«Чудо мешки-тренажеры» Методическое пособие по организации игр с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Оболдина Наталья Владимировна

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.  Мешки-тренажёры - это игра, совмещающая и коррекционную работу, и познавательное развитие детей.

Цель: Разработка методического пособия «Чудо мешки-тренажеры» для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение.

Данный проект направлен  на решение следующих задач:

  • Формирование познавательной активности и творческого воображения детей, положительной мотивации на занятии и коммуникативных навыков.
  • Формирование здоровье созидающих представлений.
  • Развитие речи, мелкой и крупной моторики, психических процессов (внимание, мышление, воображение, память) творческого воображения.
  • Создание положительного эмоционального фона, радости
  • Формирование дружеских взаимоотношений

Использование мешков-тренажёров позволяет интегрировать образовательные области: физическое, речевое, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meshki-trenazhyory.docx130.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 73 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга 

 «Чудо мешки-тренажеры»

Методическое пособие по организации игр
с детьми старшего дошкольного возраста

D:\мешки\IMG_3630.JPG

Авторы - разработчики:

Наталья Владимировна Оболдина, старший воспитатель

Мария Сергеевна Корсак, учитель-логопед

Татьяна Антоновна Васехо, воспитатель

Материал по внедрению в практику работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста мешков - тренажёров является актуальным. Т.к. основная задача педагогов ДОУ на сегодняшнем этапе внедрения ФГОС ДО - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из таких технологий являются мешки-тренажёры. Образовательная деятельность в формате игр с мешками-тренажёрами замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО: поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме – игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.  Мешки-тренажёры - это игра, совмещающая и коррекционную работу, и познавательное развитие детей. 

Цель: Разработка методического пособия «Чудо мешки-тренажеры» для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение.

Данный проект направлен  на решение следующих задач:

  • Формирование познавательной активности и творческого воображения детей, положительной мотивации на занятии и коммуникативных навыков.
  • Формирование здоровье созидающих представлений.
  • Развитие речи, мелкой и крупной моторики, психических процессов (внимание, мышление, воображение, память) творческого воображения.
  • Создание положительного эмоционального фона, радости
  • Формирование дружеских взаимоотношений

Использование мешков-тренажёров позволяет интегрировать образовательные области: физическое, речевое, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое развитие.

Мешки-тренажёры используется для развития сенсорных ощущений ребенка. Мешок - тренажёр глубоко давит на руки и ноги, заставляет ему сопротивляться, чем способствует улучшению ощущения положения тела в пространстве. Это эффективный инструмент сенсорной интеграции, предназначенный для активного развития детей и совместных весёлых игр.

Благодаря нахождению в мешке улучшается ориентация в пространстве, координация движений. Изделие воздействует на вестибулярный аппарат и очень хорошо развивается тактильное сенсорное восприятие. Дети лучше чувствуют и свое тело, оно становится ловким и гибким. Внутри мешка с натянутой тканью дети успокаиваются, расслабляются.

Методическое пособие направлено на всех участников образовательного процесса и рекомендовано:

  1.  Педагогам и психологам. Это новый эффективный инструмент для развития детей, который позволяет интегрировать все образовательные области: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие и художественно-эстетическое.
  2. Родителям, которые хотят найти для своих непосед весёлое и полезное развлечение.  Вместо компьютерных игр – «живой» и необычный мешок-тренажёр, который поощряет фантазию.
  3. Родителям, для которых важно развитие ребёнка. Мешок-тренажёр помогает детям расти умными и сильными. Через кожу и тело он воздействует на важные центры головного мозга. 
  4.  Мамам «особых» детей. Мешок - тренажёр даёт новые сенсорные ощущения, помогает прочувствовать своё тело, испытать новые эмоции.

Мы используем специально разработанные упражнения и игры с помощью мешков – тренажёров в режимные моменты: во время приёма детей, утренней гимнастики, подготовки к прогулке и сну, в подвижных и сюжетно-ролевых играх, в индивидуальной работе с детьми. Проанализировав первичный опыт использования «Чудо мешков - тренажеров», мы решили, что работа с мешками – тренажёрами должна идти в тесной взаимосвязи с учителем – логопедом и инструктором по физическому развитию. Инструктор использует эти мешки в танцевальной студии по развитию пластики и ритма «Пластилин».

Мешки-тренажёры представлены как форма работы, которая объединяет всех участников образовательного процесса, решает задачи различных образовательных областей, разнообразие форм детской деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Был проведен мастер-класс для родителей о технологии использования мешков-тренажёров, многие родители заинтересовались ей. Купили ткань, сшили мешки. В группе у каждого ребёнка – свой собственный мешок-тренажёр. Мешки хранятся в специально отведённом месте. В конце недели ребёнок забирает свой мешок - тренажёр домой, чтобы поиграть с ним дома. А заодно, и постирать. Родители с удовольствием применяют наш опыт работы для совместного время препровождения в выходные дни, через различные упражнения и игры. Данная работа позволила привлечь внимание родителей к профилактике здоровья ребенка, его социализации в дошкольном образовательном учреждении и в обществе в целом.

