Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)
статья

Трофимова Кристина Станиславовна

Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МБДОУ Тисульского детского сада № 4

Кайчакский детский сад

Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет

(описание системы работы)

                                                                                       Воспитатель:

                                                                                            Трофимова К.С.

2013

Содержание

  1. Введение

   2. Развитие сенсорных процессов как условие успешного и своевременного развития детей раннего возраста

    3.  Содержание работы по использованию авторских игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста

    4.  Результаты и перспективы работы по сенсорному   воспитанию

    5. Заключение

    6.Список литературы

Введение

           В 1918 году ряд талантливых учёных показал мировой общественности, что развитие ребёнка не предопределенно одной лишь наследственностью. Развитие ребенка происходит в результате взаимодействия с окружающей средой. Это взаимодействие осуществляется с помощью органов чувств.

Передовые учёные Советской России В.М. Бехтерев, Н.И. Касаткин, Н.И. Красногорский развивали педагогику раннего детства.  

Намного позднее, генезис общения М.И. Лисиной, значительно углубил понятие о ребенке, как объективно развивающейся в социуме личности.

Была выстроена стройная система становления ребёнка на ранних этапах развития, успешно реализуемая в условиях развивающей среды. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей в этом возрасте целиком определяются восприятием.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский требовал, чтобы обучение основывалось не на отвлеченных представлениях и абстрактных словах, а на непосредственном восприятии детей. Для развития мышления  необходимо, прежде всего, развивать восприятие, способность наблюдать. Это требование                                                                                                                                       дидактики является очень важным, так как ребенок «…мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…», что и доказывает актуальность темы данной системы  работы.

Интерес к раннему возрасту не ослабевает и посей день. Первые достижения возрастной физиологии постоянно пополняются новыми исследованиями, обогащая науку о раннем детстве.

          Острота проблемы заключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети  гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы. Основными причинами таких нарушений являются технический прогресс и постоянная занятость взрослых. Очень часто дети с раннего возраста предоставлены сами себе. А родителей им заменяют телевизоры, компьютеры и другие технические новинки.

  Все это говорит о том, что воспитателю в детском саду  необходимо проводить с детьми специальную работу по развитию сенсорных процессов, начиная с раннего возраста.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Помочь детям сделать каждый день незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель моей работы. Владея педагогическими знаниями и методами, я выстраиваю  работу  по сенсорному развитию детей на материале авторских игр и пособий. Они  помогают расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выражения своих чувств, переживаний через игровую деятельность.

  В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое внимание уделяется единству воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.  Я выделила  приоритетным направлением своей работы с детьми развитие  сенсорных процессов в общем ходе развития ребенка.

 Цель работы: развитие сенсорных процессов как условие создания системы раннего развития детей.

Задачи:

  1. Создать условия  для развития самостоятельной познавательной активности. Ввести преобразования в развивающую среду групп.
  2. Разработать и внедрить в воспитательно-образовательную работу развивающие игры и пособия по сенсорному развитию.
  3. Развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
  4. Приобщать   родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний  родителей по сенсорному развитию.

Развитие сенсорных процессов как условие успешного и своевременного развития детей раннего возраста

Работу по сенсорному развитию детей я выстраиваю в соответствии с некоторыми принципами.

Первым шагом моей работы было создание условий  (принцип обогащения и углубления) для обогащения содержания сенсорного воспитания. Это помогает формировать у детей, ориентировку в предметном окружении. Происходит не только традиционное ознакомление малышей с цветом, формой, величиной предметов, но и осуществляется совершенствование звукового анализа речи, формирование слуха, развитие мышечного чувства и т.д. Для итого использую развивающие игры , дидактические игры, дидактические пособия , игровые упражнения.

Овладевая сенсорными умениями без принципов планомерности и последовательности  не обойтись. Узнавать предметы и действовать с ними дети начинают быстрее, чем называть их. Деятельность их на первых порах

 выражается не в произнесении слов-названий, а в жестах и движениях, они показывают предмет, приносят его по просьбе взрослого. Следовательно, от одного занятия к другому я постепенно усложняю требования и задания: от простого к сложному. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине по форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Постепенно дети начинают правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами, у детей развиваются восприятие, речь, накапливаются знания об окружающем. Это радует меня и детей. Так нам стало проще общаться друг с другом.

Используя принцип систематичности, я закрепляю полученные детьми знания, умения в самостоятельной деятельности и частично в деятельности направленной на овладение детьми действиями с предметами, в  изобразительной деятельности. Использую шаблоны для рисования  и раскрашивания предметов, как в групповой так и в индивидуальной деятельности.

         Повторное предъявление одних и тех же задач (принцип повторности) предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей. А создавая условия для творческого самовыражения ребенка, с учетом его индивидуальных возможностей (принцип творческой направленности) я организовала центр творчества, где дети могут развивать свои таланты художников, скульпторов, дизайнеров, флористов (конечно же начинающих). Все это имеет положительные результаты, так как вступает в силу принцип создания непринужденной обстановки. Дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Им дается возможность действовать самостоятельно (конечно под моим руководством).

