Конспект родительского собрания на тему: " Игра в жизни дошкольника"
статья

Суздальцева Ирина Владимировна
В теме собрания раскрывается роль игры, как ведущего вида деятельности ребенка в дошкольном возрасте.Она не только отвечает всем особенностям ребенка, нои полностью влияет на все стороны развития,удовлетворяя все детские потребности.В теме можно узнать о причинах игровой димстрофии у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_moy_rod_sobranie_igra_v_zhizni_doshkolnika.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  на тему:

«Игра в жизни дошкольника»

 

   Игра это один из видов человеческой деятельности. Игра привлекала людей самых разных профессий во все времена. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность. Имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольника.

Давайте послушаем, что говорят выдающиеся люди об игре.

 « Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания».

 Н.К. Крупская.

Детские игры воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность, словом, все, что составляет богатство человеческой личности.             И. Хейзинга

         

    Для детей нет более любимой деятельности, чем игра.

 Игра это сама жизнь ребенка, говорила Усова.

          Для детей игра это основной вид деятельности ребенка. Ребенок удовлетворяет в игре свою потребность желание быть похожим на взрослого, в игре он  испытывает субьективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.

Игра отвечает всем особенностям ребенка:

  1. Подражательность
  2.  Активность физическая и умственная
  3. Впечатлительность
  4.  Эмоциональность
  5. Яркое воображение

Детская игра это средство, обладающее мощным  воспитательным, обучающим  и коррекционно - развивающим потенциалом и значение игры трудно переоценить:

   Усвоение норм и правил поведения в обществе

- осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные  в роли.

 Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к труду, жизни, в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам. Нормам и правилам поведения в обществе.

  Важна роль игр в формировании нравственных качеств ребенка.

   В игре ребенок учиться ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во- первых, воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во вторых в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения. Согласовывать их с другими людьми.

    Эмоциональное развитие:    Игра ребенка очень богата эмоциями. Часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Игра это школа чувств в ней формируется эмоциональный мир малыша.

  Л.С. Выготский отмечал. Что  хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает самые настоящие.

    Ребенок не притворяется: мама по настоящему любит свою дочку.

    Игра выявляет переживания ребенка и формирует его чувства.

Многократное повторение действий взрослых. Подражание их моральным качествам влияет на образование таких же качеств у ребенка.

Кроме того,  хорошая игра – действенное средство  коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

     В сюжетно- ролевой игре развивается воображение т творчество

Во время игры возникают новые идеи и образы. В

Для осуществления замысла в игре необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. В содержании игры  комбинируются различные впечатления из жизни.

    Развитие речи.

Слова помогают ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Задержанные в своем  речевом развитии дети  оказываются отсталыми и в развитии воображения. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой сама игра развивается под влиянием развития речи.

    Как показывает опыт, часто родители плохо представляют себе воспитательную ценность игры и ее возрастные особенности, а отсюда их равнодушие, ограничивающее педагогическое влияние на игры лишь покупкой игрушек

      Развитие интеллекта дошкольника

   Важна роль игр для физического развития.

Активные движения усиливают кровообращение и способствуют более полному обмену веществ, двигательная активность улучшает осанку и координацию движений.

Игра форма активной познавательной деятельности. В процессе игры уточняются и углубляются знания детей. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Иногда знания бывают, недостаточны и их нужно пополнить. В процессе игры дети под руководством взрослого  дети овладевают новыми знаниями.

Актуальность (проблемы)

         В последнее десятилетие все чаще раздаются тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что в силу разных причин у многих детей наблюдаются достаточно выраженные симптомы  « игровой дистрофии»

Несмотря на длительность периода детства, современный дошкольник не успевает « наиграться».

     В последние 5-6 лет в играх детей произошли определенные изменения: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно- ролевые игры. Основной причиной тому, по мнению педагогов и родителей, недостаток времени на игру. Настораживает и то, что в сохранившихся играх практически отсутствуют « профессиональные сюжеты», которые в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену приходят достаточно оторванные от реальной жизни сюжеты, заимствованные из мультфильмов, телевизионных фильмов. Игра постепенно перестает быть  способом освоения социальных отношений и происходит это по тому, что дети все более отдаляются от взрослых, например, не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей.

