СТАТЬЯ "МЕТОДИКА, ТЕХНОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ"
статья

Филягина Александра Николаевна

Рассматривая эту тему, нужно уделить внимание влиянию семьи на развитие личности ребенка, охарактеризовать основные условия эффективного семейного воспитания. К таким условиям относятся: родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие к ребенку, частота и интенсивность общения родителей с детьми, семейная дисциплина, методы воспитания, которые используются родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА, ТЕХНОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Филягина Александра Николаевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад «Радуга» г. Мариинский Посад.

E-mail: sanechka1610@mail.ru

TECHNIQUE, TECHNOLOGY OF FAMILY UPBRINGING

Filiagina Alexandra Nikolaevna.

educator

MBPEI kindergarten "Rainbow" Mariinsky Posad

E-mail: sanechka1610@mail.ru

Аннотация: Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Annotation: Family education is a complex system. It is influenced by heredity and biological (natural) health of children and parents, material and economic security, social status, lifestyle, number of family members, place of residence, attitude to the child. All this is organically intertwined and in each case manifests itself in different ways.

Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, технология воспитания, методика воспитания.

Key words: education, family education, technology of education, methods of education.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Задачами семьи являются: создать максимальные условия для роста и развития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основной целью семейного воспитания является развитие таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

В современном обществе роль родителя требует особых знаний, умений и навыков по компетентному сопровождению сложных вопросов, связанных со здоровьем, интеллектуальным и физическим развитием ребенка.

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей является одним из важнейших направлений развития образования и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Родительскую компетентность можно рассматривать как индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности. Готовность родителя к осуществлению воспитательных функций определяется зрелостью у него значимых личностных качеств, наличием теоретических знаний, практических умений, мотивации. Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультатности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива социального учреждения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, на формирование и развитие родительской компетентности.

Родитель должен знать главное правило — ребенку нужна любовь (но не слепая) и желание родителей понять и принять своего ребенка.

Таким образом, перед нами выстраивается следующая цепочка: семья — ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.

Общение родителей с детьми очень важно для  развития и становления личности. Для эффективного общения с ребенком необходимо быть внимательным слушателем. Дети нуждаются в хороших слушателях, с которыми можно обсудить разные темы. Укрепляется не только их чувство значимости, но и улучшаются отношения родителей и ребенка. Не стоит отмахиваться от ребенка, говорить, что вам некогда или вы устали. Иначе впоследствии ребенок перестанет делиться с вами всем, что есть у него в голове. Таким образом, разорвется тонкая связующая нить между родителем и ребенком. Как минимум один родитель должен быть «связан» таким способом с ребенком. Если у ребенка нет достаточной возможности, чтобы проговорить свои эмоции, пообщаться со своими родителями, то расстояние между родителями и ребенком увеличивается, а затем у родителей появляются жалобы на плохое поведение.

Правильное общение родителей с детьми служит залогом беспроблемного общения и в дальнейшем.

Воспитание складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом родители должны руководствоваться в первую очередь не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности. Ответственные родители — это родители, обладающие особой родительской компетенцией, т.е. осознанием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно их ребенку. Отсутствие родительской компетенции может приводить к совершению безответственных поступков даже со стороны любящих и личностно состоявшихся родителей.

Воспитательный потенциал семьи – это круг условий и факторов жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности. [3]

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

- единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

- личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

- все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

- оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Методы  семейного  воспитания  как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.

Выбор методов в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит: от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители; отношения в семье и образа жизни; числа детей в семье; родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность; личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров; опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Один и тот же метод многими родителями используется по-разному. При применении методов убеждения, требования, поощрения, наказания: одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения; вторая — воздействуя личным положительным примером; третья — назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами; четвертая — наказаниями, в том числе физическими.

Реализация метода родительского требования:

Непосредственное (прямое) родительское требование

Опосредованное (косвенное) родительское требование

•        в виде поручения        

•        в виде показа образа

•        предупреждения

•          пожелания

•        распоряжения

•          совета

•        категорического приказа

•        напоминания

•        переключения

Основные условия действенности родительского требования: положительный пример родителей, дружелюбность, последовательность, учет возрастных особенностей детей, уважение личности ребенка, справедливость, совершенство технологии предъявления требований (такт, осторожность, спокойный тон, ненавязчивость).

Литература:

  1. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2 ч. Ч. 2 / Н.С. Ежкова. - М.: Владос, 2012. - 49 c.
  2. . Куликова Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Г.А.Куликова. - М.: Академия, 2003. - 232 с
  3. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста  / Г.Н. Лаврова. - М.: Владос, 2014. - 223 c.
  4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 2011. – 255 с.
  5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., Педагогическое общество России. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

Организация и проведение с применением психолого-педагогических технологий индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

Организация и проведение с применением психолого-педагогических технологий индивидуальной консультации с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития р...

Возможность использования мультимедийных технологий в семейном воспитании

Телевизор, видео, компьютер приобретают все большую популярность в связи с их техническим взаимодействием и взаимовлиянием.Во многих домах частная жизнь и увлечения вращаются исключительно вокруг них....

Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»

Отчет на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику семейного воспитания»...