Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы»
консультация (средняя группа)

Карпова Надежда Анатольевна

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности

детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,

сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами является важнейшим

источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_i_vospitateley.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы»

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности

детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,

сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами является важнейшим

источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная

деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во

второй половине дня.

Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка

в эмоциональном общении (всегда откликаться на стремление малыша получить

доброжелательное внимание, поддержку, ласку). Поощрять инициативные и

самостоятельные действия детей.

В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:

• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к

получению новых знаний и умений;

• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к

активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте

• постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми

более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых

подходов, поощрять детскую инициативу;

• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности,

доводить начатое дело до конца;

• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.

Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно

проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не

завершать работу;

• «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой

ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно

просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.

• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных

самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого

ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

• поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать

стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

• проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их

познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения

возникающих проблем.

• поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать

становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

• получать возможность участвовать в разнообразных делах: в играх,

двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств

предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве

(имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).

• специально насыщать жизнь детей проблемными практическими и

познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно

применить освоенные приемы;• создавать различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу,

активность, совместно найти правильное решение проблемы

• создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт

дружеского общения, внимания к окружающим;

• создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и

умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает

желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на

поиск новых, творческих решений

• показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и

гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

Сферы инициативы

Способы поддержки детской

инициативы

Творческая инициатива (включенность

в сюжетную игру как основную творческую

деятельность ребенка, где развиваются

воображение, образное мышление) -

поддержка спонтанной игры детей, ее

обогащение, обеспечение игрового времени

и пространства;

- поддержка самостоятельности детей в

специфических для них видах деятельности

Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды

продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструирование, требующие усилий

по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность,

планирующая функция речи) -поддержка детской самостоятельности в разных видах

изобразительной, проектной, конструктивной деятельности;

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников

совместной деятельности, материалов

Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со

сверстниками, коммуникативная функция речи)

• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения

детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах

деятельности;

- установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях

познавательная инициатива - любознательность (включенность в

экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где

развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-

следственные и родовидовые отношения) - создание условий для принятия

детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников

совместной деятельности, материалов3-4 года

Деятельность воспитателя по

поддержке детской инициативы

•Создать условия для реализации

собственных планов и замыслов

каждого ребенка.

•Рассказать детям об их

реальных, а также возможных в

будущем достижениях.

•Отмечать и публично

поддерживать любые успехи детей.

•Всемерно поощрять

самостоятельность детей и расширять сферу.

•Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.

•Поддерживать стремление научиться делать что-то радостное ощущение

возрастающей умелости.

•В ходе совместной деятельности терпимо относиться к затруднениям ребенка,

позволять ему действовать в своем темпе.

•Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.

•Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к

застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

•Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств

и недостатков.

•Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной

мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече;

использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

проявлять деликатность и тактичность.

4-5 лет

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы

•Поощрять желание ребёнка строить первые собственные умозаключения,

внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его

интеллектуальному труду.

•Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их

стремление переодеваться («рядиться»).

•Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под

популярную музыку.

•Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома»,

укрытия для игр.

•Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на

один, а не на глазах у группы.

•Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им

сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это

самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

•Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:

дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети. А

не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми.

•Привлекать детей к украшению группы к праздникам. Обсуждая разные

возможности и предложения.

•Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку

воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

•Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

5 – 6 лет

Приоритетная сфера инициативы –

вне ситуативно – личностное общение

Деятельность воспитателя по

поддержке детской инициативы:

•Создать в группе положительный

психологический микроклимат, в равной

мере проявляя любовь и заботу ко всем

детям; выражать радость при встрече;

использовать ласку и теплое слово для

выражения своего отношения к ребенку.

•Уважать индивидуальные вкусы и

привычки детей.

•Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать

внимание детей на полезность будущего продукта для других и ту радость. Которую

он доставил кому – то (маме, бабушке, папе, другу).

•Создать условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности

детей.

•При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.

•Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более

отдаленную перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и

т. п.

•Создать условия и выделять время для самостоятельной творческой или

познавательной деятельности детей по интересам.

6-8 лет

Приоритетная сфера инициативы – научение

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

•Вводить адекватную оценку результата

деятельности ребенка с одновременным

признанием его усилий и указанием

возможных путей и способов

совершенствования продукта.

•Спокойно реагировать на неуспех

ребенка и предлагать несколько вариантов

исправления работы: повторное исполнение

спустя некоторое время, доделывание;

совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым

видам деятельности.

•Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность,

обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

•Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем

индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

•Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его

результатами.

•Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой

деятельности детей.

•При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

•Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.

Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.

•Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или

познавательной деятельности детей по интересам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Способы и направления поддержки детской инициативы"

Детская    инициатива    проявляется    в    свободной    самостоятельной деятельности  детей  по  выбору...

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...

Консультация для родителей "Способы и направления поддержки детской инициативы"

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. В соответствии с собственными интереса...

Консультация для педагогов Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности

Консультация для педагогов "Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности"...