Из опыта работы
занимательные факты

Осиновская Наталья Николаевна

«.. .Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

«.. .Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В.А. Сухомлинский)

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала - является продуктивная художественно - творческая деятельность.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Наблюдая за детьми, обратила внимание, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Это и определило цель моей работы - развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфики, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Учитывая все составные компоненты творчества, я определила основные направления работы:

  1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.
  2. Раскрытие        творческого потенциала через использование различных видов продуктивной и изобразительной деятельности.
  3. Привлечение родителей к взаимодействию по данному направлению деятельности.

1


На своеобразие проявления изобразительных способностей у детей большое влияние оказывает окружающая среда ребенка, условия его воспитания и обучения. Поэтому свою работу я начала с создания развивающей художественно - эстетической среды (Приложение № 1). В группе выбрала достаточно освещенное место для занятий изо деятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ - детских рисунков разного формата. Для рисования имеются различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангина; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко использую разнообразные материалы: учебно - наглядный материал, дидактические игры, игрушки и предметы народного промысла, технологические карты, схемы последовательности рисования, лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики, образцы различной техники изобразительного творчества.

Наиболее интересными занятиями, стимулирующими творческий потенциал детей, развивающими их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия (.Приложение № 2). Занимательные занятия организую двух видов: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными. Цель проведения занимательных занятий — создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. С увлечением занимаюсь с детьми нетрадиционной техникой рисования. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

2


Мною проводится большая работа по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации занятий, режимных моментов и самостоятельной детской художественно - творческой деятельности. На районных методических объединениях воспитателей провожу открытые мастер- классы, организую круглые столы (Приложение № 3). Целью таких мероприятий является актуализация знаний педагогов об эффективных формах организации изодеятельности. Совместно с воспитателями разбираем педагогические ситуации, разрабатываем методические рекомендации, памятки.

Большую роль в развитии у ребенка изобразительных способностей играет природа во всем ее многообразии. С этой целью я организую экскурсии: в лес, на поляну, на пруд. При правильном знакомстве ребенка с природой у него появляется положительное представление об окружающем мире, эмоции, чувства, а это очень отчетливо может сказаться на его изобразительных способностях в лучшую сторону. Знания о природе, любовь к ней, интерес будут побуждать ребенка к изобразительной деятельности (Приложение № 4).

Для обогащения знаний ребенка о жанрах живописи, декоративно - прикладном творчестве, художниках, книжной графике и т.д. в своей работе использую информационно - коммуникативные технологии: слайдовые презентации, видеофильмы, мультфильмы, виртуальные экскурсии. Значимую роль играют иллюстрации, литературные произведения (сказки, рассказы, стихи), наглядные пособия. Все эти средства имеют большое педагогическое и психологическое значение. Они развивают у ребенка эстетический вкус, познавательную сторону.

Одним из важнейших условий для развития у детей изобразительных способностей — организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально — интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Я активно включаю в образовательный процесс родителей


дошкольников. Работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьей. В работе с семьей стараюсь придерживаться принципов: добровольность, информативность и обратная связь. Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Провожу для них мастер-классы, консультации, практикумы, привлекаю родителей к изготовлению игр и пособий (Приложение № 5). Совместно с детьми родители участвуют в выставках и конкурсах.

На своих персональных страничках в сетевых педагогических сообществах http://www.maaam.ru/users/, http://voprosita.ru/, http://www.o- detstve.ru/, "http://nsportal.ru/ делюсь своим опытом с коллегами. Являюсь активным участником и лауреатом различных конкурсов, фестивалей.

Организованная мною работа способствует развитию у детей положительных эмоций и удовлетворения от работы с изобразительным материалом. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дошкольникам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, они готовы многократно повторить то или иное действие и чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Об эффективности моей работы можно судить по следующим положительным результатам:

воспитанники являются призерами муниципальных и участниками всероссийских, международных конкурсов;

  • у детей сформирован интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук;

4


  • дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их;
  • дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов;

Показателем и результатом работы можно считать и то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки рисунков, украшаем группу своими картинами, готовим подарки взрослым к праздникам.

Лишь только то, что интересно ребёнку и близко его пониманию вызовет желание действовать, а значит, будет способствовать развитию его творческих способностей.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....