Консультация для воспитателей "Способы и направления поддержки детской инициативы"
консультация на тему

Якушова Ирина Алексеевна

Детская    инициатива    проявляется    в    свободной    самостоятельной деятельности  детей  по  выбору  и  интересам.  Возможность  играть,  рисовать, конструировать,  сочинять  и  пр.  в  соответствии  с  собственными  интересами является  важнейшим  источником  эмоционального  благополучия  ребенка  в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.                                                                                                                                                                                                                                      Все  виды  деятельности  ребенка  в  детском  саду  могут  осуществляться  в форме самостоятельной инициативной деятельности:

  • самостоятельной  сюжетно-ролевые,
  • режиссерские  и театрализованные игры;
  • развивающие и логические игры;
  • музыкальные игры и импровизации;
  • речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
  • самостоятельная деятельность в книжном уголке;
  • самостоятельная  изобразительная  и  конструктивная  деятельность по выбору детей;
  • самостоятельные опыты и эксперименты и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_initsiativa.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способы и направления поддержки детской инициативы

Возраст

Приоритетная сфера инициативы

Условия

2-3 года

Предметная деятельность  и внеситуативно-личностное общение

1.Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка (центры активности)

2. Рассказывать детям об их реальных, возможных и будущих достижениях.

3. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей

4. Поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу

5. Помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей, поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.

6.В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе.

7. Не критиковать результаты  деятельности детей, а также их самих

8. Учитывать индивидуальные особенности детей:

застенчивые, нерешительные, конфликтные, непопулярные

9. Уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков

10.Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям:

  • выражать радость при  встрече;
  • использовать ласковые и тёплые слова;
  • проявлять деликатность и тактичность.

3-4 года

Продуктивная деятельность

4-5 лет

Познание окружающего мира

1.Поощряем желание ребёнка строить первые собственные умозаключения

2. Выслушивать все рассуждения, их записывать и представлять родительскому сообществу. Проявлять уважение к его интеллектуальному труду.

3.Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность, их стремление переодеваться.

4. Обеспечить условия для  музыкальной импровизации под популярную музыку.

5. Создавать в группе возможность использовать мебель и ткани,  строить дома, укрытия для игр.

6. Негативные оценки давать один на один и только поступкам, а не ребёнку!

7.Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжет игры.

8.Участие взрослого в играх  возможно лишь в следующих условиях:

-дети приглашают;

-определена роль, которую будет играть взрослый  и т.д.

9. Привлекать детей к украшению группы, планировать разные предложения

10. Побуждать детей формировать и выражать собственную оценку воспринимаемого.

11. Привлекать детей к планированию жизни группы на целый день.

5-6 лет

Внеситуативное –личностное общение

1.Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям

2.Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

3.Поощрять желание создавать что-то по собственному замыслу, обращать внимание на полезность  будущего продукта для других или радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке…)

4. Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности  детей

5.При необходимости  помогать детям в решении проблем организации игры

6. Привлекать детей к планированию жизни группы на целый день и наиболее отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля, постановки..

7. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

6-8 лет

Научение

1.Вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием  его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

2. Спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления.

3.Создавать ситуации, позволяющие ребёнку  реализовывать свою  компетентность, обрести уважение и признание  взрослых и сверстников.

4.Обращать к детям с просьбой, показать воспитателю и научить его тем индивидуальным возможностям, которые есть у каждого

5. Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатов

6. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

7. При необходимости  помогать детям в решении проблем организации игры

8. Привлекать детей к планированию жизни группы на целый день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля, постановки…

9. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ

ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

 

Детская    инициатива    проявляется    в    свободной    самостоятельной деятельности  детей  по  выбору  и  интересам.  Возможность  играть,  рисовать, конструировать,  сочинять  и  пр.  в  соответствии  с  собственными  интересами является  важнейшим  источником  эмоционального  благополучия  ребенка  в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все  виды  деятельности  ребенка  в  детском  саду  могут  осуществляться  в форме самостоятельной инициативной деятельности:

   - самостоятельной  сюжетно-ролевые,

-    режиссерские  и театрализованные игры;

   -  развивающие и логические игры;

    -  музыкальные игры и импровизации;

   -   речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

   -   самостоятельная деятельность в книжном уголке;

     - самостоятельная  изобразительная  и  конструктивная  деятельность

по выбору детей;

-     самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В  развитии  детской  инициативы  и  самостоятельности  воспитателю  важно соблюдать ряд общих требований:

-  развивать  активный  интерес  детей  к  окружающему  миру,  стремление  к получению новых знаний и умений;

- создавать   разнообразные   условия   и   ситуации,   побуждающие   детей   к активному  применению  знаний,  умений,  способов  деятельности  в  личном опыте;

-  постоянно  расширять  область  задач,  которые  дети  решают  самостоятельно.

