Влияние устного творчества...
консультация по развитию речи (младшая группа)

Шубина Елена Петровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_vliyanie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей младшего возраста»

        Поскольку я работаю не очень давно воспитателем, то данный вопрос только начала применить в своей практике, но мне кажется, что поскольку художественное слово народного поэтического творчества  сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы (уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия  - «Ой, лю – ли»), то разработка и внедрение данной темы для воспитания детей ясельного возраста будет очень интересной.

        Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

        М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”.

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. И моя главная задача, как педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка (это задача стоит и перед родителями).

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Особенно это актуально для легкой адаптации детей. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Первые дни посещения д/с у у детей начинаются с того, что во время адаптации присутствует мама. Первые 2-3 часа мы знакомимся с детьми, ведем беседы, показываем все, что есть у нас в группе, а также наблюдаем за поведением ребенка. При этом важно использовать элементы устного народного творчества. Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки, так как они  являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности. Через элементы фольклора проще доности до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Хорошо подобранная, выразительно произнесенная потешка помогает быстрее установить контакт с ребенком. Например:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой пригоженький.

Или

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Работая с родителями, хотелось узнать, какой у ребенка темперамент, чем он любит заниматься, какие любимые игрушки и какими ласковыми словами его называют дома. На первых порах эти знания для меня очень важны.

В период адаптации малыша в детском саду осложняется его поведение, нарушается аппетит, сон, ребенок плохо идет на контакт со взрослыми и ровесниками, что в итоге отрицательно сказывается на его состояние здоровья.

Поэтому нельзя забывать, что незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки: утренняя гимнастика, физкультура, подвижные игры. Важно помнить об их регулярности и игровой форме проведения, и здесь опять мне могут помочь элементы фольклора.

Движения со словами приносят радость малышам, а значит, оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие.

Например:

Нос, рот, голова,

Уши, щечки, лоб, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп-хлоп,

Шаг вперед, шаг назад,

Это нет, а это да.

Обращение к устному народному творчеству в работе может, или правильнее сказать, должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи.

Так при воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания мы поддерживаем стремление детей к самостоятельности. Ребенок умывается, а воспитатель читает:

Водика, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Во время завтрака:

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, пушистую.

При одевании на прогулку:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот так хорошо!

         В воспитании навыков культурного поведения можно употреблять и пословицы:

Когда я ем, я глух и нем.

Или

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Можно играть в прятки, использовать песенки, прибаутки:

Ой-да,

Ой-да,

Ой-да, ух!

Я лечу, лечу,

Как пух!

Дети хорошо их воспринимают и играют.

Формы подачи фольклора разнообразны. Поэтому можно использовать все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. В дальнейшей своей работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Консультация о развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...