Сценарий НОД "Съедобные кристаллы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сысоева Мария Николаевна

Лаборатория для детей по опытно-экспериментальной деятельности: знакомство с солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыты с солью.24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий НОД

по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Съедобные кристаллы»

Составила:

 Воспитатель МБДОУ

 «Детский сад №103» г. Воркуты

Сысоева Мария Николаевна

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, интереса к опытнической деятельности.

Задачи:

1. Дать детям знания  о происхождении соли.

2. Познакомить детей со свойствами соли (цвет, запах, вкус, растворимость) и её значении для человека.

3. Закрепить знания детей о том, что твёрдое вещество (соль) при нагревании раскаляется и раскалывается, а  при смешивании с водой растворяется, о применении этого вещества в пищевой промышленности.

4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью.

5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Оборудование:

Для  детей на столах стоят баночки с водой, соль, чайные ложки, тарелочки, лупы.

Для  воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.

Мультимедийная установка.

Ход занятия.

- Доброе утро, ребята. Давайте встанем в круг, чтобы видеть, друг друга и улыбнёмся соседу справа, соседу слева, солнышку, облачку, себе… и мне. Скажите, вы хотите стать учёными?

- Ответы детей

- Тогда, я приглашаю Вас в нашу лабораторию, и сегодня мы будем учёными.  А кто из вас знает, где проводят опыты?

- В лаборатории, в кабинете и пр.

- Правильно, в лаборатории. Но, прежде чем мы начнём,   я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:

1. Прежде, чем, что то взять, нужно спросить у старшего по лаборатории;

2. Слушать очень внимательно и выполнять то, что говорит старший по лаборатории;

- Ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?

- Да!

Перед каждым ребёнком лежат непрозрачные мешочки.

- Возьмите в руки мешочки.  Какие они на ощупь? Чем пахнут?  Как вы думаете, что там может быть?

- Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.

- А теперь давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там?

- Ответы детей

- Правильно, это всем соль.  Кто-нибудь из вас знает, откуда у нас на столе появляется соль?

- Предположения детей.

- Поваренная соль, или пищевая соль, «каменная соль», «пищевая соль» или просто «соль», — пищевой продукт. В измельчённом виде представляет собой бесцветные кристаллы. Соль природного (морского) происхождения практически всегда имеет примеси других минеральных солей, которые могут придавать ей оттенки разных цветов (как правило, серого или бурого). Производится в разных видах: крупного и мелкого помола, чистая, йодированная, нитритная и так далее.

Соль добывают разными способами (показ слайдов):

  • Самосадочная соль – добывается из «соляных водопадов» путём природного испарения морской воды из углублений в земле, которые появляются из-за того, что вода с огромной силой падает на землю и постепенно делает в ней углубления; (слайд 1)
  • садочная соль -  добывается из  глубин соляных озёр либо в соляных пещерных озёрах. Добыча садочной соли происходит в тёплое время года в местах с жарким климатом путём естественного испарения воды в соляных озёрах. (Слайд 2)

В регионах с холодным климатом используется метод вымораживания;

каменной соли, которая добывается методом разработки шахт. Не подвергается тепловой и водной обработке; (сайд 3)

  • Выварочная соль -  добывается путём выпаривания из соляных растворов. (Слайд 4). (Использован материал из «Википедия»)

- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомой нам соли. Для проведения опытов по исследованию соли и ее  особенностей, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои столы, они уже готовы к работе.

- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки и солонки, возьмите солонку и пересыпьте соль в тарелочку.  Легко ли она  пересыпается?

- Ответы детей.

- Если она легко сыпется, то можно сказать, что она…(ответы детей). Правильно: сыпучая. (На доске вывешиваем табличку, означающую  это свойство соли)

- А теперь рассмотрите соль. Какого она  цвета? На что похожи кусочки соли? Имеет ли соль запах? Какой у неё  вкус?

- Ответы детей.

Каждое свойство соли  обозначаем символом.

- А теперь представьте,  что  солонку  оставили на столе, и вдруг случайно проливается вода из стакана и прямо в солонку. Как вы думаете, что произойдёт с солью?

- Предположения детей.

- Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами стаканчики с водой, возьмите чайной ложечкой из солонки соль и насыпьте в стакан с водой и хорошо перемешайте. Что произошло с солью?

- Ответы детей

- . Вода изменила свой цвет? А вкус? Какой она стала? (На доске  вывешиваются соответствующие  таблички.)

- Прежде чем мы продолжим наши опыты, давайте немного отдохнём.  Предлагаю вам поиграть.

 Я буду называть вам  блюда, а вы скажете, кладут в них соль или нет.  Как только вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - хлопните один раз, а если в этом блюде соли нет – топните.

Итак, готовы? Плов, компот,  борщ, каша, кисель, жареная картошка,  шоколад, варенье,  уха, винегрет,  суп.

- Сегодня мы соль пересыпали, растворяли, нюхали, а что ещё можно с ней сделать?  

- Варианты ответов детей.

- Замечательно, давайте попробуем ее нагреть. Как вы думаете, что случится с солью при нагревании?

- Предположения детей.

- Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного соли, насыплю ее в металлическую баночку  и буду ее нагревать. (Опыт демонстрируется сразу перед детьми).

- Что вы слышите?

- Варианты ответов детей.  (Слышен треск)

-  Какой вывод можно сделать?

- Соль нагревается и раскалывается, поэтому слышен треск.

- Я высыпаю соль на тарелочку, что вы видите?

- Соль раскрошилась и стала мельче.

- А вы хотите ее попробовать?

 дети пробуют соль

-Она солёная.

- Ребята, давайте встанем в круг и  повторим ещё раз, что мы сегодня делали с солью?

- Пересыпали,  растворяли, нагревали, пробовали на вкус.  

- Ребята, а для чего нужно проводить опыты?

- Варианты ответов детей: чтобы быть умными; чтобы много знать; чтобы уметь использовать знания…

- А мы можем кому-нибудь рассказать о наших открытиях?

- Да.

- Тогда давайте пригласим в нашу лабораторию малышей и покажем им, что мы уже узнали.

Но сначала, я предлагаю вам подумать, что бы вы рассказали малышам и поискать дома с родителями, что то новое о соли.

- Хорошо.

- Скажите, а вам понравились наши опыты сегодня?

- Ответы детей.

- Хорошо,  сейчас мы вернёмся в нашу группу, но будем  приходить в нашу лабораторию каждую неделю, а вы предлагайте, что мы будем изучать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выращиваем соляные кристаллы

Эксперимент по образованию соляных кристаллов...

Проект "Загадочный мир кристаллов"

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов....

Мастер - класс "Выращивание кристаллов"

Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации  режимных моментов...

"Магия кристаллов" Эксперимент по выращиванию кристаллов сахара и соли в старшей группе для детей с овз.

Кристаллы - удивительные явления природы. Они поражают своей необычностью: размерами, цветом, формой.Выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних усло...

Сценарий выпускного "Магический кристалл"

Выпускной в увлекательной лаборатории профессора Пузырькова и его помощницы Любы Знайкиной...

Сценарий выпускного бала в ДОУ "В поисках драгоценных кристаллов"

Интересный сценарий для выпускников детского сада...