Опыт работы «Игровая деятельность как средство социализации дошкольников»
статья

Кузяева Зульфия Наильевна

Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности. Детство без игры и вне игры ненормально. Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к  познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Действительно, игра помогает  вхождению ребенка в общество. Игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

«Игровая деятельность как средство социализации дошкольников»

Воспитатель ВКК

Кузяева З.Н.

                                                     

п.Рефтинский

Игра - это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности. Детство без игры и вне игры ненормально. Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к  познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять». Действительно, игра помогает  вхождению ребенка в общество. Игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях.

Игра -  едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие  не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение    ребенка  в  систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения.

Ежедневно наблюдая за игрой детей дошкольного возраста, я замечаю, что не все дети умеют играть, они не умеют выполнять игровые действия, в соответствии с игровым замыслом игр, налаживать контакты в совместной игре, очень редко проявляются навыки взаимовыручки и взаимопомощи.

Поэтому я перед собой поставила следующую цель:   Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками и социумом.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

Обучать детей выполнять игровые действия в соответствии с замыслом игр.

Развивать у детей доброжелательное отношение в совместной игре.

Формировать и развивать навыки взаимопомощи и взаимовыручки.

Учить детей отражать в играх сюжет, выполнять действия в определенной последовательности.

Реализуя поставленные задачи, я ежедневно в своей педагогической деятельности использую:

Подвижные игры. Так как считаю, что подвижные игры очень полезны для здоровья. Они являются незаменимым способом энергетической зарядки и развития физических качеств. Игровой сюжет вызывает положительные эмоции, побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью формировали необходимые волевые качества и физические способности, проявляли решимость, мужество и упорство для достижения цели. Таким образом, дети социализируются, усваивают необходимые правила в социуме, формируется ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.

Сюжетно-ролевые игры помогают осознать окружающий мир, способствует социализации в обществе, помогают воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать свои действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Моя задача состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызвали бы общность чувств и действий. Способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Для обогащения игровых сюжетов детей  организую, экскурсии и целевые прогулки, дидактические и театрализованные игры, просмотр познавательных видеофильмов, провожу тематические беседы, рассказываю  о профессиях. Таким образом, дети приобретают умение  взаимодействовать  друг с другом,  у них формируются чувства удовлетворения от того, что они делают «хорошие дела», «приносят пользу» близким, окружающим, радуют их добрыми поступками, помогают и сопереживают.

Чтобы развивать у своих воспитанников,  такие необходимые в нашей жизни качества,  как  логическое мышление, умение предвидеть ситуацию, находить выход из сложного положения - мною  используются  настольные игры. Они развивают у детей память, внимательность, учат делиться, находить взаимопонимание с другими игроками, решать возникающие конфликты и не уходить от проблем. В дальнейшей жизни такое социальное воспитание возымеет свое действие, ведь дети будут обладать необходимыми навыками. Кроме того, именно настольные игры научат как детей, так и взрослых проигрывать, а также достойно принимать поражение. В жизни бывают различные ситуации, и не всегда победа оказывается на нашей стороне. Но важно научится относиться к этому моменту правильно, и тогда можно будет двигаться дальше, усвоив полученные уроки. Таким образом, у детей воспитывается культура честного соперничества, внимательность, целеустремленность, собранность.

 С целью расширения кругозора, представления об окружающем мире я применяю дидактические игры, которые воспитывают у детей чувства осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благородности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

 Для формирования личностных качеств, для развития нравственности, воображения, фантазии, мышления, наблюдательности  мною разработан проект «В гостях у сказки». В рамках данного проекта используются театрализованные игры, которые  являются средством самовыражения и самореализации дошкольников. Формирует социальные навыки, помогает преодолевать психологические трудности, робость, неуверенность в себе, застенчивость. В игре формируются дружеские партнерские взаимоотношения детей. Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью.

Для достижения поставленных целей и задач я активно сотрудничаю с родителями. Анкетирование показало, что родители мало играют со своими детьми, не умеют их организовывать, не придают большого значения игре. Ведь осуществляется социализация, главным образом, через общение, Поэтому мной составлен перспективный план взаимодействия с родителями, который включает в себя: беседы, консультации, памятки, мастер-классы, дни открытых дверей, совместные мероприятия. Первый человек, с кем ребенок начинает общаться и испытывать в нем потребность – это мама, семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Я решила сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие,  способные, но они требуют внимания и партнера для игр.

Для решения этой проблемы, я с родителями поставила задачи:

1. Формировать уверенность в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.

2. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.

3. Развивать у детей интерес к совместному времяпровождению.

4. Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.

Ответственное и правильное отношение родителей к организации игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогатился внутренний мир ребенка.

Я и родители моих воспитанников убеждены, что игра – сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие.

Я, как педагог, стараюсь создать условия, в которых дети смогли бы интересно, увлеченно реализовать себя, искали бы индивидуальные пути, стараюсь расшевелить слишком спокойных детей, заинтересовать подвижных. Познавать окружающий мир самостоятельно, не навязывая обязательной совместной деятельности. чтобы она выступала в роли естественного фона жизни ребенка, снимала утомляемость и положительно влияла на эмоциональное состояние ребёнка.

Таким образом, использование в своей образовательной деятельности педагогических технологий, создание  условий для поддержки индивидуализации и инициативы детей, развивающей предметно-пространственной среды, эмоционально-комфортного климата, использования принципов сотрудничества, диалога, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, поддержку спонтанной игры позволило сформировать у моих воспитанников самостоятельность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, навыки взаимопомощи, взаимовыручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровая деятельность как средство социализации дошкольника"

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации....

Игровая деятельность как средство социализации дошкольников

Одним из важнейших критериев адаптации личности в обществе является социализация, которая подразумевает динамические изменения, происходящие в развитии личности в течение определенного перио...

Опыт работы: «Театрализованная деятельность как средство социализации детей в ДОУ»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка всреднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ пере...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №11 д.Шаталово   СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ И...