«Теоретические основы технологии группового сбора»
учебно-методический материал

Валентина Савельевна Гаревских

«Теоретические основы

 технологии группового сбора»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Теоретические основы

 технологии группового сбора»

Составила:

педагог-психолог

Гаревских В.С.

Правила работы в группе

Пожалуйста, назовите условия, которые, на ваш взгляд, позволят сделать работу успешной и комфортной для всех. Все то, что вы называете, мы запишем или зарисуем на доске.

Участники называют правила: внимательно слушать, активно включаться в работу, отключить мобильные телефоны и т.д.

В ходе работы мы будем обращаться к сделанным ранее записям.

Мини-дискуссия

-Какой документ определяет содержание образовательной работы с детьми? (ООПДО)

- Какие основные общеразвивающие программы дошкольного образования  вы знаете?

- Какой еще бывает вид программ? (парциальные) Назовите.

- Что используется воспитателями для реализации программы? (методики, технологии)

- Что такое методика? Методика - это определенным образом выстроенная система конкретных методов, призванных для решения какого-либо конкретного содержания, для достижения поставленной цели. В своем арсенале методики могут иметь множество методов.

- Назовите известные методики.

- Что такое технологии? Педагогическая технология специальный системный  набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Отличительными чертами педагогической технологии является универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного "предмета").

- Назовите известные вам технологии. Ситуация» Петерсон Л.Г.)
 

Введение

Сегодня мы познакомимся с   педагогической технологией, которая носит название «Технология группового сбора». Это, независимый от содержания, системный набор методов, способов и приемов обучения, приводящий  всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата. Какой, узнаем далее.

  Почему в настоящее время  активизировался интерес к использованию данной технологии?

     Для ответа обратимся к ФГОС ДО.  В соответствии с действующим законодательством федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет требования к организации образовательного процесса, которые основаны на следующих принципах:

- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

- Сотрудничество с семьей.

Применение технологии группового сбора обеспечивает реализации этих принципов и обеспечивает  связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

      Групповой  сбор имеет давнюю историю, пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. Используется в международной образовательной программе «Шаг за шагом» (российское название «Сообщество»). В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. Н. Доронова и др.).   В современной методической литературе описание технологии организации и проведения группового сбора представлено в методическом пособии Лидии Васильевны Свирской «Утро радостных встреч». В интернетверсиях описания технологии представлены вариации пособия Свирской Л.В.

       В настоящее время по инициативе методического кабинета ОДДУ технология внедряется в работу дошкольных учреждений. Проведено ряд семинаров, открытых просмотров в детских садах. Спорно, с ошибками, но педагоги осваивают данную технологию.

    Сегодня мы познакомим вас с идеальной версией технологии группового сбора, которую вы должны знать. В таком идеальном состоянии она используется в программе «Сообщество». В этой программе не предусмотрено проведение ООД. Вся территория группы зонируется на центры активности (в нашем случае – уголки), в которых может заниматься сразу несколько человек. В идеале в организации группового сбора участвуют несколько взрослых: воспитатель, младший воспитатель, родители, специалисты, гости группы (2-3 взрослых). Дети самостоятельно выбирают тему дня, взрослые обеспечивают наполнение центров активности материалом по данной теме, и вместе с детьми изучают тему в той зоне, которую ребенок выберет.  

  Свирская пишет: «Использовать технологию программы – не означает работать по программе. Мы специально обращаем на это внимание педагогов, чтобы избежать двусмысленности и обвинений в эклектике. Технологии универсальны, а мировоззрение (образовательные ценности), цели, педагогические стратегии (организационные формы, методы и приёмы) – разные. Главное – понимание того, что групповой сбор позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно».

   При реализации выбранной нами программы полная версия   проведения группового сбора невозможна. Особенности нашей программы:

- комплексно-тематический принцип организации образовательной деятельности;(см. стр. Программы …..);

- ООД (см. стр. Программы …..). И поэтому, технология группового сбора в наших условиях должна быть нами адаптирована (см. Свирская Л.В. стр. 14, стр. 64).

