Горелкова Т.В. Значение психогимнастики на музыкальных занятиях в детском саду
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Горелкова Татьяна Васильевна

Психогимнастика чрезвычайно важна для педагогов, работающих с детьми, которым свойственны утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т.д. Приёмы психогимнастики благоприятно воздействуют не только на детей с особенностями, но и на абсолютно здоровых детей. Игровой психотерапией должны заниматься и педагоги, и логопеды, и музыкальные руководители.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Горелкова Т.В.

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОГИМНАСТИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,

ГБДОУ Детский сад № 19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

http://nsportal.ru/gorelkova-tatyana-vasilevna

В современном мире нагрузки на детей возрастают, а возможности для отдыха и эмоциональной и двигательной разрядки становится всё меньше.

Психогимнастика посвящена главным образом психоматорике.

Родоначальником изучения двигательных расстройств у детей с органическим поражением головного мозга (что встречается сейчас очень часто) был выдающийся французский учёный Эрнест Пьер Дюпре ещё в 1910 году. Он предложил термин – «моторная дебильность».

Через пятнадцать лет отечественный учёный М.О.Гуревич стал использовать термин – «фронтальная недостаточность». Этот термин обозначал следующее: частые недостатки в развитии речи при относительно хорошем её понимании; двигательную расторможенность и так далее.

М.О.Гуревич выделил четыре основных типа индивидуальных особенностей двигательной сферы у здоровых детей:

1.Люди с плавными движениями – «пикники»;

2;Люди с угловатыми движениями – «атлетики»;

3.Люди с вялыми движениями – «астеники»е;

4.Инфантильно-грациальный тип.

Психогимнастика чрезвычайно важна для педагогов, работающих с детьми, которым свойственны утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т.д. Со временем эти особенности могут перерасти в неврозы, нарушения характера, нервно-психические расстройства.

Приёмы психогимнастики благоприятно воздействуют не только на детей с особенностями, но и на абсолютно здоровых детей. Игровой психотерапией должны заниматься и педагоги, и логопеды, и музыкальные руководители.

Психогимнастика не должна заменять и отменять традиционные методы воздействия на детей. Всё хорошо в комплексе и в меру.

Наиболее важные разделы психогимнастики:

1.Игры и этюды, развивающие внимание, память, автоматизирующие моторику, расслабляющие;

2.Этюды и игры, проявляющие различные эмоции;

3.Этюды и игры, отражающие черты характера.

Психогимнастика включает в себя упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Дети, в жизнь которых была включена психогимнастика, начинают лучше общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и понимать чувства других. У них улучшаются черты характера (уверенность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность).

Среди средств общения самым действенным является музыка, поскольку восприятие музыки не требует специальной подготовки и доступно даже самым маленьким детям. Однако музыкальные образы и музыкальный язык всегда должны соответствовать возрасту ребёнка.

В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить его возбуждённый темперамент, растормозить заторможенность детей, урегулировать лишние движения.

На музыкальных занятиях подвижные и организующие игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, осуществляется принятие роли «лидера» или роли «ведомого», происходит социализация ребёнка. Слушание определённой музыки может помочь привести ребёнка в нужное эмоциональное состояние. Нежная лирическая музыка помогает успокоить возбуждённого ребёнка, музыка драматическая вызывает эмоции, повышает жизненный тонус.

За последние годы стали появляться новые интересные методики по «Музыкотерапии». На музыкальных занятиях заслуживает внимания методика, цель которой распознавание эмоций. Сначала используются карточки с лицами различной мимики (радости, гнева, грусти, удивления, задумчивости и т.д.). Это названо «картинками настроения». Прослушав музыкальное произведение, дети должны показать карточку, соответствующую настроению данного произведения. На следующем занятии дети, прослушав музыку, не только показывают карточку, но и словесно описывают характер музыки. В дальнейшем дети слушают контрастную музыку и начинают пользоваться контрастными определениями: «весёлое - грустное», «спокойное - взволнованное», «бодрое - усталое» и т.п.

Каждое занятие по психогимнастике должно быть коротким по времени, разнообразным и доступным по возрасту. Внимание дошкольников ещё неустойчиво, и требуется частая смена деятельности, движение «от простого - к сложному».

При проведении занятий чрезвычайно должны приветствоваться дети с артистическими способностями, так как остальные дети имеют склонность внимательно наблюдать и подражать «детям – артистам». Очень полезно обучать выразительности движений и аутичных детей, и детей с замедленным типом развития.

Полезны и значимы ролевые игры и этюды с музыкой. Всё это способствует постепенному желательному, положительному изменению темперамента и характера детей.

Недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на процесс развития ребёнка, поэтому этюды и игры чаще всего должны выражать эмоции веселья, радости и удовольствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их...

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Статья предназначена для родителей и воспитателей, в ней рассказывается  о четырех видах музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, для развития речи....

"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"

Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....

"Оркестр с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях в детском саду""

Организация детского оркестра с использованием шумовых (нетрадиционных) музыкальных инструментов в детском    саду....

Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду

Статья на тему важности развития творческих способностей у детей на музыкальных занятиях....