Конспект занятия в подготовительной группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Алешина Анна

Конспект занятия в подготовительной группе

«Русская береза. Березовая роща»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_bereza_st.gr_.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Конспект занятия в подготовительной группе

«Русская береза. Березовая роща»

             

                                                                                         

Цели:

        Уточнять и углублять знания о взаимосвязи человека и природы; формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине.

Материалы и оборудование:

        Репродукции картин русских художников, аудиозапись с песней «Отчего так в России березы шумят…» и музыкой песен «Вы шумите, березы», «Во поле береза стояла»; альбомные листы, кисти, акварельные и гуашевые краски.

           

                                Ход занятия

  1. Вводное слово воспитателя.

- Отгадайте загадку:

                Белый черным шит

                Сарафан на ней.

                Ветер к ней спешит

                Чешет кудри ей,

                Зелена коса развевается,

                В ярком солнышке купается. (Береза)        

-Береза приглашает нас в гости.

2. Беседа о русской березе.

        - Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять. Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями. Наши леса славятся липой, благоухающей по весне, кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой, дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей родины.

                Деревьев равных не сочтешь –

                Одно другого краше.

                Но где ты дерево найдешь

                Родней березки нашей.

        - Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.

        Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица.

        Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания.

        Звучит песня «Во поле березонька стояла».

        -Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне – земледельцы связывали немало примет. Лопаются сережки у березки – пора сеять хлеб. Овес сей – когда береза распускается. Весной березовый сок невкусен – хлеб уродится на славу. Хотите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к березам. Если весной береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое. Если ольха наперед – мокрое. Из березы течет много сока – к дождливому лету. О том, какой будет весна – береза рассказывает осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно – средней. И зиму березы могут предсказывать. В начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно. О березе говорится и в песнях и в загадках, и в сказках, и стихах, мила она русскому сердцу. Послушайте стихи о березе.

                Люблю березку русскую

                То светлую, то грустную,

                В беленом сарафанчике,

                С платочками в карманчиках.

                С красивыми застежками,

                С зелеными сережками.

                Люблю ее, нарядную,

                Родную, ненаглядную.

                То ясную, кипучую.

                То грустную, плакучую.

                Люблю березу русскую.

                Она всегда с подружками,

                Под ветром низко клонится

                И гнется, но не ломится!

                        А.Прокофьев

                Береза белая, подруга

                Весенних зорь, прозрачных рек,

                Скажи, скажи, какая вьюга.

                Тебе оставила свой снег?

                Ветвями тянешься за мною,

                На плечи руки мне кладешь

                И шелестящую листвою

                Без слов, без музыки поешь.

                О чем поешь моя береза.

                Качаясь тихо, как во сне?

                И почему, не знаю, слезы

                Приходят, светлые, ко мне?

                        Л. Овсянникова

                Белая береза

                Под моим окном

                Принакрылась снегом,

                Точно серебром.

                На пушистых ветках

                Снежною каймой

                Распустились кисти

                Белой бахромой.

                И стоит береза

                В сонной тишине,

                И горят снежинки

                В золотом огне.

                А заря, лениво

                Обходя кругом,

                Обсыпает ветки

                Новым серебром.

                        С. Есенин

        -Ответьте на вопросы:

- На каком дереве две коры вместо одной? (На березе. Сверху кора белая, да тонкая, а снизу – черная да корявая. Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.)

- Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)

- Как называется кора березы? (Береста.)

- Что раньше изготовляли народные умельцы из  бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь.)

- Почему кору березы очень любят ученые – историки? (Из-за бересты. В древние времена, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.)

- Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза, ее сок.)

  1. Рисование «Березовая роща».

- Береза выделяется и своей белизной, и сережками, и полоскам на коре. Сегодня мы нарисуем березовую рощу, где много разных берез: и молодых, и старых, и тонкоствольных, и низких, и высоких. Рисуем произвольные вертикальные линии, не слишком заботясь об их ширине и правильности – пусть это будут разные деревья. Затем, посмотрев, где деревья получились самые тонкие, можно перевернуть листок на 180○, и закрасить толщину, чтобы верх был тоньше, низ толще, чем больше будем подкрашивать, тем красивее роща. Сделаем фон по своему усмотрению, здесь, например, синий. Наносим главное отличие – черточки, чередуя их по бокам ствола. Затем хаотично добавляем разного цвета листья вверху и внизу, выбирая краски по своему усмотрению. Чем больше времени мы потратим на разные штрихи, тем красивее получится рисунок. Рассмотрите образцы – схемы рисунков и, опираясь на них, изобразите березовую рощу.

  1. Итог занятия.

Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. О каком дереве мы сегодня беседовали? Что вы узнали нового о березе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...