Главные вкладки

    Картотека "Игровые и проблемные ситуации"
    картотека (старшая группа)

    Ялынычева Мария Александровна

    Игровые проблемные ситуации - это полноценная, но специально организованная игра.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka.docx45.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №1 общеразвивающего вида»

    Картотека

    «Игровые и проблемные ситуации»

    Составитель: Ялынычева Мария Александровна

    Воспитатель

    Категория воспитанников: старшая группа (5-6 лет)

    пгт. Троицко - Печорск

    2018 г.


    ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

    Игры в почту.
    Игра-ситуация «Пришла посылка»№1

    Воспитатель приносит посылку и сообщает детям, что она пришла от мамы Козы.
    Воспитатель: «Коза любит своих козляток, поит их молоком, охраняет от волка. Коза прислала детям свежей сметаны. Что мы козочке пошлем? Давайте пошлем ей яблоки в посылке».
    Дети берут шарики и кладут в посылку.
    Воспитатель: «Козочка обрадуется, угостит своих козлят».
    Воспитатель отдает детям посылку и они играют самостоятельно (кладут в нее разные подарки для бабушки, для мамы, для кукол).


    Игры в больницу.
    Игра-ситуация. «Зайка заболел» №2

    Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой – пациентом.
    Врач: « Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?»
    Пациент-зайчик (жалобно): «Я пришел».
    Врач: « Садитесь, больной. Что у вас болит?»
    Пациент: « У меня кашель, болят ушки».
    Врач: « Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?»
    Пациент: « Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания».
    Игра продолжается без участия взрослого.

    Игры в больницу.
    Игра-ситуация «К нам приехал доктор» №3

    Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки — зайку, мишку, куклу, ежика—и говорит: 
    «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет».
    Доктор слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.
    Воспитатель: « Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я — медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне».
    Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.
    Воспитатель говорит: «Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно».
    Игра продолжается без участия взрослого.


    Магазин.
    Игра-ситуация «делаем Покупки» №4

    Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.) Лиза, ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».
    Покупатель (воспитатель): «Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука, дайте мне один пакет муки».
    Продавец (ребенок): « Вот, берите».
    Покупатель: « Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люблю пироги с капустой. Капуста есть?».
    Продавец: « Есть».
    Покупатель: «Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм?» 
    Продавец: « Есть».
    Покупатель: « А пряники есть? Они мятные или шоколадные?»
    Продавец: « Мятные».
    Покупатель: « Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет довольна. Она любит пирожки и прянички. До свидания!»


    Магазин.
    Игра-ситуация « Что надеть на ножки?» №5

    Воспитатель обращается к кукле, стоящей босиком: «Катя, почему у тебя босые ножки? Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама? Оля, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет». (Оля подходит к кукле и берет ее на руки.) 
    Воспитатель: «Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку».
    Воспитатель и девочка идут в магазин.
    Продавец (воспитатель): «В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?»
    Покупатель (ребенок): «Да».
    Продавец: « Вам больше нравятся красные или белые ботинки?».
    Покупатель: « Красные».
    Продавец: « Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?».
    Покупатель (примеряет кукле ботинки): 
    « Подошли».
    Продавец: «Спасибо за покупку. Вы довольны?».
    Покупатель: Да. Спасибо».

    Парикмахерская.
    Игра-ситуация Модная прическа№6

     Воспитатель говорит: «Я — парикмахер. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной? Лена, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься».
    Лена работает, подражая педагогу.
    Дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.
    Воспитатель: « Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Леной?».
    Приходит новый парикмахер—Лиза—и принимает клиентов. 


    Парикмахерская.
    Игра-ситуация Модная прическа№7

    Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу. Кукла «отвечает», что ходила в парикмахерскую. Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.
    Воспитатель: « Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу?»
    Кукла: « Прическу».
    Воспитатель: «Тогда садись поудобнее. (Делает прическу.) Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится?»
    Кукла: «Очень нравится».
    Воспитатель: «Кто ко мне следующий? Здравствуй, Петя. Тебя постричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится?»
    Петя: «Нравится».
    Воспитатель: « Приходи еще».


    Игры с игрушечными животными.
    Игра-ситуация «Игры с Жучкой»№8

    Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющим детям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я не знаю. Кто ее хозяин? Миша, может ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. (Ребенок берет собачку.) 
    Воспитатель: «Собачка, ты любишь своего хозяина? А ты, Миша, любишь свою собачку?».
    Воспитатель: «Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут. (Ребенок называет имя собачки.) Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку». (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку и собачка «перескакивает через барьер».) 
    Воспитатель: «Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска?». (Ребенок дает собачке «корм», она «ест».) 
    Воспитатель: « Смотри, Мишенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» (Ребенок показывает).
    Далее дети играют с собачкой самостоятельно.


