Главные вкладки

    Роль и значение утренников и музыкальных праздников в детском саду при взаимодействии с родителями.
    методическая разработка на тему

    Жолнерчук Ольга Владимировна

    Выступление на педагогическом совете.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_pedsoveta.docx44.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление музыкального руководителя Жолнерчук О.В. на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №7» 27.03.17 г.

    Роль и значение утренников и музыкальных праздников в детском саду при взаимодействии с родителями.

    Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

    Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.

    Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

    Преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями, мы стремимся к позиции поддержки, учитываем эмоционально-личностные особенности, как ребенка, так и его близких, придумывая способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им право свободно, по своему усмотрению, знакомиться с жизнью ребенка в разных видах деятельности: в игре, труде, во время еды, на прогулке и т.д. Такие наблюдения источник новых, подчас неожиданных знаний о ребенке.

    Взаимоотношения педагогов и родителей возможно лишь в том случае, если педагоги являются советчиками, размышляют вместе с родителями, договариваются о совместных действиях. Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и многое другое.

    Для того чтобы воспитателям не было скучно и полезно, мы поговорим не просто о совместных музыкальных праздниках, а вообще о формах взаимодействия с родителями. Хотя и организовывать и проводить праздники воспитатели должны уметь, т.к. это не обязанность муз. руководителя, скажем так, не только его…

     Формы взаимодействия бывают: наглядно-информационные, коллективные
    индивидуальные.
    Таких форм работы сейчас множество, я выбрала, на мой взгляд, реальные, те, что мы легко сможем использовать в своей работе и внедрить у нас в саду.

    Формы работы с родителями:

    • «День открытых дверей». В  тот день родители имеют возможность посещать занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещений. Пишут отзывы, пожелания педагогам Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условия. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка.
    • Еще одна из интересных форм работы‚с родителями является создание игротек в холлах детского сада. Где родители вместе с детьми могут окунуться в мир занимательных игр.
    • Целесообразность распространять среди родителей информации о предоставляемых детским садом услуг через «Справочника для родителей». Семьи получают  хорошо организованный и удобный в пользовании документ. Организуем выставок совместного творчества детей и родителей по изобразительной деятельности в течение года, поделок из природного материала. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными, но всё же вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми изобразительным искусством.
    •  
    • Еще одна форма взаимодействия с семьей – это реализация проекта «Родительская почта» с целью наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада и семьи. Мы предлагаем родителям тему, по которой они могут получить информацию. Ящики устанавливаются на видном и доступном месте в приемной группы, рядом помещается бумага и ручка. Тематика меняется 1 раз в месяц. После все обращения родителей анализируются обрабатываются. Продумываются формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная (на собраниях, встречах, консультациях) и опосредованные (через информационные стенды, памятки и т.д.) 
    •  Брошюры, которые помогут родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
    • Пособия - содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
    • Еженедельные записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
    • Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
    • Личные блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

    Также можно вывесить для родителей  лист отзывов и предложений. Чем интереснее подобран материал и чем больше  положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее мероприятие.

    • Дружеские встречи между родителями разных возрастных групп, между родителями и педагогами детского сада.
    • Выпуск «Семейных газет». Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.
    • Выпуск внутрисадовской малометражной газеты позволяет родителям получать с удовольствием информацию о событиях, проходящих в детском саду. В газете публикуются  материал по наиболее актуальным проблемам, запросам родителей, деятельности с детьми в детском саду, по опыту семейного воспитания и т.д.
    • Не менее интересной формой сотрудничества является привлечение родителей в участии семейных клубов. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

    В заседаниях клуба принимают участие не только педагоги и родители, но и дети.   Участвуя в таких акциях дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

    Данная форма организации общения педагогов и родителей выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивает рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми – протягиваются невидимые нити дружбы и сотрудничества.

    • Конференции родителей и воспитателей - это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

    Таким образом, особенностью семейного воспитания признается  особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка.

    Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через: организацию интересных формы работы, координацию деятельности всего педагогического коллектива, создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.

    • С целью привлечения родителей к активному участию в деятельности необходимо организовывать совместные физкультурные и музыкальные праздники. 

    По опыту работы детского сада можно сделать вывод, с одной стороны – не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, с другой стороны — сами воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Некоторые педагоги считают, что с современными родителями работать сложно, т.к. те или «всё знают», или им безразличны вопросы воспитания и зачастую стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями. другие и хотели бы установить контакт с родителями их воспитанников, но не всегда знают, как его осуществить.

    Результатом, применяя в работе ДОУ разных форм работы по взаимодействию с родителями, может способствовать тому, что:

    • У родителей появится интерес к работе детского сада и воспитанию детей.
    • Измениться характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
    • Овладению родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
    • Росту посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
    • Пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
    • Проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса (при моем планировании).

