Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кротова Лора Валентиновна

Рекомендация-конспект  по созданию предметно-развивающей среды своими руками по ФЭМП. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры»

             Игра выполняет большую роль в жизни ребёнка, захватывает его, завладевая всеми его мыслями и чувствами. Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Она используется в педагогическом процессе детского сада как эффективный метод и форма обучения, и как средство активизации познавательной деятельности детей. Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение мира, помочь ему овладеть способами связи между предметами и явлениями. Она предоставляет каждому ребёнку возможность реализовать свои способности и интересы. В детском саду проводятся разнообразные игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные игры. Каждая игра доставляет детям радость.

            Л. С. Выготский отмечает: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, своего обычного поведения, он в игре как бы на голову выше себя, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

            Важное место в жизни ребёнка занимают дидактические игры.             В процессе этих игр дети получают, углубляют и закрепляют знания о свойствах предметов, их свойстве, форме, строении, величине и т.д., приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий их представление об окружающей жизни. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила своё развитие в трудах учёных и в практической деятельности многих педагогов - Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Ф. Н. Блехер. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. При развитии у детей элементарных математических способностей педагоги отмечали важность дидактических игр.

              Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаружила себя сразу полностью, а побуждала ребенка к поиску. Для осуществления этой цели в математическом уголке можно внедрить нестандартное оборудование - передвижной математический дворец и волшебное панно                           для организации дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.  

            Математический дворец представляет собой 4-этажную пирамиду, ростом с ребёнка.

            Первая нижняя пирамида знакомит детей с геометрическими фигурами. На этой пирамиде изображены геометрические волшебные человечки с изображением 4-х геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). На одной из сторон нижней пирамиды для дидактической игры «На что похоже» смонтированы 4 фланелевые геометрические фигуры. Предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру. В эту игру дети могут играть самостоятельно. Играя в игру «На что похоже» у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, о предметах похожих на них.                                                                    В данной игре возникает возможность у детей играть по несколько человек. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным.

           Вторая пирамида дворца знакомит детей с количеством и счётом до 10. На второй пирамиде смонтированы картинки с изображением двух гусениц, на туловище которых прямой и обратный счет - образцы прямого и обратного счёта. Также на этой пирамиде смонтированы два фланелевых «окошка». В одно «окошко» помещают цифру, в другом «окошке» с помощью образца дети могут выкладывать такое же количество предметов (раздаточного материала, соответствующее цифре. В этом «окошке», используя раздаточный материал, дети могут решать арифметические задачи на сложение, вычитание и сравнение. Также в «окошке» дети могут раскладывать полоски по длине, ширине, высоте; располагать раздаточный материал по заданию: «Выложи 2 зайчика в правом верхнем углу»,               «Выложи 2 треугольника в левом нижнем углу», «Выложи 5 морковок слева направо» и т. д.                                                                                                                         Вторая пирамида помогает детям в решении арифметических задач, упражняет детей в прямом и обратном счёте, в ориентировке в пространстве, в количественном счёте. Дети, используя раздаточный материал, придумывают друг для друга задачи и решают их. В такой деятельности у детей развивается творческое мышление.

            Третья пирамида закрепляет знания количественного счёта. На этой пирамиде 10 фланелевых «окошечек» с нумерациями от 1 до 10. Дети выкладывают в каждое фланелевое окошко такое количество предметов, какая цифра на окошке. При этом они могут самостоятельно закрепить знания о количественном счёте.

           Четвёртая верхняя пирамида знакомит детей с часами, временем суток, днями недели, месяцами, временами года. На переднем плане пирамиды смонтированы часы со стрелками.

          Дети закрепляют порядковый счёт до 12 и знакомятся со временем суток, и часами, например, игра «Когда это бывает»                                                                 7.00 - 8.00 – дети приходят в детский сад, 8.00 – зарядка, 8.30 – завтрак, 9.00 – занятие – это утро; 12.00 – обед, 13.00-15.00 – «тихий час» - это день; 18.00 – 19.00 – дети уходят домой – это вечер; 21.00 «Спокойной ночи малыши» - дети ложатся спать – это ночь и т. д.).                

На одной из сторон пирамиды дети каждое утро вставляют в «окошко» цветную картинку, соответствующую дню недели (Игра «Неделька», игра «Дни недели»). На другой стороне пирамиды дети вставляют название месяца и соответствующую сезону года картину.  Здесь также уместно разместить игру «Когда это бывает», различные картинки, соответствующие   сезонным явлениям.                                                                

Волшебное панно. На одной стороне волшебного панно пришиты цифры от 1 до 10, под каждой цифрой карман для раздаточного материала. С другой стороны, геометрические фигуры: жёлтый треугольник, красный круг, синий прямоугольник, оранжевый квадрат. Под каждой геометрической фигурой карман для картинок с изображением предметов. Это панно располагается в математическом уголке, но дети могут играть на столе, на полу в свободное время. С помощью волшебного панно проводим дидактические игры «Найди ошибку», «Столько же», «Отсчитай и положи», «Найди предмет такой же формы» и др, которые позволяют учить детей различать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; отсчитывать определенное количество предметов по образцу, названному числу; находить ошибку, если количество предметов не соответствует числу, записанному цифрой, стоящей рядом; находить предмет такой же формы; находить заданную цифру и дальнейший отсчёт вести от числа, которое она обозначает.

Играя с «передвижным математическим дворцом на колёсах» и «волшебным панно»  дети закрепляют все пять разделов по ФЭМП (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве, и  времени).  Данное оборудование дети могут переносить в удобное для себя место и там играть. «Математический дворец»  и «Волшебное панно» помогает детям проводить взаимообучение, которое играет и огромное воспитательно-образовательное значение, дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимать и дружелюбно относиться к товарищам.

Такие игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи детей, творческому воображению и дружелюбию.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...

Презентация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"

Презентация "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала"...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Согласно ФГОС ДО детский сад является первой образовательной ступенью и выполняет важную функцию подготовки ребёнка к школе. Одной из главных и актуальных задач стоящих перед детским садом является ра...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....