Постепенно  выдвигать  перед  детьми  более  сложные  задачи,  требующие сообразительности,  творчества,  поиска  новых  подходов,  поощрять  детскую инициативу;

 - тренировать  волю  детей,  поддерживать  желание  преодолевать  трудности, доводить начатое дело до конца;

-    ориентировать     дошкольников     на     получение     хорошего     результата.

Необходимо  своевременно  обратить  особое  внимание  на  детей,  постоянно

проявляющих    небрежность,    торопливость,    равнодушие    к    результату, склонных не завершать работу; «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок

действовал  раньше,  но  его  сдерживает  новизна  обстановки,  достаточно просто  намекнуть,  посоветовать  вспомнить,  как  он  действовал  в  аналогичном случае.  

-  поддерживать    у    детей    чувство    гордости    и    радости    от    успешных  самостоятельных действий,   подчеркивать  рост возможностей и  достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

 

Младшая группа

В    младшем    дошкольном    возрасте    начинает    активно    проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные   вопросы,   которые   задают   дети.   Воспитатель   поощряет познавательную    активность    каждого    ребенка,    развивает    стремление    к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Следует проявлять    внимание    к    вопросам    детей,    побуждать    и    поощрять    их познавательную   активность,   создавая   ситуации   самостоятельного   поиска

решения возникающих проблем.

Воспитатель     показывает     детям     пример     доброго     отношения     к окружающим:  как утешить  обиженного,  угостить,  обрадовать,  помочь.  Он помогает    малышам    увидеть    в    мимике    и    жестах    проявление    яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером воспитатель поддерживает    стремление    к    положительным    поступкам,    способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.

Младшие   дошкольники - это   в   первую   очередь   «деятели»,   а   не наблюдатели.    Опыт    активной    разнообразной    деятельности    составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах:  в  играх,  двигательных  упражнениях,  в  действиях  по  обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом

общении,  в     творчестве     (имитации,     подражание     образам     животных, танцевальные импровизации и т. п.).

 

Средняя группа

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые  возможности  для  развития  самостоятельности  во  всех  сферах  его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы  разнообразных  обследовательских  действий,  приемов  простейшего анализа,  сравнения,  умения  наблюдать.  Воспитатель  специально  насыщает жизнь  детей  проблемными  практическими  и  познавательными  ситуациями,  в которых  детям  необходимо  самостоятельно  применить  освоенные  приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки  такой  ширины,  чтобы  по  ним  одновременно  проезжали  2  или  3 машины  и  пр.).  В  своих  познавательных  интересах  ребенок  средней  группы  начинает   выходить   за   рамки   конкретной   ситуации.   Возраст   «почемучек» проявляется  в  многочисленных  вопросах  детей  к  воспитателю:  «Почему?», «Зачем?»,   «Для   чего?»   Развивающееся   мышление   ребенка,   способность устанавливать  простейшие  связи  и  отношения  между  объектами  пробуждают широкий   интерес   к   окружающему   миру.   Нередко   ребенок   многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей  его  истины,  и  от  воспитателя  требуется  большое  терпение,  чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя   к   детским   вопросам   и   проблемам,   готовность   «на   равных» обсуждать  их  помогает,  с  одной  стороны,  поддержать  и  направить  детскую

познавательную  активность  в  нужное  русло,  с  другой  —  укрепляет  доверие дошкольников к взрослому.

В  свободной  деятельности  дети  по  желанию  выбирают  интересные  занятия  в организованных    в    группе    центрах    активности.    Это    -    центры    игры, театрализации,  искусства,  науки,  строительства,  математики,  двигательной деятельности.  Во  время  занятий  и  в  свободной  детской  деятельности  воспитатель создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность,  совместно  найти  правильное  решение  проблемы  (примеры  таких ситуаций приведены в конкретных разделах данного пособия). По мере того как

дети  учатся  решать  возникающие  перед  ними  задачи,  у  них  развивается самостоятельность    и    уверенность    в    себе.    Дети    испытывают    большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает.