Моими партнерами в работе над развитием сенсорных процессов у детей (принцип партнерства) стали родители воспитанников.  В работу с ними я включаю мастер – классы, открытые мероприятия, родительские собрания и т.д.  Провела консультации для родителей, оформила папки передвижки  с целью сенсорной информированности по следующей тематике “Что должен знать ребёнок 3-4 лет”, “Дидактические игры по сенсорике для детей 2- 4 лет”, “Развиваем логику ребёнка”, “Комплекс игр по сенсорному развитию для детей 3-4 лет”, “Что такое ФГТ”. Провела мастер- класс для родителей по теме “Флористика”.

Чтобы детей заинтересовать, завлечь, использую разные методы и формы организации деятельности детей.

  • Игровой метод (дидактические игры и игровые упражнения с дидактическими пособиями).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, обследование их).
  • Словесный (проговаривание игровых действий, использование произведений художественной литературы). Этот метод позволяет сделать игру, занятие, увлекательнее, красочнее, ярче.
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Содержание работы по использованию авторских игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.

 Моя работа  по данному направлению  была начата в 2011 году.  Так как сенсорное  развитие имеет большое значение для умственного развития детей, а низкий уровень сенсорных способностей резко снижает возможность успешного обучения,  я начала более углубленно изучать литературу, искать эффективные способы и приемы  развития сенсорных навыков у дошкольников. Изучив исследования Л.Н.Павловой, Е.Б.Пилюгиной, М.Г.Борисенко, Л.А. Венгера, Н.Б. Никитина, М. Монтессори, где освещаются основные вопросы сенсорного развития детей, психические возможности и педагогические условия познавательного развития; вопросы ознакомления с окружающим, развития речи, эмоционального и сенсорного развития детей  двух-четырех  лет жизни  я поняла, что, начинать процесс формирования сенсорного воспитания необходимо с ранних лет. Чем больше возможности для разнообразного закрепления материала, тем интереснее происходит процесс освоения детьми сенсорных эталонов. Покупные игры и пособия сейчас можно найти в большом ассортименте, но для этого необходимы большие материальные затраты и чтобы организовать варианты игр, требуется приобретения все большего их количества. И я решила строить свою работу по развитию сенсорных способностей воспитанников средствами развивающих игр, изготовленных своими руками. Развивающие игры и пособия разрабатываются с такой целью, чтобы была возможность для разнообразных действий с одним и тем же пособием, но с разным наполнением.

        Создав необходимую среду, я начала работать над развитием индивидуальности детей, их способности к импровизации, творчеству, умением фантазировать. Конечно же вся работа проходит  в увлекательной  игре.

Мне  удалось заинтересовать и привлечь родителей к работе по сенсорному воспитанию детей. В течение учебного года с их помощью в группах были изготовлены: центр сенсорного развития детей (сенсомоторный уголок); разработаны и изготовлены развивающие игры и пособия для развития сенсорных способностей детей.

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.) мы изготовили наборы шумовых предметов, сшили волшебные  мешочки для развития обоняния;
  • для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности были изготовлены различные панно, наборные полотна, наборы мелких предметов, шнуровки;
  • для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; изготовлены массажные коврики;
  • для создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; разработали комплекс эмоциональных игр, работа театра;
  • для активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти)  собрали загадки, сюжетные картинки;
  • для повышения мотивации к самостоятельной деятельности дошкольников. Использовали колоритные, цветовые решения. Во всех этих подпунктах описываете использование авторских игр и пособий.

Все мероприятия организованные в сенсоматорном уголке  побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с окружающим миром. Они узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт.  В постоянной смене деятельности, смене сезонности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. 

  Для создания игр был использован самый доступный и простой материал: деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветная бумага, крышки от пластмассовых бутылок, мелкие игрушки, пирамидки и т.д. С помощью родителей были изготовлены новые игры: «Развивающее сенсорное панно», «Волшебный барабан», «Веселые подружки», «Цветные домики», «Собери бусы, пирамидку», «Продолжи ряд», «Запасливые мышки» и др. Собрано большое количество пособий и игр для развития сенсорных способностей дошкольников.

Вовлекая в образовательный процесс родителей, совместно можно достичь положительной динамики не только в образовательном, но и эмоциональном направлении, способствуя укреплению семейных взаимоотношений. Из бесед с родителями узнала, что они не обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому был подготовлен ряд консультаций, памяток по данной проблеме для родителей, выставка дидактических игр, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Были сделаны папки-передвижки: «Развивающие игрушки», «Маленькие игры» и др. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста.

Согласно ФГТ и ФГОС, свою педагогическую работу я строила  на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Интеграция в  содержании сенсорного развития способствовала решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.

 Интегрированная деятельность сделала мной  педагогический процесс более интересным и содержательным. Это проявилось в повышении сенсорной  грамотности  воспитанников. Примером служит диагностика по формированию сенсорных навыков.

Сенсорное развитие детей осуществляла   в процессе организации различных видов детской  деятельности. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение  задач сенсорного развития детей. 