Дети растут среди взрослых, а взрослым играть некогда. В результате игра уходит из жизни ребенка, а с ней уходит и само детство.

Игнорирование игры в дошкольных учреждениях и семье в угоду » раннему обучению» приводит к тому, что ребенок дошкольник, пресытившись принудительными учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает к ней интерес. Тем самым затягивается, становится более сложным и болезненным, процесс измененения социальной ситуации развития, вязанный с поступлением ребенка в школу и адаптацией его к новым условиям жизни.

     Любая компьютерная игра является полезной в плане развития сенсомоторных навыков, быстроты реакции, внимательности, умения наблюдать и анализировать. Но в то же время практически бессмысленная погоня за « условным противником» самыми немыслимыми способами неизбежно приводит к интеллектуальной деградации опасность может появиться в выраженной зависимости от игр. Установлено, что побочные эффекты от видео игр это уход от действительности, нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности.

В 1977 году Международной ассоциацией игр была принята « Декларация прав ребенка на игру», в соответствии с которой игра это сама детская жизнь, которая инстинктивна, добровольна, спонтанна и естественна,   связана с исследованием и общением и выражением себя… сочетает в себе действие и мысль…. приносит удовлетворение и ощущение успеха.  Но, к сожалению, представляя собой необходимое условие детского развития, игра вновь вынуждена доказывать миру взрослых свое « право на жизнь».

9слайд: Этапы развития сюжетно- ролевой игры в дошкольном возрасте:

     Первый этап игры заключается в исследовании окружающего мира посредством повторения чувственных восприятий, кинестетических ощущений. Затем ребенок начинает играть с предметами и овладевает маленьким миром послушных ему игрушек.

0-3 года-  Игры- манипуляции игры ребенка определяются специальными потребностями и условиями развивающегося мозга и тела. Игры этого периода – « сосание, хватание; опыты при помощи чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха.; приобретение умения управлять телом,; подражание, ползанье, лазанье, ходьба, разговор.; запоминание, повторение.

  1-3 года сюжетно - отобразительная игра. Начинается с небрежных действий, затем небрежные действия переходят в развернутые, затем свернутые действия с использованием предмета – заместителя. А затем ребенок заменяет действия словом как будто - здесь основа уже воображаемая ситуация. Ребенок начинает стремиться к игровым ситуациям,  не умея еще активно создавать, не владея воображением, он вовлекает в игру взрослого и через него получает доступ в мир игры.

режиссерские игры детей     2-3 лет похожи на манипулятивную деятельность ( игры отличаются примитивностью сюжета,  однообразием действий, непродолжительностью).

 Чуть позже возникает еще один вид самостоятельной игры образно- ролевая игра, в которой ребенок принимает на себя своеобразную роль и учится действовать согласно воображаемому объекту.  

3-6 лет-Второй этап детской игры заключает в себе характерные черты роста и развития ребенка. Играм этого периода свойственно свободное движение, сосредоточенность на предметах и на том,  что можно с ними делать, а также игра воображения и подражания. ( игры в дом, магазин, в железную дорогу).

В среднем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается сюжетно- ролевая игра, ее источник режиссерские и образно- ролевые игры. Главным в игре становится общение.

Сюжетно- ролевая игра локализуется от 3 до 7 лет, а затем практически бесследно исчезает.

6-7  лет третий этап Ролевая игра Она идет полностью на уровне общения. Появляется в старшем дошкольном возрасте, нео может появиться и в школьном возрасте.

10 слайд  Виды - сюжетно- ролевых игр:

        1.Игры на бытовые сюжеты

      Дом, семья, день рождения, праздник

  1.  Игры на производственные и общественные темы

      отражают труд людей.

  1. Игры на героико - патриотические темы

     герои войны, космические полеты.

  1. Игры на темы литературных произведений, кино и радиопередач.

    В зайца и волка, Гену и Чебурашку и  другие.

  1. Режиссерские игры

      Ребенок выполняет разные действия кукол, придумывается сценарий, в основу которого положены эпизоды из сказок, рассказов, или из собственной жизни.