   


Цели утреннего сбора

Научить ребенка самостоятельно и осознанно выбирать, планировать и организовывать собственную деятельность и деятельность сверстников.

Воспитывать у детей умение осознанно относиться к выбору деятельности и действий, развивать произвольность поведения, поддерживать и стимулировать инициативу и самостоятельность. Создать условия для анализа детьми достижений, самостоятельно поставленных целей.

Задачи утреннего сбора

- установление комфортного социально - психологического климата в детском коллективе;

- создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

- развитие навыков культурного общения, (приветствия, комплименты и т. п.), планирования собственной деятельности и т. п., умения объяснять словами свое эмоциональное состояние;

- развитие умения формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения и делать выбор из личного опыта наиболее значимых, интересных событий, рассказывать о них кратко, последовательно и логично.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология группового сбора

Слайд 2

Задачи группового сбора Создать положительный эмоциональный настрой на весь день- «задать тон» Обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых Активизировать у детей навыки планирования и организации собственной деятельности Выбрать совместно с детьми тему нового проекта Разработать план реализации проекта Прививать навыки культуры общения

Слайд 3

Права и возможности ребенка в групповом сборе Групповой сбор- это не занятие , поэтому ребенок сам решает принять ему участие в групповом сборе или заняться другим видом деятельности Принципы, на которых строится работа с детьми Свобода Самостоятельность Совместная работа

Слайд 4

Организация развивающей среды Основа технологии группового сбора- дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Среда служит для реализации самостоятельных замыслов ребенка, саморазвитию , а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.

Слайд 5

Центры активности Центр книги Центр изобразительного творчества Центр науки и природы Центр настольных игр и математики Центр строительства Спортивный центр Центр песка и воды другие: центр кулинарии, центр рукоделия, садоводства, «мастерские» и др.

Слайд 6

Специфика организации центров Центры активности открыты ежедневно Центры интегративны по своей сути Среда изменяется от темы к теме Каждый центр активности - маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами , развивающими играми, дидактическими материалами

Слайд 7

Структура группового сбора Начало группового сбора Приветствие Игра Обмен новостями Презентация воспитателем центров активности Определение темы работы Выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме - если тема новая, работа в центрах - если тема продолжается

Слайд 8

Приветствия типичные виды приветствий приветствия с действиями приветствия с передачей предмета с именными карточками стихотворные приветствия официальные приветствия пожелания комплименты подарки

Слайд 9

Игра пальчиковые словесные элементы тренинга психогимнастика игры-шутки игры-цепочки игры-фантазии пение загадки скороговорки и т.д.

Слайд 10

Обмен новостями Варианты компонентов ежедневных новостей : календарные события информационные сообщения о программной теме планы деятельности на день особые объявления (день рождения, посещение гостей, достижения детей и др.)

Слайд 11

Правила общения Запретных тем не существует Новости не регламентируются , у одного ребенка их может быть несколько Не подвергаются селекции Не вытягиваются насильно Не запрещаются Новости принимаются как факт С детьми обговариваются правила и их формулировки . Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков и символов . Правила всегда формулируются позитивно .

Слайд 12

Не игнорируйте, но и не останавливайтесь на новостях, связанных с покупкой вещей Не морализируйте Реагируйте на чувства детей Не оценивайте Универсальный прием для прекращения обсуждения чего-либо нежелательного спокойно, уверенно сказав «так бывает» Учитесь управлять своим взглядом. «Хитрости» реагирования на новости детей

Слайд 13

Совместное планирование проекта и деятельности на текущий день Правила ведения записей Идеи записываются на большом листе бумаги Они выполняются печатными буквами Обязательно подписывается имя автора идей Предложения детей не подвергаются литературной обработке Идеи детей и взрослых записываются разными единожды выбранными цветами (напр, зеленый цв.- идеи детей, синий цв.-взрослые идей) Вариант оформления- «Паутинка»