    Игры с игрушечными животными.
    Игра-ситуация «Цирк зверей»№9

    Воспитатель вешает на доску афишу, на которой нарисованы животные и сообщает: «Внимание, внимание! Сегодня к нам приехал цирк. В цирке будут выступать дрессированные звери! Спешите, спешите!».
    Воспитатель: «В цирке веселые зверята: обезьяна, лев, тигрята. Дорогие зрители, Купить билеты не хотите ли?»
    Воспитатель раздает детям «билеты в цирк» и сообщает: «Первым выступает лев. Он умеет прыгать: ап! Еще раз: ап! (Демонстрирует прыжки игрушечного льва через перекладину) Молодец! Давайте похлопаем».
    Воспитатель: «Теперь выходит тигр. Он тоже умеет высоко прыгать через обруч. (Демонстрирует прыжок игрушечного тигра.) Красиво прыгал, ловко! Похлопаем ему тоже. Проворная обезьянка умеет качаться на качелях: вверх-вниз! Вверх-вниз! (Демонстрирует умения игрушечной обезьянки)».
    Воспитатель: «А в цирке есть попугай, он умеет петь куплеты:
    Я попугай, сижу на ветке,
    Распеваю песни в клетке.
    Билет берите
    И приходите!
    Выступление зверей-артистов окончено. До свидания!».
    Звери выходят на поклон, дети аплодируют.
    Примечание. Через 1—2 дня игру можно повторить, а затем оставить оборудование в группе для самостоятельной игры детей.


    Игры с куклами.
    Игра-ситуация «Знакомство с куклами» №10

     Куклы сидят на диване.
    Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывал любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?».
    Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. 
    Таким образом, дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога: »Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?».
    Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут придумывать имена куклам.

    Игры с куклами.
    Игра-ситуация «У куклы Веры новый шкаф» №11

    Воспитатель везет на игрушечной машине шкаф. Останавливает
    машину рядом с уголком для кукол и объявляет: «Из мебельного магазина на грузовой машине привезли новый шкаф. Куда выгружать?».
    Дети подбегают к машине, воспитатель просит мальчиков помочь с разгрузкой, а девочек— выбрать место для шкафа. Воспитатель хвалит покупку, обсуждает с детьми, хороший ли шкаф привезли куклам. 
    Дети вместе с педагогом рассматривают его, открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф.
    Воспитатель (куклам): « Куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей новой подружки. Теперь Вера может хранить там свои наряды. Вера, у тебя много помощников, они соберут твою одежду».
    Воспитатель (обращаясь к детям): « Поможем Вере? Коля, что положим на полочку? Шапку? Вот, Вера, у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Лена, обувь куда поставить? Помоги нам, пожалуйста, принеси сапожки. А куртку куда? Повесим на вешалку. Смотри, Вера, все на своих местах: и одежда, и обувь в шкафу. Можешь собираться на прогулку».
    Вариант игры. Воспитатель обращается к детям: «Мамы, а у ваших дочек одежда в порядке?».
    Дети сами раскладывают одежду своих кукол.


    Игры с куклами.
    Игра-ситуация «Наводим чистоту в комнате»№12

     Воспитатель говорит детям: «Вера наконец-то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй».
    Воспитатель: « Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз-два и — готово! Посмотрите вокруг — чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы — старались. Теперь отдыхайте, труженики».


    Игры с куклами.
    Игра – ситуация «Новая кукла знакомится с игровым уголком»№13

    Воспитатель приносит в группу новую куклу и сообщает, что ее зовут Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает показывать кукле игровой уголок: кухню, спальную комнату и т.д. дети помогают кукле освоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для одежды, принадлежности для купания и др.
    Вариант игры (для детей старше 2,5 лет): детям предоставляется
    большая самостоятельность: они могут называть и показывать предметы по своей инициативе.

    Игры с машинами и другим транспортом
    Игра-ситуация «Машина едет по улице»№14

    Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, и спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, воспитатель подсказывает ему игровую ситуацию (машина едет но городу, потом в гараж).
    Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их), к конкретному месту, объекту. 
    Воспитатель помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия: (Я поеду в гараж, Мне надо ехать на дачу).
    Примечание. К 3 годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя

    Игры с машинами и другим транспортом
    Игра-ситуация «Мойка машин» №15
     

    Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:
    «Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней.»
    Воспитатель: « Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!».


    Игры со строительным материалом.
    Игра-ситуация «Построим башенку для принцессы» №16

     Воспитатель приносит в группу красивую куклу-принцессу, сажает ее на стульчик и говорит ей: «Принцесса, скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову-ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза, вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома.) 
    Воспитатель: «Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, все, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню».
    Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручные материалы.
    В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом — башня. Вы довольны, принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома».



    ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

    ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

    Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном). 
    1• Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?


    2• Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?


    Ситуация с огнём
    3• В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? 
    4• Дым в соседней квартире. Твои действия?

    Ситуация с водой. 
    5• Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?


    6• В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему

    7• Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

    8• Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки. 

    9• Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

    В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

    10• Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

    11• В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

    12• В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

    13• Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

    14• Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).


    15. Тема: «Грибы»

    Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

    16. Тема: «Транспорт»

    Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.


    17.Тема: «Дома», «Свойства материалов»

    Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.


