Из опыта работы
занимательные факты
«.. .Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«.. .Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В.А. Сухомлинский)
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала - является продуктивная художественно - творческая деятельность.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Наблюдая за детьми, обратила внимание, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Это и определило цель моей работы - развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфики, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Учитывая все составные компоненты творчества, я определила основные направления работы:
- Создание в группе условий для творческой изодеятельности.
- Раскрытие творческого потенциала через использование различных видов продуктивной и изобразительной деятельности.
- Привлечение родителей к взаимодействию по данному направлению деятельности.
1
На своеобразие проявления изобразительных способностей у детей большое влияние оказывает окружающая среда ребенка, условия его воспитания и обучения. Поэтому свою работу я начала с создания развивающей художественно - эстетической среды (Приложение № 1). В группе выбрала достаточно освещенное место для занятий изо деятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ - детских рисунков разного формата. Для рисования имеются различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангина; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко использую разнообразные материалы: учебно - наглядный материал, дидактические игры, игрушки и предметы народного промысла, технологические карты, схемы последовательности рисования, лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики, образцы различной техники изобразительного творчества.
Наиболее интересными занятиями, стимулирующими творческий потенциал детей, развивающими их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия (.Приложение № 2). Занимательные занятия организую двух видов: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными. Цель проведения занимательных занятий — создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. С увлечением занимаюсь с детьми нетрадиционной техникой рисования. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
2
Мною проводится большая работа по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации занятий, режимных моментов и самостоятельной детской художественно - творческой деятельности. На районных методических объединениях воспитателей провожу открытые мастер- классы, организую круглые столы (Приложение № 3). Целью таких мероприятий является актуализация знаний педагогов об эффективных формах организации изодеятельности. Совместно с воспитателями разбираем педагогические ситуации, разрабатываем методические рекомендации, памятки.
Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии. С этой целью я организую экскурсии: в лес, на поляну, на пруд. При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности (Приложение № 4).
Для обогащения знаний ребенка о жанрах живописи, декоративно - прикладном творчестве, художниках, книжной графике и т.д. в своей работе использую информационно - коммуникативные технологии: слайдовые презентации, видеофильмы, мультфильмы, виртуальные экскурсии. Значимую роль играют иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону.
Одним из важнейших условий для развития у детей изобразительных способностей — организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально — интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Я активно включаю в образовательный процесс родителей
дошкольников. Работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьей. В работе с семьей стараюсь придерживаться принципов: добровольность, информативность и обратная связь. Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Провожу для них мастер-классы, консультации, практикумы, привлекаю родителей к изготовлению игр и пособий (Приложение № 5). Совместно с детьми родители участвуют в выставках и конкурсах.
На своих персональных страничках в сетевых педагогических сообществах http://www.maaam.ru/users/, http://voprosita.ru/, http://www.o- detstve.ru/, "http://nsportal.ru/ делюсь своим опытом с коллегами. Являюсь активным участником и лауреатом различных конкурсов, фестивалей.
Организованная мною работа способствует развитию у детей положительных эмоций и удовлетворения от работы с изобразительным материалом. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дошкольникам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, они готовы многократно повторить то или иное действие и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Об эффективности моей работы можно судить по следующим положительным результатам:
воспитанники являются призерами муниципальных и участниками всероссийских, международных конкурсов;
- у детей сформирован интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук;
4
- дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их;
- дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов;
Показателем и результатом работы можно считать и то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков, украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.
Лишь только то, что интересно ребёнку и близко его пониманию вызовет желание действовать, а значит, будет способствовать развитию его творческих способностей.
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/08/picture-65520.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-219482-1369680469.jpg)
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353029-1385282865.jpg)
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1222845-1583084924.jpg)
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-1463404-1678722054.jpg)
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-1062607-1538054305.jpg)
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....