Главные вкладки

    Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе
    учебно-методический материал (младшая группа)

    Бакулина Майя Владимировна
    Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе

     

    Пояснительная записка.

    Познавательная активность у детей младшего дошкольного возраста не возникает сама по себе, ее необходимо развивать, и очень эффективным методом в развитии познавательной активности является игровая деятельность (дидактические игры, игры с природным материалом, игры с правилами). 

    Современные дети живут в эпоху развитых информационных технологий и компьютеризации. В стремительно изменяющейся жизни человеку необходимо не столько владеть знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.

    Принцип ФГОС гласит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности».

    Минус самостоятельного опыта — это опасность: мелкие, колющие и режущие предметы. Экспериментируя со своим телом, ребенок может затолкать в рот, уши, ноздри мелкие предметы, а также поранить себя острыми предметами. Жидкость можно попробовать на вкус, поэтому об этом никогда не стоит забывать. Что опасно для жизни ребенка, исключите из уголков эксперимента или проводите эксперимент вместе с ним, но материал, опасный для жизни, храните в недоступном месте.

     

    Во второй нашей младшей группе дети наблюдали сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.

     

    После наблюдения сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.

     

    Сколько знаю я дождей?

     

    Сосчитайте поскорей:

     

    Дождик с ветром,

     

    Дождь грибной,

     

    Дождик с радугой-дугой,

     

    Дождик с солнцем,

     

    Дождик с градом,

     

    Дождик с рыжим листопадом.

     

    Для показа взаимосвязи живой и неживой природы обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.

     

    Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из-под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из-под крана – чистая. Если воду из-под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.

     

    Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

    Опыт «Из чего состоит песок»

    Цель: ознакомление со свойствами песка.

    Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?        

     Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.

    А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.

     

    Физминутка:

    Мы песчинки, мы песчинки

    Покружиться мы не прочь.

    Мы песчинки, мы песчинки

    Танцевали б день и ночь.

    Встанем дружно все в кружок

    Получается песок.

    Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют разные материалы, и узнают много интересных и радостных открытий было ими сделано.

     

    Это всё – эксперименты –

    Интересные моменты!

    Всё, всё, всё хотим узнать!

    Нужно всё зарисовать!

    Как наш опыт получился,

    Сколько времени он длился?

    Удивляемся всему:

    Как? Зачем? И почему?

     

    Игра-Опыт «Веселые малыши»

    Цель: развитие обоняния у детей.

    Ход игры:
    Ребенок с помощью обоняния должен определить, чем пахнет игрушка (луком, чесноком, лимоном, ванилином и другими веществами). И посадить малыша в домик с нужной картинкой.

    Материалы: коробочки от киндеров, наполнитель (лук, чеснок, лимон, ванилин и другие пахучие вещества), картинки с изображением веществ, поддон с ячейками, украшение для киндеров.

     

    Игра-Опыт «Что-то в коробке»

    Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.

    Материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

    Ход игры – эксперимента

    Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.

    - Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.

    - Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.

    - А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.

    Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

     

    Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

     

    Игра-Опыт «Цветные окна»

    Цель: развитие зрительного восприятия и тактильных ощущений.

    Ход игры:
    Дети наблюдают через «цветные окна» как меняется окружающий мир. Исследуют из каких материалов сделано окно. Делятся своими впечатлениями о увиденном.

    Материалы: рамка из картона, цветная ткань, сетка, полиэтилен, цветной скотч, клей.

     

    Игра-Опыт «Кто живёт в воде»

     

    Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

    Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

    Ход игры – эксперимента

    Водяные человечки

    Целый день плескались в речке.

    А потом залезли в тазик

    Искупаться ещё разик.

    В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

    Игра-Опыт «Шумные друзья»

     

    Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно находить пару, развивать слуховое внимание.

     

    Ход игры:
    Ребенку нужно найти кто с кем дружит. Но он это должен сделать с помощью слуха. После того как малыш найдет двух одинаково звучащих зверей ему нужно посадить их в автобус парами.

     

    Материалы: коробочки от киндеров, наполнитель (горох, монеты, крупы, сахар). Немного фантазии чтобы игра была привлекательной для ребенка.

    Благодаря экспериментам и опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения, делятся своими впечатлениями. Большую радость, удивление и восторг они испытывают от своих маленьких открытий.

    Игра-Опыт «Кто разбудил китёнка»

     

    Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

    Материал: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

    Ход игры – эксперимента

    Ветер дует-задувает,                                

    Волны в море поднимает.                     

    Море синее бурлит,                                     

    Недоволен папа-кит:

    «Ну, на что это похоже!

    Мой китёнок спать не может!

    Ветер очень громко воет –

    Не даёт нам всем покоя!

    Соглашается китиха:

    «Надо, чтобы стало тихо!

    Ветер, ветер, не гуди,

    Нашу крошку не буди!»

    Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

    Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

    Несложные опыты и эксперименты можно легко организовать. Для этого вам потребуется немного усилий, желание и фантазия. Но не забывайте любой эксперимент должен быть безопасным! Спасибо за внимание, всем удачных экспериментов!

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе

    Пояснительная записка.

    Познавательная активность у детей младшего дошкольного возраста не возникает сама по себе, ее необходимо развивать, и очень эффективным методом в развитии познавательной активности является игровая деятельность (дидактические игры, игры с природным материалом, игры с правилами). 

