Статья "Сенсорные коробки как эффективный меод ознакомления дошкольников с миром природы "
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Клейменова Любовь Александровна

кнсультация для педагогов дошкольных организаций 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_sensornye_korobki_kleymenova_l.a.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Клейменова Любовь Александровна

Ярославская область , Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 , воспитатель

2 слайд

Экологическое образование дошкольников сегодня – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

В поиске эффективных форм работы по экологическому образованию  дошкольников мы остановились на использовании игр с использованием сенсорных коробок.

3 слайд

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром природы. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление о мире природы у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.   С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются представления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

       С этой целью мы используем различные виды игр с материалами сенсорных коробок, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений, а значит и получению представлений об объектах природы, взаимосвязях между ними.

4 слайд

Сенсорная коробка– это емкость с различным сенсорным наполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункциональная игрушка для детей раннего и дошкольного возраста. Малыш может щупать мелкие предметы, пересыпать, прятать их, придумать свой сюжет. Игры с сенсорной коробкой помогают развить мелкую моторику, внимание, воображение и речь ребенка.

Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать. Итак, сенсорные коробки:

- не занимают много времени на подготовку;

- не занимают много места;

- практически не требуют финансовых вложений;

- предоставляют множество возможностей для обучения;

-являются отличным дополнением к тематическим занятиям;

-могут служить в качестве макетов в уголках природы

-соответствуют большинству требований ФГОС ДО (содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; эстетически-привлекательна)

5 слайд

Цель : формирование экологической культуры и осознанно-правильного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Формировать представления об окружающем мире, о внешних свойствах предметов и материалов через практические действия, опытно-экспериментальным путем

-Формировать познавательный интерес, и бережное отношение к природе

-Расширять  словарный запас и развитие связной речи

-Развивать мелкую моторику, координацию движения

Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе

6 слайд

 Существует ряд рекомендаций по технике безопасности во время игр/занятий с сенсорными коробками:

1.Занятие (игра) проводится группами по 2-3 ребенка, или  индивидуально.

2.Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине.

3.Наполнение коробки зависит от возраста детей. При работе с  детьми до 3 лет не должна содержать мелких деталей, которые  ребенок мог бы проглотить.

4.Перед создание сенсорных коробок убедитесь, что у ребенка нет  аллергии на какой-либо компонент.

5.До и после занятий/игр в коробочке рекомендуется вымыть руки

7 слайд

Итак, как же сделать сенсорную коробку?

Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное, чтобы она была удобной, безопасной и вместительной. Это может быть: картонная или деревянная коробка, пластиковый контейнер, миска ,надувной бассейн, таз, поднос с бортиками.

8слайд

Чем наполнить коробочку?

  • Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный),  пшено, перловка, манка, овсянка.
  • Бобовые: фасоль, горох, чечевица.
  • Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.
  • Кофе молотый и в зернах, чай.
  • Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено,  листья, стружки и опилки, камни, перья, мох, палочки.
  • Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег,  молоко, мыльный раствор, масло.
  • Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.
  • Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки,  кусочки ткани, бусины, пуговицы.
  • Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.

Слайд 9

Предметы, с которыми можно играть:

мелкие фигурки животных и людей, кубики,  кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры

Слайд 10 ,11       картинки

Слайд 12, 13

В коробку можно добавлять и те предметы, которые позволяют расширить возможности сенсорной коробки, например : щипцы, пинцет, ковшечки, ложки, китайские палочки, сачки.

Не так-то просто ребенку взять мелкий предмет своими пальчиками, а если попробовать щипцами или пинцетом? А как насыпать мелкий наполнитель в небольшую емкость, да так, чтобы он попал именно туда, куда следует, а не просыпался? Конечно, главный инструмент ребенка в этой игре – его руки. Но и действия с помощью вспомогательных инструментов развивают координацию движений, воспитывают навык организованного действия.

Для малышей достаточно ложки и пластиковой чашки, старшим детям можно дать пинцет или щипцы.

Слайд 14, 15, 16

Для какого возраста подходят сенсорные коробки

Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во

всех возрастных группах.

Для детей 3-4 лет используются сенсорные коробочки с наполнителем,  разным по тактильным ощущениям. Цель – дать ребенку как можно больше разных тактильных ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.

Слайд  17, 18, 19

Для детей старшего возраста  сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для  фантазий, логических и познавательных игр. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и  придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, закреплять  счет, буквы, свойства предметов, расширять свой кругозор, развивать психические процессы - и все это  будет происходить в сенсорной коробке. Он сам с удовольствием будет наполнять коробку понравившимися ему наполнителями, а так же самостоятельно обыгрывать ситуации, что способствует развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

Слайд 20

В рамках реализации международной программы «Эко-школы/Зеленый флаг» мы уже несколько лет создаем тематические сенсорные коробки по выбранной тематике.

Тема Здорового образа жизни нашла отражение сенсорной коробке «Витаминная грядка». Собирая её дети вспоминали названия овощей, из каких частей они состоят, какую пользу дают человеку, а так же о необходимости мытья продуктов перед употреблением.

Слайд 21

Тема  Рациональное управление отходами. Была создана сенсорная коробка «Сортировщик». А так же обыгрывались ситуации в сенсорной коробке «Море», дети наблюдали как  люди  «засоряют» море / бумажки, фантики, пробки/ , анализировали, происходящее с водой и морскими жителями,  искали пути решения этой проблемы.

 Игра повторялась детьми  самостоятельно.

Слайд 22,23,24

Тема Биоразнообразие.  Для игр детей были предложены  сенсорные коробки «Тайга», «Север», «Насекомые».

Слайд 25

Таким образом, использование в игровой деятельности детей дошкольного возраста сенсорных коробок является эффективным средством для формирования экологической культуры у детей. В ходе игры дети познают объекты природы, разыгрывают экологические ситуации, разрешают их, тем самым приобретая практические навыки бережного отношения к природному миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план по ознакомлению дошкольников с миром природы.

Учебный план составлен по методическому пособию С.Н.Николаевой " Юный Эколог"....

«Современные подходы к ознакомлению дошкольника с миром природы с учетом требований ФГОС ДО» Деловая игра «Творческие россыпи»

Работа небольшими группами, где разрабатываются методические рекомендации, модели предметно - развивающей среды по экологическому воспитанию, планы конспекты инновационных форм работы с детьми, родите...

Статья " Экскурсии как одна их эффективных форм ознакомления дошкольников с миром профессий"

Основная мысль статьио том, что  наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных...

«Комплексно-тематический план по ознакомлению дошкольников с миром природы по теме: «Наша гордость - Национальный парк «Самарская Лука»

В плане отражён региональный компонент  - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Национальным парком "Самарская Лука". Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда форми...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы".

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с миром природы в подготовительной группе детского сада "Мой родной край: заповедные места и памятники природы"....