У   детей   средней   группы   идет   активное   развитие   и   созревание эмоциональной  сферы:  чувства  становятся  более  глубокими,  устойчивыми; прежнее  радостное  чувство  от  общения  с  окружающими  постепенно  перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель    специально    создает    ситуации,    в    которых    дошкольники

приобретают   опыт   дружеского   общения,   внимания   к   окружающим.   Это ситуации   взаимной   поддержки   и   взаимной   помощи   детей,   проявления внимания  к  старшим,  заботы  о  животных,  бережного  отношения  к  вещам  и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо»,   «Мы   помощники   в   группе»   и   др.   Воспитатель   пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре,      в      изобразительной,      музыкальной,    театрально-исполнительской деятельности.   Внимательное,   заботливое   отношение   воспитателя   к   детям, умение      поддержать      их      познавательную      активность      и      развить самостоятельность,    организация    разнообразной    деятельности    составляют основу  правильного  воспитания  и  полноценного  развития  детей  в  средней

группе детского сада.  

 Важно,  чтобы  у  ребенка  всегда  была  возможность  выбора  игры,  а  для этого   набор   игр   должен   быть   достаточно   разнообразным   и   постоянно меняющимся  (смена  части  игр  примерно  1  раз  в  2  месяца).  Около  15%  игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность     ребятам,     опережающим     в     развитии     сверстников,     не останавливаться, а продвигаться дальше.

В   средней   группе   активно   развивается   детская   самостоятельность.

Постепенно     совершенствуются     умения     дошкольников     самостоятельно действовать  по  собственному  замыслу.  Сначала  эти  замыслы  не  отличаются устойчивостью   и   легко   меняются   под   влиянием   внешних   обстоятельств. Поэтому  воспитателю  необходимо  развивать  целенаправленность  действий, помогать   детям   устанавливать   связь   между   целью   деятельности   и   ее результатом, учить находить и исправлять ошибки. Помощниками в этом могут

стать картинки, фотографии, модели, наглядно, «по шагам» демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может  быть  последовательность  процесса  создания  постройки,  выполнения аппликации, бытового труда и пр.

В  режимных  процессах,  в  свободной  детской  деятельности  воспитатель создает  по  мере  необходимости,  дополнительно  развивающие  проблемно-игровые  или  практические  ситуации,  побуждающие  дошкольников  применить имеющийся  опыт,  проявить  инициативу,  активность  для  самостоятельного решения возникшей задачи.

 

Старшая и подготовительная группа

Переход  в  старшую,  и,  особенно,  подготовительную  группу  связан  с изменением   статуса   дошкольников   в   детском   саду.   В   общей   семье воспитанников  детского  сада  они  становятся  самыми  старшими.  Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение в  детском  саду.  Такие  мотивы,  как:  «Мы  заботимся  о  малышах»,  «Мы  - помощники   воспитателя»,   «Мы   хотим   узнать   новое   о   мире   и   многому научиться»,   «Мы   готовимся   к   школе»,   направляют   активность   старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.  

Опираясь  на  характерную  для  старших  дошкольников  потребность  в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно  создает  ситуации,  побуждающие  детей  активно  применять  свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает  желание  преодолевать  трудности,  доводить  начатое  дело  до

конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Воспитатель  придерживается  следующих  правил.  Не  нужно  при  первых же  затруднениях  спешить  на  помощь  ребенку,  полезнее  побуждать  его  к самостоятельному  решению;  если  же  без  помощи  не  обойтись,  вначале  эта помощь  должна  быть  минимальной:  лучше  дать  совет,  задать  наводящие  

 вопросы,   активизировать   имеющийся   у   ребенка   прошлый   опыт.   Всегда необходимо   предоставлять   детям   возможность   самостоятельного   решения поставленных  задач,  нацеливать  их  на  поиск  нескольких  вариантов  решения одной  задачи,  поддерживать  детскую  инициативу  и  творчество,  показывать детям  рост  их  достижений,  вызывать  у  них  чувство  радости  и  гордости  от успешных самостоятельных, инициативных действий.

Следует   отметить,   что   на   седьмом   году   жизни   нередко   возникают сложности   в   поведении   и   общении   ребенка   со   взрослыми.   Старшие дошкольники  перестают  быть  наивными  и  непосредственными,  как  раньше, становятся  менее  понятными  для  окружающих.  Ребенок  порой  ведет  себя вызывающе,  манерничает,  кого-то  изображает,  кому-то  подражает.  Он  как  бы примеряет  на  себя  разные  модели  поведения,  заявляя  взрослому  о  своей индивидуальности,  о  своем  праве  быть  таким,  каким  он  хочет.  Психологи связывают это с проявлением «кризиса семи лет».

