Опыт работы: «Театрализованная деятельность как средство социализации детей в ДОУ»
статья (средняя группа)

Зязева Ирина Николаевна

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в
среднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра
- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и
выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую
очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы Зязевой Ирины Николаевны, воспитателя МБДОУ Комаричского детского сада №2 на тему «Театрализованная деятельность как средство социализации детей в ДОУ»

«Театр поучает так как этого не сделать толстой книге».

Вольтер

Одним из самых эффективных средств развития социализации и коммуникативных навыков ребенка в среднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и
выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую
очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

   Театрализованная игра также является эффективным средством  осмысления дошкольником нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

  • дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, учатся их распознавать;
  • осваивают способы  внешнего выражения чувств;
  • осознают причины того или иного настроения.

   Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

   Именно этой многофункциональностью, большим диапазоном развивающих и воспитательных возможностей эта тема привлекла мое внимание. Работая с детьми средней   группы при развитии театрализованной

деятельности я поставила себе следующие задачи:

  • Формировать у малышей представления о различных видах театра; развивать интерес к игре драматизации, к театрально-игровой деятельности; приобщать к ознакомлению со сказками посредством различных видов театра;  учить строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
  • Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
  • Пополнять и активизировать словарь детей, развивать воображение и творческое мышление.
  • Вовлекать в творческий процесс изготовления атрибутов к разным видам театра.
  • Привлекать родителей к участию в театрализованной деятельности: просмотр спектаклей, изготовление костюмов и атрибутов, создание совместных творческих работ с детьми.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности в своей группе мы продумали развивающую среду. В «Уголок ряженья» мы подобрали разнообразные атрибуты: юбки на резинках и завязках, жилетки, фартуки, манишки, сумки, кошельки, разнообразные головные уборы, которые помогают ребенку погрузиться в тот или иной образ, взять на себя какую-либо роль. В накоплении атрибутов активное участие принимали родители воспитанников группы.

Кроме этого в своей группе мы изготовили различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, кукольный, баночный, ложковый, стаканчиковый), костюмы, шапочки, маски. Для развития театрализованной деятельности мы подобрали настолько - печатные дидактические игры по ознакомлению со сказками, различными персонажами сказок и литературных произведений, развитию и распознаванию  эмоций .

Очень нравится детям смотреть спектакли  в исполнении взрослых (педагогов детского сада или профессиональных артистов театра), которые позволяют детям осваивать законы жанра, знакомиться с театральными профессиями. В процессе постановки своих спектаклей дети узнают о том, что делают участники театрализованного действия (актеры, режиссер, гример, костюмер). А накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, дети начинают все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

При чтении произведений я стараюсь  артистически, искренне передавать тот или иной образ литературного героя, формировать в детях эмоциональное отношения к тем или иным персонажам, ситуациям. После чтения произведения мы обязательно беседуем по его содержанию. В процессе беседы я помогаю детям осознать характер героев, оценить их поступки, сложить эмоциональный образ героя, проговорить отдельные диалоги персонажей. Так же при  рассматривании иллюстраций большое  внимание я уделяю анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.)

Не менее эффективно для развития театрализованной деятельности использование фланелеграфа.  Его в своей работе я часто использую для ознакомления с новой сказкой, для разыгрывания фрагментов из знакомых литературных  произведений,  для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом.

Очень любят дети настольный театр кукол, разыгрывая различные знакомые ситуации.  Нравится малышам разыгрывать небольшие сценки  с куклами бибабо. Все это дает детям возможность самовыражаться в своем творчестве, закреплять знания литературных произведений, социализироваться в коллективе сверстников.

Я понимаю как важно уже с раннего возраста поддерживать в детях творческие задатки, развивать в них эстетический вкус и желание приобщаться к прекрасному. Поэтому всячески стараюсь привлекать родителей.  Родители активно участвуют в подготовке атрибутов,   реквизита, в изготовлении костюмов, оформляют яркие, красочные, прочные декорации, учат с детьми роли. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетичеекие переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В родительском уголке были оформлены папки- передвижки «Театрализованная деятельность детей 4-5 лет», консультации «Воспитание дружеских отношений через театр», «Развитие у детей навыков сценического искусства».

Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под

музыку, слушанием, рисованием и т. д. Необходимость контакта и систематизирования её в едином педагогическом процессе очевидна. Поэтому тематика театрализованных игр может быть разнообразной:

  • Разучивание стихов, потешек с различной интонацией (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро) Так у детей развивается мелодикоинтонационная выразительность, плавность речи. Например: «Кисонька - Мурысонька», «Обедать», «Ножки, ножки, где вы были?».
  • Инсценированние различных стихотворений.
  • Игровая самостоятельная деятельность с различными видами театров (настольный, пальчиковый, Би-ба-бо), т.к. ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонаж словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей
  • Игры, направленные на сплочение детского коллектива «Давайте познакомимся!», «Здравствуй - прощай», «Услышь меня», «Лунный камень», «Динозавр, который ничего не видит», «Птички на жердочке», «Звуковая волна», «Два зеркала»
  • Игры и упражнения на действия с воображаемыми предметами «Утки - беленькие грудки», «Что мы делаем, не скажем, а что видели покажем», «День рождения», «Давайте поиграем».

Этюды на основные эмоции - радость, огорчение - «Покупка театрального билета», «Утешение», «Лень, открой ворота».

  • Музыкальная ритмопластика (свободная импровизация ритмических движений)
  • Игры и упражнения на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга», «Городок игрушек».
  • Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии «Одно и то же по-разному», «Превращение предмета», «Наш домашний театр».
  • Совместная изобразительная деятельность по изготовлению декораций, масок

Данные результатов мониторинга и наблюдений за свободной деятельностью детей позволяют сделать вывод о том, что у детей сформировался интерес к театрализованной деятельности, количество желающих участвовать в театрализованных играх, сценках, представлениях, дети самостоятельно договариваются на роли, используют интонацию, мимику, жесты, участвуют в ролевых диалогах, сопереживают героям произведений, умеют слушать, не перебивая друг друга, активно приглашают зрителей на свои показы. В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось желание придумать и показать сказку, историю, сочинить танец и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей в условиях ДОУ».

Ранний возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который является условием личностного становления ребенка. Полноц...

Опыт работы театрализованная деятельность как средство оптимизации двигательной активности

ТЕАТР – ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ,В КОТОРОМ РЕБЁНОК РАДУЕТСЯ ИГРА,А В  ИГРЕ ПОЗНАЁТСЯ МИР»...

Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи у дошкольников»

Опыт работы«Театрализованная деятельность как средство развития речи  у дошкольников»представляют педагоги МКДОУ Детский сад № 4 «Радуга» (корпус «Ракета») Гол...

Опыт работы «Игровая деятельность как средство социализации дошкольников»

Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности. Детство без игры и вне игры ненормально. Известный русский писатель М. Горький писал: &laqu...

Опыт работы" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей разного возраста"

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. И находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Игра способствует развитию вниман...

Опыт работы" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей разного возраста"

Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. И находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой. Игра способствует развитию вниман...