Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Труд детей в старину"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Елена Анатольевна Чепелева

Программное содержание:

  • познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме;
  • учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;
  • развивать коммуникативные способности, память, воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_detey_v_starinu.docx381.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

 «Труд  детей в старину»

http://www.lomaevart.com/picture/Gallery/Others/Drugoe/isba.jpg

Подготовила и провела:

Воспитатель ВКК

Чепелева Е. А.

Программное содержание:

  • познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме;
  • учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;
  • развивать коммуникативные способности, память, воображение.

Активация словаря: крестьянские дети, сенокос, калачи, пойло.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети простых людей начинали работать с самых малых лет. Когда же они становились взрослыми, то умели делать все. Трудясь с детства, человек становился сильным, крепким, выносливым.

Из этих рисунков, что у вас на столе, вы узнаете, как работали крестьянские дети. Нужно дать имена детям и описать, что они делают. Но прежде чем вы сделаете это, послушайте эту песенку:

                            Скрип, скрип, скрипачок,

                            Купи новый башмачок:

                            Кошке Машке,

                            Коту Николашке,

                            Кобылке Нениле,

                            Мерину Гавриле,

                            Утке Анютке,

                            Селезню Васютке,

                            Кочету Никите,

                            Курице Улите.

-Это - правда имена куриные, утиные, кошачьи?

-Чьи же это имена? Давайте вместе со мной повторим их – Маша, Николаша, Ненила, Гаврила, Анюта, Васюта, Никита, Улита. Это так в старину звали людей. Запомните их, они нам понадобятся, когда вы будете составлять рассказ о труде детей и давать им имена.

Послушайте, какой рассказ составила я по этой картинке:

Всего три года Пете, а он уже работает – ухаживаиет за овечками. Как доверчиво тянется барашек к нему – бе – бе – бе. Знает, что мальчик и напоит, и накормит его.

- А теперь составьте и вы, каждый по своей картинке. Не забудьте, надо дать имена детям и описать, чем они заняты, как трудятся. / Составление описательных рассказов/.

А по этой песенке вы догадаетесь, чем занята Варя:

Васенька – дружочек,

Не ходи ты на лужочек,

Потеряешь сапожок,

Тебя мышка съест.

 

Ай – ай – ай – ай!

Приходи к нам, зай,

Василечка забирай

Непослушненького, балавушненького.

 

Баю – бай, баю – бай,

Поскорее засыпай,

Придет серенький волчок,

Схватит Васю за бочок!

                                                          

Схватит Васю за бочок

И утащит за лесок.

-Так чем же занята Варя?

Дети помогали не только своей семье, но и чужим людям. Они ухаживали за больными, старыми соседями, топили им печи, убирали в избе, приносили еду и просто развлекали их, чтобы им не было скучно одним целый день. Было обычаем помогать всем больным и немощным. Так поступали взрослые и дети.

Теперь вы можете проверить себя:

  • Как дети ухаживали за домашними животными?
  • Какую работу делали дети в доме?
  • Что делали дети в поле?
  • Какую еще работу выполняли дети?
  • Как дети помогали чужим людям?

-А сейчас давайте поиграем. Эту песенку вы можете разыграть: показать, как я крапивушку нажну, пойла налью, люблю Буренушку.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль – то ей крапивушки нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

                                                      

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сыта пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя!

Чтобы сливок Буренушка дала.

 -А что вы скажите об этих детях и подростках?

- Глянь – ка, вон идет Федька – безлапотник.

Шестнадцать годков ему, а лапти – то плести все не умеет!

- А- а – а, вот он и Данила! У него нынче гуляшки, завтра гуляшки, вот и ходит без рубашки!

- Ох – хо – хо, спишь, спишь, а отдохнуть все некогда!

- У Малашки руки – что крюки, ничего делать не умеют: не прясти, не ткать.

- Акуля, Акуля, ты шьешь не оттуля!

- Ничего, мамаша, я еще пороть буду. Шить не сошью, а распороть сумею.

                                                                                                       /Ответы детей/

-Какие пословицы подходят к этим шуткам?

  • Летний день год кормит.
  • Ленивому и лениться лень.
  • Яйцо курицу не учит.
  • Ленивый спит сидя, а лежа работает.
  • За все берется, да не все удается.

-Ребята, а какую бы вы работу выполняли, если бы жили в старину? /Ответы детей/.

  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Без труда не выловить рыбку из пруда.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.

- Послушайте стихотворение Н. А. Некрасова и скажите, какое чувство вызвало у вас это стихотворение? /Уважение к мальчику, любовь, жалость, грусть и т. д./ Отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».    Вот мы и познакомились с трудом крестьянских детей. А сейчас расскажите, как вы помогаете дома и в детском саду? /Ответы детей/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...