Во время проведения игр с мешками, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность. Это новое направление, над которым наше дошкольное учреждение работает и считаем, что наш опыт работы могут использовать и в других образовательных организациях. Это не требует большого материального вложения, доступно, вариативно, несёт высокую мотивационную направленность. Это готовые игры и упражнения, и в то же время есть, где педагогу проявить творчество. Многие, уже известные детям игры тоже можно проводить с мешками - тренажёрами, внеся в них небольшую корректировку.

Вы можете посмотреть некоторые упражнения и игры, которые мы используем в своей работе:


Название игры

Задачи

Инструкция к упражнениям;

Правила игры

«Проползи, как змейка»

Развитие межполушарного взаимодействия

Детям предлагается проползти по полу.

Варианты:

1) ползти, помогая себе только руками.

2) ползти, используя поочерёдно только правую сторону тела (руку и ногу), затем – только левую.

3) ползти, используя противоположные руки и ноги (правую руку и левую ногу, и наоборот).

«Поспешим к Айболиту»
Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.

Развитие межполушарного взаимодействия

"Раненый зайчик"
Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.

"Раненый медвежонок"
Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.
     Рекомендуется упражнения, а и б проводить на счет, то есть задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.

«Потягушки»

Развитие межполушарного взаимодействия

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем - то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.

«Бревнышко»

Развитие межполушарного взаимодействия

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например, справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз.
        В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.

«Лодочка» (лежа на спине лицом вверх)

Развитие межполушарного взаимодействия

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.

«Угадай, кто я?»

Развитие фантазии, координации, ориентировки в пространстве.

Ребёнку предлагается надеть мешок – тренажёр и изобразить кого он захочет (сказочного героя, животное). Остальные дети – отгадывают

Воспитатель, стоя лицом к ребёнку в мешке показывает карточку  изображением. Ребёнок в мешке должен изобразить, а остальные отгадать.

«Замри - отомри»

Развитие координации, самоконтроля.

Детям предлагается по звуковому сигналу воспитателя – останавливаться, не шевелясь.

«Водяной»

Развивать слух, тактильные ощущения, внимание, память, воображение.

Вариант 1.Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку

На одну минуточку

Только глаз не открывай

По одежде угадай.

Круг останавливается. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним, дотрагиваясь до одежды. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим.

Вариант 2. Водяной должен узнать ребёнка по голосу.

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку

На одну минуточку

Только глаз не открывай

Кто позвал тебя узнай.

Варианты:

1)Водяной в кругу в мешке- дети без мешков

2)Водяной без мешка, а дети в мешках.

«У медведя во бору»

Развитие ловкости, координации движений.

Ребёнок в мешке-тренажёре изображает медведя. Его задача – изобразить медведя как можно реалистичнее и поймать детей.

«Каравай»

Развитие ориентировки в пространстве, координации движений

«Каравай» - ребёнок в мешке-тренажёре

Эстафеты

Развитие ориентировки в пространстве, координации движений, ловкости

Дети делятся на 2-3 команды. Они выполняют различные задания – прыгают, ползают, бегают в мешках-тренажёрах.

Мини - футбол

Развитие координации движений

Предложите ребёнку провести мяч по линии, намеченной на полу в группе, как настоящему футболисту.

«Садись – вставай»

Развитие координации движений, внимания детей

Детям предлагаются противоположные понятия, которые будет называть воспитатель. Дети должны, в зависимости от ответа вставать или садиться.

«Летает – не летает»

«Вершки – корешки»

«Хищные – травоядные»

Зимующие – перелётные»

«Перекинь мяч»

Детям в  мешках-тренажёрах предлагается перекидывать мяч друг другу. Воспитатель показывает картинку с каким – ни будь предметом (по изучаемой теме), а дети должны правильно его назвать. Варианты игр:

Развивать умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

«Один – много»

 Один ребёнок называет предмет в единственном числе, а другой тот же предмет называет во множественном.

Развивать умение детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

«Большой - маленький»

Воспитатель показывает картинку и предлагает назвать, что на карточке: одному большой предмет, а другому маленький. Пример: круг – кружочек.

Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

«Закончи предложение»

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник).

Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница).

«Передай мяч»

Развитие координации движений, внимания, активизация словаря детей

Детям в  мешках-тренажёрах предлагается передавать мяч по кругу, стараясь подобрать как можно больше слов, чтобы не оказаться последним.

«Слова-родственники»

Дети должны подобрать однокоренные слова.

«Кто больше»

(«Подбери признак»,«Подбери действие»,

«Подбери предмет к признаку»)

Этюды

«Бабочка»,

«День рождения»,

«Необычное дерево»,

«Как много грибов», «Поздняя осень», и т.д.