Появление   подобных   особенностей   в   поведении   должно   стать   для близких  взрослых  сигналом  к  перемене  стиля  общения  с  ребенком.  Надо относиться  к  нему  с  большим  вниманием,  уважением,  доверием,  активно поддерживать  стремление  к  самостоятельности.  Старшие  дошкольники  очень чувствительны  к  оценкам  взрослых.  Они  остро  переживают,  если  взрослый выражает    сомнение    в    их    самостоятельности,    ограничивает    свободу.

Необходимо  поддерживать  в  детях  ощущение  своего  взросления,  вселять

уверенность в своих силах.

Развитию       самостоятельности       способствует       освоение       детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать  путь  к  ее  достижению,  осуществить  свой  замысел,  оценить полученный  результат  с  позиции  цели.  Задача  развития  данных  умений ставится  воспитателем  в  разных  видах  деятельности.  При  этом  воспитатель

использует      средства,      помогающие      дошкольникам      планомерно      и самостоятельно   осуществлять   свой   замысел:   опорные   схемы,   наглядные модели, пооперационные карты.

Высшей  формой  самостоятельности  детей  является  творчество.  Задача

воспитателя  —  развивать  интерес  к  творчеству.  Этому  способствует  создание творческих  ситуаций  в  игровой,  театральной,  художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это — обязательные элементы  образа  жизни  старших  дошкольников  в  детском  саду.  Именно  в увлекательной   творческой   деятельности   перед   дошкольником   возникает проблема  самостоятельного  определения  замысла,  способов  и  формы  его воплощения.

Старшие  дошкольники  с  удовольствием  откликаются  на  предложение поставить  спектакль  по  мотивам  знакомых  сказок,  подготовить  концерт  для малышей  или  придумать  и  записать  в  «волшебную  книгу»  придуманные  ими истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся  предметом  любви  и  гордости  детей.  Вместе  с  воспитателем  они  перечитывают    свои    сочинения,    обсуждают    их,    придумывают    новые продолжения историй.

В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к  проявлению  интеллектуальной  активности.  Это  могут  быть  новые  игры  и материалы таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость  открытия  и  познания.  «Почему  это  так  происходит?»,  «Что  будет, если...?»,  «Как  это  изменить,  чтобы...?»,  «Из  чего  мы  это  можем  сделать?»,

«Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?»  — подобные вопросы   постоянно   присутствуют   в   общении   воспитателя   со   старшими дошкольниками.  Периодически  в  «сундучке  сюрпризов»  появляются  новые, незнакомые  детям  объекты,  пробуждающие  их  любознательность.  Это  могут быть   «посылки   из   космоса»,   таинственные   письма   с    увлекательными заданиями, схемами, ребусами, детали технических устройств, зашифрованные записи  и  пр.  Разгадывая  загадки,  заключенные  в  новых  объектах,  дети  учатся рассуждать,     анализировать,     отстаивать     свою     точку     зрения,     строить

предположения, испытывают радость открытия и познания. Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он   показывает   детям,   как   из   книги   можно   получить   ответы   на   самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается  к  книгам,  вместе  с  детьми  находит  в  книгах  решение  проблем. Хорошо  иллюстрированная  книга  становится  источником  новых  интересов

дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением. Для  развития  детской  инициативы  и  творчества  воспитатель  проводит отдельные  дни  необычно  –  как  «День  космических  путешествий»,  «День волшебных  превращений»,  «День  лесных  обитателей».  В  такие  дни  виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным

тематическим    замыслом    и    принятыми    ролями:    «космонавты»    готовят космический      корабль,      снаряжение,      готовят      космический      завтрак, расшифровывают   послания   инопланетян,   отправляются   в   путешествие   по незнакомой   планете   и   пр.   В   общей   игровой,   интересной,   совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.  

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о разных видах образовательной деятельности, способах и направлениях поддержки детской инициативы В МДОУ д/с «Черемушки» города Балашова Саратовской области

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на п...

Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы»

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельностидетей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,сочинять и пр. В соответствии с собственными ...

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...

Консультация для родителей "Способы и направления поддержки детской инициативы"

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. В соответствии с собственными интереса...