    Современные дети живут в эпоху развитых информационных технологий и компьютеризации. В стремительно изменяющейся жизни человеку необходимо не столько владеть знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.

    Принцип ФГОС гласит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности».

    Минус самостоятельного опыта — это опасность: мелкие, колющие и режущие предметы. Экспериментируя со своим телом, ребенок может затолкать в рот, уши, ноздри мелкие предметы, а также поранить себя острыми предметами. Жидкость можно попробовать на вкус, поэтому об этом никогда не стоит забывать. Что опасно для жизни ребенка, исключите из уголков эксперимента или проводите эксперимент вместе с ним, но материал, опасный для жизни, храните в недоступном месте.

    Во второй нашей младшей группе дети наблюдали сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.

    После наблюдения сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.

    Сколько знаю я дождей?

    Сосчитайте поскорей:

    Дождик с ветром,

    Дождь грибной,

    Дождик с радугой-дугой,

    Дождик с солнцем,

    Дождик с градом,

    Дождик с рыжим листопадом.

    Для показа взаимосвязи живой и неживой природы обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.

    Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из-под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из-под крана – чистая. Если воду из-под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.

    Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

    Опыт «Из чего состоит песок»

    Цель: ознакомление со свойствами песка.

    Ход: у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?        

     Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.

    А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.

    Физминутка:

    Мы песчинки, мы песчинки

    Покружиться мы не прочь.

    Мы песчинки, мы песчинки

    Танцевали б день и ночь.

    Встанем дружно все в кружок

    Получается песок.

    Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют разные материалы, и узнают много интересных и радостных открытий было ими сделано.

    Это всё – эксперименты –

    Интересные моменты!

    Всё, всё, всё хотим узнать!

    Нужно всё зарисовать!

    Как наш опыт получился,

    Сколько времени он длился?

    Удивляемся всему:

    Как? Зачем? И почему?

    Игра-Опыт «Веселые малыши»

    Цель: развитие обоняния у детей.

    Ход игры:
    Ребенок с помощью обоняния должен определить, чем пахнет игрушка (луком, чесноком, лимоном, ванилином и другими веществами). И посадить малыша в домик с нужной картинкой.

    Материалы: коробочки от киндеров, наполнитель (лук, чеснок, лимон, ванилин и другие пахучие вещества), картинки с изображением веществ, поддон с ячейками, украшение для киндеров.

    Игра-Опыт «Что-то в коробке»

    Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.

    Материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

    Ход игры – эксперимента

    Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.

    - Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.

    - Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.

    - А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.

    Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.

    Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

    Игра-Опыт «Цветные окна»

    Цель: развитие зрительного восприятия и тактильных ощущений.

    Ход игры:
    Дети наблюдают через «цветные окна» как меняется окружающий мир. Исследуют из каких материалов сделано окно. Делятся своими впечатлениями о увиденном.

    Материалы: рамка из картона, цветная ткань, сетка, полиэтилен, цветной скотч, клей.

    Игра-Опыт «Кто живёт в воде»

    Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

    Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

    Ход игры – эксперимента

    Водяные человечки

    Целый день плескались в речке.

    А потом залезли в тазик

    Искупаться ещё разик.

    В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

    Игра-Опыт «Шумные друзья»

    Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно находить пару, развивать слуховое внимание.

     

    Ход игры:
    Ребенку нужно найти кто с кем дружит. Но он это должен сделать с помощью слуха. После того как малыш найдет двух одинаково звучащих зверей ему нужно посадить их в автобус парами.

    Материалы: коробочки от киндеров, наполнитель (горох, монеты, крупы, сахар). Немного фантазии чтобы игра была привлекательной для ребенка.

    Благодаря экспериментам и опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения, делятся своими впечатлениями. Большую радость, удивление и восторг они испытывают от своих маленьких открытий.

    Игра-Опыт «Кто разбудил китёнка»

    Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

    Материал: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

    Ход игры – эксперимента

    Ветер дует-задувает,                                

    Волны в море поднимает.                      

    Море синее бурлит,                                      

    Недоволен папа-кит:

    «Ну, на что это похоже!

    Мой китёнок спать не может!

    Ветер очень громко воет –

    Не даёт нам всем покоя!

    Соглашается китиха:

    «Надо, чтобы стало тихо!

    Ветер, ветер, не гуди,

    Нашу крошку не буди!»

    Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

    Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.

    Несложные опыты и эксперименты можно легко организовать. Для этого вам потребуется немного усилий, желание и фантазия. Но не забывайте любой эксперимент должен быть безопасным! Спасибо за внимание, всем удачных экспериментов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Посадка лука». Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе

    «Посадка лука». Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе...

    Опытно - экспериментальное занятие во второй младшей группе на тему: "Витамины для здоровья"

    Опытно - экспериментальное занятие во второй младшей группе на тему: "Витамины для здоровья"...

    Перспективный план опытно-экспериментальной работы в первой младшей группе.

    Учить детей приёмами 1 Выполнять трудовые действия  2 Инструкцию воспитателя  3  Выполнять посильные поручения....

    Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

    Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

    Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе "Вода - какая она?"

    Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе   "Вода - какая она?"...