки, завтра гуляшки, вот и ходит без рубашки!

    - Ох – хо – хо, спишь, спишь, а отдохнуть все некогда!

    - У Малашки руки – что крюки, ничего делать не умеют: не прясти, не ткать.

    - Акуля, Акуля, ты шьешь не оттуля!

    - Ничего, мамаша, я еще пороть буду. Шить не сошью, а распороть сумею.

                                                                                                           /Ответы детей/

    -Какие пословицы подходят к этим шуткам?

    • Летний день год кормит.
    • Ленивому и лениться лень.
    • Яйцо курицу не учит.
    • Ленивый спит сидя, а лежа работает.
    • За все берется, да не все удается.

    -Ребята, а какую бы вы работу выполняли, если бы жили в старину? /Ответы детей/.

    • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
    • Без труда хлеб не родится никогда.
    • Труд кормит, а лень портит.
    • Без труда не выловить рыбку из пруда.
    • Терпенье и труд все перетрут.
    • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
    • Откладывай безделье, да не откладывай дела.

    - Послушайте стихотворение Н. А. Некрасова и скажите, какое чувство вызвало у вас это стихотворение? /Уважение к мальчику, любовь, жалость, грусть и т. д./ Отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».    Вот мы и познакомились с трудом крестьянских детей. А сейчас расскажите, как вы помогаете дома и в детском саду? /Ответы детей/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

    На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

    На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

    Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

    Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

    Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

    Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...