Слайд 14

Выбор удобного места Согласование сигнала Подготовка «информационного поля» или «паутинки» Продумывание вопросов для начала группового сбора- подбор «ритуальных» вопросов Размещение участников группового сбора (круг) Подготовка к проведению группового сбора

Слайд 15

Работа в центрах активности Работа в центрах заменяет традиционные занятия и осуществляется в соответствии с выбором ребенка Выбор центра- обязательная процедура с использованием технологии выбора, которой заканчивается утренний сбор На доске выбора ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор с помощью условных обозначений, фото и т.д. Дети свободно перемещаются между центрами Время , проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка

Слайд 16

Работа в центрах активности По мере продвижения работы в центрах к получению результата воспитатель ориентирует детей во времени Воспитатель работает с детьми в одном из центров , основание для выбора воспитателем центра служит: - сложность в организации работы центра (науки, математики, грамоты) - необходимость решения учебных задач; - необходимость ведения коррекционно- развивающей работы с конкретным ребенком. В этом случае воспитатель идет в центр за ребенком, а не ведет ребенка в центр за собой .

Слайд 17

Работа в центрах активности В непопулярном для детей центре воспитатель сам может организовать работу Некоторые центры могут быть временно закрыты Если в непопулярных центрах предлагаются значимые для развития материалы, но дети их игнорируют, можно на 1 день закрыть тот центр, который отвлекает детей. Нецелесообразно закрывать центр игры и центр песка и воды из-за их высочайшей значимости для развития детей

Слайд 18

Результаты работы на утреннем сборе Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание Ощущение общности и внимания к каждому ребенку Тренинг коммуникативных умений детей Общий план работы по теме на несколько дней – «Паутинку» Индивидуальные планы детей на день

Слайд 19

Особенности организации занятия в форме партнерской деятельности Партнер = равноправный участник дела , а Учитель = руководитель Девиз: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием -мы все хотим делать это» Приглашение к деятельности -необязательной, непринужденной («Давайте сегодня…», «Я буду-….Кто хочет -присоединяйтесь») Заключительный этап деятельности -открытый конец Оценка взрослыми действий детей -косвенная, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать - что получилось

Слайд 20

Рабочее пространство и позиция участников при разной форме организации занятия Партнерская форма занятия Школьно-урочная форма занятия Взрослый — партнер, рядом с детьми (вместе), в круге Взрослый — учитель, отделен от детей (над/против) Разрешено свободное размещение детей За детьми жестко закреплены рабочие места Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Запрещено перемещение детей Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто- то из детей особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценивания («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком

Слайд 21

Позиция участников при разной форме организации занятия Партнерская форма занятия Школьно-урочная форма занятия

Слайд 22

Совместное планирование проекта и деятельности на текущий день Правила ведения записей Идеи записываются на большом листе бумаги Они выполняются печатными буквами Обязательно подписывается имя автора идей Предложения детей не подвергаются литературной обработке Идеи детей и взрослых записываются разными единожды выбранными цветами (напр, зеленый цв.- идеи детей, синий цв.-взрослые идей) Вариант оформления- «Паутинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой сбор по теме "Давайте вместе поиграем!"

Планирование работы на неделю вво 2 младшей группе....

Развитие у детей ключевых компетенций посредством группового сбора.

Поэтапно-творческий план по теме самообразования  на 2012-2013 учебный год....

Доклад " Организация образовательного процесса с применением технологии группового сбора"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего видагородского округа Стрежевой (МБДОУ ДС № 4 «Лебёдушка») 636782, Российская Феде...

Консультация для педагогов ДОУ "Технология группового сбора". Педагог Соловьева Наталья Петровна

Групповой сбор в детском саду –время и местообмена опытом, применения знаний, планирования практических дей-ствий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по ихсловам и делам. Иным...

Конспект утреннего группового сбора

Конспект утреннего группового сбора в старшей группе...