    18.Тема: «Фрукты»

    Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?


    19. Тема: «Свойства материалов»

    В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

    20. Тема: « Язык мимики и жестов»

    Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.


    21. Тема: « Погодные условия»

    Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

    22. Тема: « Свойства металлов»

    Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.


    23. Тема: «Стороны света»

    Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.


    24. Тема: «Объём»

    Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.


    25. Тема: «Погодные условия»

    Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

    26. Тема: « Измерение длины»

    Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…


    27. Тема: « Выше, ниже»

    Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.


    28. Тема: «Лекарственные растения»

    Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.


    29. Тема: «Почва»

    Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.


    30. Тема: « Свойства дерева»

    Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

    Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?


    31. Тема: « Часы»

    Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.


    32Тема: «Свойства воздуха»

    Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.


    33. Тема: «Увеличительные приборы»

    Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

    34. Тема: «Средства связи»

    У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.


    35. Тема: «Свойства бумаги»

    Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

    36. Тема: « Свойства копировальной бумаги»

    Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?


    37. Тема: «Свойства магнита»

    Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

    38. Тема: «Дружба красок»

    Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.


    СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ


    39. «Кот в одном сапоге»
    Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

    40. «Вот так игра»
    Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

    41. «Маша и медведь»
    Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

    «Помоги Золушке»
    42. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

    43. «Подготовка к празднику»
    Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

    44. «Рассеянный Петя»
    Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

    СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ



    45. «Открытки для Дины»
    Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

    46. «Красная Шапочка»
    У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

    47. «Помоги Оле»
    У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

    48. «Молочные проблемы кота Матроскина»
    Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

    49. «Корзинки для козлят»
    Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

    50. «Чудный лесник»
    В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

    51. «Жители города Кисельска»
    С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

    52. «Варенье для Карлсона»
    Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?

    Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

    53. Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.

    Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.

    Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

    Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

    54. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

    Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

    55. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

    Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

    56. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

    Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

    57. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

    Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

    ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ.

    У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.

    58. . -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились? 
    - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь? 
    -А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты? 
    Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?

    59.У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. 
    Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно. 
    Как бы вы поступили иначе ? Что вы скажете друг другу?

    60. .Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала. 
    - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. 
    Права ли Наташа в такой ситуации?

    61. .Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. 
    Никита в раздевальной комнате кричит. 
    -Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. 
    Катя молча подошла и помогла Саше. 
    Чей поступок верный?

    62. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. 
    Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. 
    Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. 
    Почему ? Как бы ты поступил на месте Андрея.

    63. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. 
    Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

    64. Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит. 
    Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу. 
    Потом подходит и трогает воспитателя за руку. 
    -Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. 
    Что сказала Венера Рашитовна Наташе ? 
    Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. 
    Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?

    65. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе. 
    -Ты предатель. 
    Рома обиделся. 
    Как ты думаешь, почему?

    66. .Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал. 
    -Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам , пусть они с ней поиграют. 
    Рита рассказала об этом Галине Анатольевне. 
    Права ли Рита? Как бы ты поступил?

    67. В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит. 
    -А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается. 
    Галина Анатольевна сделала замечание Рите. 
    Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

    68. Света выходит в раздевальную и громко говорит. 
    - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света

    69. .Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. 
    Витя говорит. 
    - Не нужна мне ваша добавка. 
    Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

    70. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю. 
    -Поправьте мне одеяло. 
    -Я хочу в туалет. 
    - А Саша громко сопит, мне мешает. 
    Как бы поступили вы?

    71. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. 
    Никита громко сказал. 
    -Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. 
    Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

    ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ.

    Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,

    личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

    72. Ситуация.

    В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

    служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

    а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

    б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

    в) взял бы с собой, потому что все люди равны.

    73. Ситуация

    Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

    а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

    б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

    в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

    74. Ситуация.

    В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

    стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

    а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

    б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

    в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

    75. Ситуация

    Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+

    а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

    б) стали передразнивать;

    в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

    Как поступил бы ты?

    76. Ситуация.

    В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

    маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

    а) Так же, как братья;

    б) взял бы Иванушку с собой;

    в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

    77. Ситуация .

    Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

    поступил бы ты?

    а) Правильно; я поступил бы так же;

    б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

    в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

    СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»


    78. «…люди не знали об опасности»

    Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

    79. «…в детском саду объявили тревогу»

    Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

    80. «…съесть незнакомую ягоду»

    Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

    81. «…собака напала на ребенка»

    Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным

    82. «…взлететь высоко, как птица»

    Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому.


    83. «…питаться только сладостями

    Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать культуру еды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование практического опыта у детей дошкольного возраста, позволяющего обеспечить безопасное существование, в различных проблемных ситуациях».

    Повседневная жизнь ребенка таит множество опасностей. Тема охраны здоровья  детей является главной. Сформировать безопасный практический опыт выхода из проблемных ситуаций помогут игры - путешествия. ...

    Картотека проблемных ситуаций

    Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....

    Воспитание гуманных чувств детей 5-7 лет на основе проблемных ситуаций

                  Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития общества....

    НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

    Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

    Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

    Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

    «Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»

    Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...