    Однако известно: не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в саду и, более того,  сопротивляется этому, «загнать его в воду» сложно, но все-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд – ли он получит от этого удовольствие.
     А наша задача, чтобы наши родители хотели получать удовольствие, посещая наш детский сад. И одна из форм получения этого удовольствия – это совместные праздники и утренники. Как мы можем завлечь родителей к нам на праздник? Давайте подумаем, хочу услышать ваши варианты. (Реклама, уговоры, шантаж в хорошем смысле, дети – ваши помощники. Использование выше перечисленных форм работы с родителями.)

    За время моей работы я обратила внимание на то, с какой халатностью относятся некоторые педагоги к детскому музыкальному празднику. Они даже не подозревают, что музыкальные праздники - необходимая и самая интересная часть жизни в детском саду. Дело даже не в том, что дети любят веселиться, а в том, что любой праздник - это подготовка, а значит, возможность научить детей работать вместе, решать творческие задачи, развивать память, запоминая стихи и песни, приобретать хороший художественный вкус. Кроме того, каждому ребенку хочется показать, что он уже многое умеет. Меня радует, что многие родители стремятся прийти на праздник и посмотреть, чему научился их малыш в детском саду за определенное время. А если он еще не просто посмотрит, а поучаствует вместе с ним, то это здорово вдвойне.

    Чтобы мероприятие было для них интересно. Примитивные веселые старты превращаем в «Веселые гонки» или «Покорители вершин». Приглашаем не на путешествие по сказочным станциям, а поучаствовать в квесте (игре-бродилке).

    Правила организации музыкального праздника

    в детском саду.

    Есть несколько правил организации музыкального праздника в детском саду. В нем должны участвовать все дети группы, чтобы никто не остался в стороне, поэтому в сценарий необходимо включать массовые танцы, хороводы, конкурсы, аттракционы, музыкальные и подвижные игры. Сценарий праздника в детском саду должен обязательно учитывать возраст и уровень развития детей.

    В любом сценарии должна быть:

    • завязка действия,
    • развитие действия,
    • кульминация,
    • спад действия и заключение.

    Завязка:

    Начало праздника, или завязка действия, на детском празднике – это название темы праздника, представление героев (участников), введение в сюжет. Завязка праздника не должна быть затянута по времени. Иногда она длится ровно 1 минуту.

    Развитие действия:

    Что можно сказать о развитии действия. Эта часть сценария может составлять ¾ всего праздника. Она должна быть насыщена музыкальными, хореографическими и другими номерами, постоянной сменой персонажей (героев).

    Кульминация:

    Кульминация тоже должна быть короткой, как и завязка, и очень яркой. В кульминации разрешаются все проблемы, нарастающие в развитии действия, наступает логический ответ на вопрос, заданный в начале праздника. Иногда праздник заканчивается кульминацией.

    Но чаще всего после кульминации наступает время развязки (спада действия), когда, к примеру, приходит долгожданный герой во время кульминации, и теперь он танцует с детьми и играет. Праздник своим ходом идет к концу. Развязка так же не должна быть длинной, чтобы не затягивать праздник, Заключение:

    Заключение (концовка) может длиться буквально несколько секунд. Иногда концовкой служит прочитанное ведущим стихотворение, красивый уход персонажей, заключительная песня с поклоном, вручение подарков, произнесение всеми участниками каких-либо добрых пожеланий.

    Время праздничного действия для разного возраста детей.

    От этого будет зависеть продолжительность праздника и число артистов.

    Для детей трех-четырех лет праздник должен быть не более 35 минут, 4-5 лет не более 40 минут, потому что малыши быстро утомляются, не могут долго концентрировать внимание. Также им сложно разобраться, если число актеров слишком велико, одного-двух вполне достаточно. Для детей 5-6 лет праздник может длиться 45 минут, 6-7 лет может длиться от 50-55 минут.

    Разрабатываем квест на День защиты детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

    В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

    Роль музыкальных праздников в детском саду

    Выступление, мастер-класс на педагогическом совете....

    Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.

    Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам....

    Горелкова Т.В. Значение психогимнастики на музыкальных занятиях в детском саду

    Психогимнастика чрезвычайно важна для педагогов, работающих с детьми, которым свойственны утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т.д. Приёмы психогимнастики благоприя...

    «Дополнительное образование в детском саду: вопросы взаимодействия с родителями».

    Одной из проблем дополнительного образования является недостаток взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями обучающихся.Причин этого достаточно много.Родители, как правило, не с...

    Рекомендации педагогам детских садов по взаимодействию с родителями

    В статье  представлены рекомендации педагогамдетских садов по взаимодействию с родителями...