Преимущества интегрированных занятий заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес. Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, в процессе интеграции я учила детей получать информацию, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Так как проходила она в легкой, игровой форме, то и воспринималась намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом. Деятельность разбивается на три части. В первой, вводной, перед детьми разыгрывается ситуация, требующая поиска решений. В основной части детям дается новая информация, при помощи которой эти решения можно найти. Заключительная часть включает в себя творческую деятельность по закреплению и запоминанию изученного материала в любой ее форме. Это может быть аппликация, рисование, лепка и иные виды практической деятельности. Методика моей  работы по сенсорному развитию  детей  основывается  на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Содержание работы планировалось исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.

Планируя работу с постепенным усложнением материала по формированию сенсорного развития через игровую деятельность я достигла положительных результатов в этих направлениях.

Результаты и перспективы работы по сенсорному   воспитанию.

   Анализ проведенной работы показал, что систематическая  и планомерная работа  по данной проблеме, а также  использование развивающих игр и пособий эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром,  расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой деятельности. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста у них сформировались умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

  • дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
  • группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
  • узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.);
  • обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: солнце, листья, огоньки и т.п.;
  • отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной ролевой игры - грузят на машину бруски — «кирпичики», подбирают к чашке блюдце, маленькой кукле – маленькую чашку и т.п.  

Выполняя различные задания, дети научились ориентироваться в пространстве и времени, классифицировать предметы по внешним и функциональным признакам, строить простые предложения, различать предметы живой и неживой природы, а также приобрели много навыков, которые понадобятся для дальнейшего обучения.

 Рекомендации по использованию опыта

  • первые игры должны быть легкими для восприятия;
  • на каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак;
  • не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым;
  • обучение должно проходить в игровой форме;
  • время проведения игры не должно превышать 5-10 минут.

Заключение

           Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.  Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

По результатам диагностики можно увидеть стойкую положительную динамику роста. Диагностика показала, что дети накопили чувственный опыт, практически научились обследовать окружающую их в группе предметную среду. Они сделали качественный скачок в своём психическом развитии. У них уже сформировались такие познавательные процессы, как непроизвольное внимание, предметное восприятие, значительно активизировалась речь. В процессе действия с предметами малыши накопили практический опыт, расширили словарный запас. Речь стала не только средством общения с взрослыми в различных ситуациях, но и средством познания окружающего мира. У детей стало активно развиваться мышление, воображение, появился интерес к содержательной стороне общения и явлениям окружающего мира.

           Зная о том, что восприятие является основой всех психических процессов в раннем возрасте, можно сделать вывод, что сенсорные развитие занимает ведущее место в раннем развитии ребёнка. Анализ диагностики наглядно показывает, что проведенная работа по сенсорному развитию даёт  положительный результат в индивидуальном и общем развитии ребенка.  Наблюдается повышение  уровня сенсорного развития детей, способных к различным видам образовательной  деятельности.

Уровень сенсорного развития   детей.

Младшая подгруппа

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Лучшие развивающие игры от 1 до 3 лет» - А. Кузнецова, г. Москва «Рипол Классик», 2006 г.

2. «Младший дошкольник в детском саду» - Т.И. Бабаева, Т.С. Гредкина. Санкт – Петербург «Детство-Пресс», 2005 г.

3. «Первые шаги» - К.Ю. Бегая, г. Ярославль, «Линка-Пресс», 2002 г.

4. «Правильно ли воспитываем малыша» - Л.Ф. Островская, г. Москва, «Просвещение», 1979 г.

5. «Перспективное планирование по разделу «Математическое развитие»».

6. «Развитие речи в детском саду» - Н.В. Рыжова, г. Ярославль, «Академия развития», 2007 г.

7. «Развивающие игры с малышами до 3 лет» - Т.В. Галанова, г Ярославль

8.«Раннее детство: познавательное развитие» - Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, г. Москва, «Мозайка-

9. «Раннее детство: развитие речи и мышления» - Л.Н. Павлова, г. Москва, «Мозайка-Синтез», 2008 г.

 10. «Самые маленькие в детском саду» - В. Сотникова, г. Москва. «Линка-Пресс», 2005 г.

11. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» - под редакцией Венгера, г. Москва «Просвещение», 1973 г.

12. «Занятия по сенсорному воспитанию» - Э.Т. Пилютина, г. Москва, «Просвещение», 1983 г.

13. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» - Т.М. Бондаренко, г. Воронеж, издательство «Учитель», 2007 г.

14. «Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе» - В.В. Гербова, г. Москва, «Владос», 2003 г.

15. «Конспекты в первой младшей группе» - Н.А. Карпухина, г. Воронеж, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...

Описание системы работы по развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольников

Материал описывает продукт опыта моей педагогической деятельности по оптимизации музыкально-ритмического развития дошкольников...

Описание системы работы.

Реализация регионального компонента в образовательной  деятельности дошкольников  с использованием ИКТ технологий...

Описание системы работы "Использование интерактивной системы для создания анимационных истроий"

В данной публикации я рассказываю осистеме работы с детьми по созданию анимационных историй....

Описание системы работы «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами современных образовательных технологий»

Описание системы работы воспитателя ДОУ, владение развивающими технологиями и методиками...