Развивать умения передавать эмоции с помощью выразительных движений

Предложить детям превратиться в артистов, и показать небольшое представление. Воспитатель читает ситуацию, а дети выполняют в соответствии с текстом.

«Театр теней»

Предложить детям включить фонарик и выключить свет.

1. Дети в мешках принимают разные позы, а  другие присутствующие дети рассказывают, что они видят на стене! 

2. воспитатель показывает детям картинку с изображением кого - нибудь, а другие присутствующие дети угадывают.

«Придумай танец»

Развитие фантазии, развитие координации движений

Детям предлагается послушать музыку и придумать какие – нибудь танцевальные движения.

«Скульптор»

Развитие фантазии, осязания

Играет два ребёнка. Одному ребёнку предлагаем представить себя скульптором, который «лепит» из куска глины (ребёнка в мешке-тренажёре) то, что хочет.

«Месим тесто»

«Живой снеговик»

«Волшебное зеркало»

Повторение всех движений и жестов.

Воспитатель предлагает повторить за ним движения. (воспитатель без мешка, а дети в мешках)

«Свет мой, зеркальце, скажи…»

Развитие фантазии, координации движений

Становитесь перед зеркалом. Примите какую-то позу. Замрите. Отсчитайте 10 секунд. Смотрите, что получилось. Прислушайтесь к внутренним ощущениям. 

«Узнай на ощупь»

Развитие памяти, внимания, осязания

Ребёнку в мешке даётся предмет, он должен его назвать, сказать, где используется, из чего сделан и т.д. (составление описательного рассказа)

«Укрепляем знания!» 

Формирование элементарных математических представлений

Детям предлагается, находясь в мешке показать различные геометрические фигуры: треугольник, квадрат, ромб, круг.

Релаксация.

Развитие ориентировки в пространстве, снятие психоэмоционального напряжения

Предложите ребёнку просто посидеть (полежать, походить) в мешке – тренажёре, слушая приятную спокойную музыку, выполняя движения, которые захочется ребёнку.

«Обнимашки» («комплименты»)

Снятие психоэмоционального напряжения, обмен положительными эмоциями.

Предложить ребёнку встречать детей, обнимать их и говорить что-нибудь приятное.

«Делайте, зарядку!»

Развитие координации движений, снятие психоэмоционального напряжения

Воспитатель предлагает детям, находящимся в мешках, по очереди показывать упражнения, которые все будут повторять.

«Помоги Золушке!»

Помощь в размещении игрушек на свои места

Воспитатель предлагает детям, находящимся в мешках, убрать игрушки. Воспитатель может направлять детей к игрушкам: один шаг вправо, 3 шага вперёд и др.

«Чего не стало»

Развитие памяти, внимания, осязания

Определённое количество предметов(крупные, не больше 6) дети рассматривают, затем по очереди забираются в мешки, воспитатель убирает предмет и они должны определить, чего не стало.

Сюжетно-ролевые игры

Развитие воображения детей.

Обогащение сюжета игр.

Детям предлагается взять на себя необычную роль…

«Пришельцы», «Цирк», «Зоопарк», «Ателье» и т.д.

Представленные в методической разработке авторские дидактические игры с «Чудо мешками - тренажерами» вызвали огромный интерес у дошкольников. В процессе использования игр, воспитанники смогли быстрее и лучше ориентироваться пространстве. Дети лучше чувствуют и свое тело, оно становится ловким и гибким.

Благодаря нахождению в мешке улучшается ориентация в пространстве, координация движений.

 Изделие воздействует на вестибулярный аппарат и очень хорошо развивается тактильное сенсорное восприятие.

Внутри мешка с натянутой тканью дети успокаиваются, расслабляются.

Использование инновационного продукта в практике детского сада будет способствовать:

  • социализации детей, т.к. во время проведения игр с мешками, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении.
  • повышению уровня профессионального мастерства педагогов.
  • формированию позитивного имиджа образовательного учреждения.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста «Учимся лепить».

В пособии представлен материал для занятий с детьми среднего дошкольного возраста лепкой из разных пластичных материалов. Приведены конспекты занятий по лепке, соответствующие возрастным возможностям ...

Методические рекомендации к организации беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Украина»

Формирование представлений об украинском народе, его быте и культуре; развитие памяти, словарного запаса, познавательного интереса, воображения и фантазии....

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Воздух» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)

Цель: расширять знания детей о воздухе; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навык...

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Весна» (с использованием мнемотаблиц)

Цель:закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.Задачи: продолжать формировать знания детей о весне, сезонных изменениях в природе, используя образные слова и выр...

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Сказочное путешествие» (с использованием элементов технологии ТРИЗ)

Цель:расширять представления детей об окружающем мире.Задачи: продолжать обогащать знания детей о различных видах транспорта;развивать у детей память, логическое мышление, внимание, творческое воображ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...