Тематический проект "Экологическая тропа"
проект (младшая группа)

Тематический проект "Экологическая тропа" для детей 2 младшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskoy_tropy.docx646.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Экологическая тропа».

Актуальность проекта. 

 В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе.          Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Цель проекта:

  • Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
  •  Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.
  •  Формирование системы экологических знаний и представлений.
  •  Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, педагоги;

Сроки реализации: 3 месяца;

Задачи проекта

  •   Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
  •   Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
  •   Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Первый этап – подготовительный

Подготовка к реализации проекта.

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей.

Подготовка природного материала для деятельности детей

Второй этап - основной

  Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

                                         П. Гвездослав

  • Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
  • Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
  • Запрещается  срывать растения, ломать ветки,  ловить насекомых, бросать мусор.
  • На тропе разрешается рассматривать, любоваться,  размышлять.
  • С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни  и т.п.
  • С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы

  • Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  • Составление картосхемы тропинки разного назначения. Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.
  • Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.
  • Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. Хозяйкой тропинки была выбрана Мудрая Сова.
  • Составление паспорта экологической тропы.
  • Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
  • Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.
  • Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
  • В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
  • Разработка маршрута экологической тропы.

Объекты  экологической тропы

Экологическая тропа в детском саду Лесная опушка

Информация об объекте

Опушка леса представляет собой лес. На опушке леса меняется флора, фауна и состав почвы. Здесь нередко растут те деревья, которых не встретишь в чаще леса. На опушках можно видеть низкорослые деревья, кустарники, среди них такие, например, как малина, боярышник, ракитник, рябина, бузина, калина, шиповник, жимолость, можжевельник. Многие птицы и звери предпочитают опушку глубинному лесу, так как здесь им предоставляется укрытие и больше света. Цель: зона для экологического познания дикой природы (знакомство с растениями, птицами, насекомыми).

Пример экологической тропы для дошкольников Зеленая аптека

Информация об объекте   

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.

С глубокой древности человек использовал естественные блага растительного мира и как источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека.

Объекты для наблюдений:

Крапива

Подорожник

Валерьяна

Мать-и-мачеха

Календула

Аптекарский огород создан  для того, чтобы познакомить  детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений  за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления   знаний  о  ценности их  для здоровья, учить правилам  сбора  и сушки  трав «зеленого аптеки».

Дикие животные.

Объекты для наблюдения:

Медведь

Лось

Белка

Лиса

заяц

Цель:  знакомство детей с дикими животными, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление диких животных.

Экологическая тропа в детском саду Птичий городок

Характеристика объекта

На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

Экологическая тропа в детском саду Тропа здоровья

Характеристика объекта

Особое внимание  в нашем  детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого создана «Тропа здоровья».

Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных  разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.

 «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

 Цветник

Характеристика объекта

Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются цветы. На территории детского сада разбита клумба с различными цветами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.

 Огородик

Информация об объекте

На территории детского сада есть объект – «Огородик».

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

 Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях  (помидоре, фасоли, горохе, луке,  морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке),  обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни  человека.

Экологическая тропа в детском саду Березовая  рощица

Информация об объекте

 Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.

                     (Береза)

Березовая рощица-это небольшой участок лиственного леса (березняк).

Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.

В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается).

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Цель создания данного объекта: создать условие  для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины;   формировать чувство бережного отношения к природе.

Третий этап – заключительный.

  • Формирование у детей чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей в природе.
    Развитие творческих способностей.
    Коллекция гербария растений «Деревья», «Цветы».
    Паспорт комнатных растений группы.
    Экологическая викторина.
    Физкультурно-оздоровительное занятие «В лес ходить – лес любить»

Возможные варианты работы на тропе:

  •  проведение занятий, сезонных экскурсий
  • исследования на тропе
  • фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам)
  • развешивание кормушек
  • наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам)
  • оформление гербария
  • фотографирование
  • рисунки, плакаты, поделки
  •  сбор природного поделочного материала (шишки, желуди, листья...)

 Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

  • взросло-детские проекты;
  • изготовление поделок, рисунков; 
  • субботники по облагораживанию территории детского сада;
  • участие в конкурсах;
  • фотовыставки.

 Планируемый результат

  • повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;
  • у детей сформирован  устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы;
  • формирование  у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;
  • дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

                                       Довальтер Татьяна ИвановнаВоспитатель группы...

Примерное тематическое планирование по эмоциональному развитию детей младшей группы по книге О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»

Тематическое планирование развивающих занятий для детей младших групп по месяцам на учебный год....

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Тематическое развлечение «Путешествие капельки» для детей старшей группы на экологической тропе МБДОУ детский сад № 26, с использованием технологии исследовательской деятельности.

Дети активно включаются в процес познания если им предоставляется возможность экспериментировать и проводить опыты в ходе организованной деятельности....