Консультация "Нетрадиционные формы ознакомления дошкольников с миром природы"
методическая разработка

Зарипова Лилия Зуфаровна

Выступление из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы ознакомления дошкольников с природой.

Один из путей повышения эффективности ознакомления дошкольников с природой развития-двнншябнмков состоит в использовании разнообразных ,

Наряду с традиционными формами ознакомления дошкольников с природой, существуют нетрадиционные:

экологическая агитбригада; уроки доброты; уроки мышления; экологические кружки; экологические конкурсы;

экологические аукционы, марафоны, викторины; экологические акции; клуб исследователей природы; лаборатория юного эколога; проектный метод; составление экологических карт; экологические выставки и экспозиции; экологические музеи; дни экологического творчества; экологические праздники и фестивали; экологические сказки; экологические тренинги; экологические агитбригады; коллекционирование; оформление книг и альбомов; экологический букварь; создание красной книги; книга загадок; экологические акции, создание лэпбуков.

В дошкольных организациях постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей Одной из таких форм работы является экологическая агитбригада.

Экологическая агитбригада — одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев,

маршрут в целях защиты наземного покрова от вытаптывания, почвы от уплотнения и т. д. Патруль также определяет, есть ли на участке или на близлежащих территориях редкие и ценные растения, защищает не только растения, но и всех «друзей» леса: муравьев, жужелиц, птиц; знакомится с причинами возникновения пожаров, с правилами поведения в природе.

Экологическая акция

АКЦИЯ - это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, направленное на формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения дошколников.

Имеет протяженность во времени.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Задачи экологических акций: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

ВИДЫ АКЦИЙ:

Осень:

  1. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц);
  2. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц, создание кормушек). В группе может стоять ёмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели отмечают благодарность активным семьям).

Зима:

1. «Ёлочка - зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, вывешивают в общественном месте. Заключительный этап может выйти в форму конкурса и выставки - «Ёлочка - зелёная иголочка»);

Создание красной книги

Цель красной книги:        формирование        экологической        культуры

совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической        деятельности.

Задачи:

  • Познакомить детей с Красной книгой, некоторыми животными,

занесенными        в        нее.

  • Уточнить представления детей о некоторых видах исчезающих животных.
  • Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.
  • Развивать воображение, уметь обобщать, делать выводы.
  • Помочь детям запомнить правила поведения на природе.

кон


 «Загадай загадку - раскрась отгадку»

  1. вариант Детям дается раскраска с сюжетной картинкой, загадываются загадки. Ребёнок ищет на рисунке отгадку и раскрашивает её.
  2. вариант На листе нарисовано несколько предметов на одну тему: овощи,

фрукты, игрушки и т.п. Каждый ребёнок получает по такому листочку. Загадывается        загадка,        дети        раскрашивают        отгадку.

  1. вариант Подбираются раскраски на одну тему: птицы, животные, сказочные животные и т.п. Отгадка на каждую загадку на отдельном листе. Количество раскрасок и загадок соответствует количеству детей. Каждый ребёнок отгадывает по одной загадке. Тот, кто отгадал свою загадку, получает раскраску с отгадкой.

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.jpeg

Нетрадиционные формы природоведческой работы с дошкольниками

1.Уроки доброты. Проводятся инд-но или с небольшой подгруппой д-й (ст возр) в минуты их обращения к миру пр-ды. Цели: развить интерес к природе; форм-ть положит-ное эмоц-ное отнош-ние к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; восп-ть чуткость и чувство сопереживания.

2.Уроки мышления. Усвоение зависимостей между объектами и явл-ми живой пр- ды — наиболее сложная для реб-ка-дошк-ка тема. Облегчить реш-ие этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?»; «отчего?». Н-р, «Почему у елки зеленые иголки?».

3.Экол-кие выставки и экспозиции.Цель их — озн-ние с прир-ными явл-ми, недоступными для набл-ния детям. Выставки и экспозиции включают мат-ал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми. Тематика может быть самой разнообразной: «Лес — друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; и т. д.

4.Экол-кие игры. Ролевые экол-кие игры основаны на модел-нии социального содерж-я экол-кой деят-ти. Имитац-ные экол-кие игры основаны на моделир-нии экол-кой деят-ти. Игра «Экосистема водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы. Сорев-ные экол-кие игры стимулируют акт-сть их участников в приобретении и демонстрации экол-ких знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экол-кая викторина, «Поле чудес» и т. д.

5.Широко применяются в практике  игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план по ознакомлению дошкольников с миром природы.

Учебный план составлен по методическому пособию С.Н.Николаевой " Юный Эколог"....

«Современные подходы к ознакомлению дошкольника с миром природы с учетом требований ФГОС ДО» Деловая игра «Творческие россыпи»

Работа небольшими группами, где разрабатываются методические рекомендации, модели предметно - развивающей среды по экологическому воспитанию, планы конспекты инновационных форм работы с детьми, родите...

Статья " Экскурсии как одна их эффективных форм ознакомления дошкольников с миром профессий"

Основная мысль статьио том, что  наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных...

«Комплексно-тематический план по ознакомлению дошкольников с миром природы по теме: «Наша гордость - Национальный парк «Самарская Лука»

В плане отражён региональный компонент  - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Национальным парком "Самарская Лука". Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда форми...

Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы

Методы и формы ознакомления дошкольников с объектами природы В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы".

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы"....