Описание системы работы.
статья

Захарова Ольга Владимировна

 

Реализация регионального компонента в образовательной  деятельности дошкольников  с использованием ИКТ технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx57.62 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Великолукского района

Псковской области

Детский сад «Журавушка» филиал

муниципального общеобразовательного учреждения

«Лычёвская средняя школа имени М.К. Кузьмина»

Описание системы работы

Реализация регионального компонента в образовательной  деятельности дошкольников  с использованием ИКТ технологий

                                                   Выполнила:

воспитатель средней группы

                                                                             Захарова Ольга Владимировна

2019 г.

Актуальность работы. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Осознавая своё «я», ребёнок начинает самоутверждаться, активно вступает в отношения с окружающими. В этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям.

Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от № 655 от 23 ноября 2009 г.) образовательный процесс детском саду, строится с учетом комплексно – тематического планирования. Согласно этого принципа, прописывается во II (вариативной) части образовательной программы знакомство детей с родным краем (региональный компонент).

В настоящее время педагоги испытывают трудности в организации работы с детьми по теме:

  • Необходимо грамотно построить работу в данном направлении (разработать систему работы, программу) в соответствии с современными требованиями.
  • Недостаточно материала иллюстративного, демонстрационного, методического.
  • Отсутствие видеотеки, недостаточно материала фонотеки.
  • У большинства родителей нет возможности выезжать за пределы поселка с целью знакомства детей с родным краем.

Как организовать эту работу с детьми на современном уровне, в соответствии с современными требованиями? Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

При использовании дидактического материала ИКТ (видеоролики, презентации по темам, иллюстративный материал, цифровые альбомы и т. д.) соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности, а также привлекается большое количество дидактического материала, повышается объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза. «Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра” это слова Джон Дьюи. Они заставляют задуматься любого педагога, которому небезразличны его воспитанники. Поэтому нам, педагогам, нужно идти вперед, внедряя в образовательный процесс для работы с детьми новые формы и методы работы.

Гипотеза. Если в образовательную деятельность  ввести систему мероприятий по расширению  знаний детей о ближайшем окружении и родном крае с использованием ИКТ, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Цель: определить на основе регионального материала содержание и особенности организации образовательной  деятельности с помощью ИКТ, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста активной социальной позиции и повышать познавательный интерес.

 Задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса дошкольников к истории и культуре родного края, к его настоящему и будущему с помощью ИКТ;
  • формировать первоначальные представления и элементарные знания об истории и культуре родного поселка и края, важнейших промышленных, культурных и социальных объектах;
  • создать условия для включения старших дошкольников в общественно-значимую деятельность, способствующую воспитанию чувства сопричастности к жизни округа, преданности ему и личной ответственности за его настоящее и будущее;
  • воспитывать положительное отношение к различным сторонам жизни округа, развивать умение чувствовать и понимать красоту его природы;
  • формировать представление о морально-этических нормах поведения в природе и обществе, способствовать воспитанию нравственных качеств: участливости, заботы и бережного отношения к родному поселку и местным жителям; создать условия для проявления соответствующего поведения;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю;
  • способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.

Рис. 1.Педагогическая технология реализации регионального компонента с использованием ИКТ технологий

Рис. 1.Педагогическая технология реализации регионального компонента с использованием ИКТ технологий

Формы, средства и методы ознакомления детей с родным городом

Формы работы по выделенным темам подбирались таким образом, чтобы они затрагивали ум и сердце ребенка, чтобы они были близки их личному опыту. В качестве примера приведём некоторые из них.

Формы работы с детьми по региональному компоненту

Ожидаемые результаты:

В работе с детьми:

  • возрастает интерес детей к различным видам деятельности;
  • проявляется самостоятельность и творческая активность в проектной деятельности;
  • воспитываются нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края; развивается связная речь, обогащается словарь детей.

В работе с воспитателями:

  • разрабатываются разнообразные тематические проекты; видеопроекты;
  • подбирается практический материал по всем видам детской деятельности;
  • подбирается дидактический материал по темам.

В работе с родителями:

  • закладываются основы сотрудничества с детьми, другими родителями и педагогами;
  • повышается интерес к работе ДОУ, принимают активное участие в проектах, конкурсах, выставках; помогают в проведении экскурсий и целевых прогулок по темам проектов.

В организации предметно-развивающей среды:

  • видеотека: «Исторические места Великолукского района», «Аудиоэнциклопедия «Времена года», «Животные Великолукского района», «Красная книга Великолукского района», «Праздники»;
  • цифровые фотоальбомы;
  • видеоальбомы по временам год;
  • организация уголка краеведения.

Итоговое мероприятие:

  • Презентация видеотеки «ВИДЕОКАЛЕЙДОСКОП» (в ДОУ).
  • Участие в районных конкурсах.

Список литературы

  1. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3
  2. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6
  3.  Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
  4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  5. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  7. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...

Описание системы работы по развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольников

Материал описывает продукт опыта моей педагогической деятельности по оптимизации музыкально-ритмического развития дошкольников...

Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)

Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста....

Описание системы работы "Использование интерактивной системы для создания анимационных истроий"

В данной публикации я рассказываю осистеме работы с детьми по созданию анимационных историй....

Описание системы работы «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами современных образовательных технологий»

Описание системы работы воспитателя ДОУ, владение развивающими технологиями и методиками...