11  слайд: Выбор игрушек для сюжетно - ролевой игры:

Младший дошкольный возраст

игрушки, позволяющие развернуть игры в «семью», « детский сад».

-    Игрушки должны быть в поле зрения ребенка.

Средний дошкольный возраст    

     -Игрушки обеспечивают развитие игр на трудовые темы

     Игры, отражающие общественные события

  • Игрушки идут от замысла игры

Старший дошкольный возраст

  • Игрушки для игр  в  путешествия», « космонавтов».

     Использование игрушек как реальных, так и заместителей

      Игрушки обеспечивают развитие игр на трудовые темы

     Игры, отражающие общественные события

     Использование игрушек как реальных, так и заместителей.

12 слайд:  Руководство сюжетно - ролевой игрой:

В отечественной науке признано, что полноценная игра ребенка может развиваться только в процессе направленного формирования игровой деятельности  ребенка взрослыми.

Задачи  при руководстве играми:

         1. Развитие игры как деятельности.

         2. Использование игры в целях воспитания и развития

              ребенка.                                  

             Прямые приемы руководства:

  •  Ролевое участие в игре;
  •  Участие в сговоре, разъяснение, помощь;
  •  Помощь, совет по ходу игры;
  •  Сохранение и развитие самостоятельности детей в игре;

                Косвенные приемы руководства:

  •  Обогащение содержания игр путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни;
  • Обновление игровых материалов;
  • Экскурсии;
  • Чтение и анализ литературы;
  • Рассказы взрослого и ребенка о личных впечатлениях;

13 слайд: Советы по развитию сюжетно - ролевой игры в младшем дошкольном  возрасте.

  • Не ограничивайте свободу пространства.
  • В раннем возрасте организовывайте предметное взаимодействие вашего ребенка со сверстниками;
  •  Стремитесь  чаще играть вместе со своим ребенком, объясняя свои действия словами.( совместная игра кубиками, сбор пирамидки);
  • Показывайте действия с сюжетными игрушками, поясняя игровые действия.( Я кормлю. Это у меня ложка.)
  • Показывайте пример действия в игре  с воображаемым предметом, с предметом заместителем( кубик вместо мыла).
  • Развертывайте игру на виду у ребенка, одушевляя кукол или других игрушечных персонажей.
  • Ориентируйте ребенка на продолжение игрового действия

       другого ребенка.

  • 14 слайд: Советы по развитию сюжетно - ролевой игры в среднем дошкольном возрасте: 
  • Показывайте ребенку пример действия в той или иной роли;
  • Активизируйте ролевой диалог ребенка с другими

детьми;

  •  Предлагайте сюжеты для игр;

  •  Обогащайте впечатления детей с помощью бесед, наблюдений, чтения художественной литературы;

  • Принимайте участие в играх ребенка, выполняя ту или иную роль, показывая тем самым  ребенку пример ролевого поведения ;

15 слайд: Советы по развитию сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольном возрасте:

  • Продолжайте обогащать впечатления детей с помощью бесед, наблюдений, чтения художественной литературы;
  • Помогите ребенку частично изменить уже известный сюжет знакомой игры;
  • Совместно с ребенком придумайте  новые сюжеты к играм;
  • Продолжайте быть для ребенка играющим партнером, выполняя в игре второстепенные роли;

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игра в жизни ребёнка».

Родительское собрание на тему:«Игра в жизни ребёнка».План подготовки и проведения собрания 1....

Выступление на родительском собрании на тему "Игра в жизни дошкольника"

Собрание проводится в форме дискуссии.Раскрываются вопросы: значение игры в жизни ребенка, как научить ребенка играть, по каким критериям выбирать игрушку....

Родительское собрание на тему «Игра в жизни детей»

Организационная форма: презентация родительского собрания Тема: родительское собрание на тему «Игра в жизни детей» Группа:  средняя  Цель: повысить уровень педагогической культуры родител...

Родительское собрание на тему: "Игра в жизни ребенка".

Наблюдая за современными  детьми ,все больше убеждаешься в том, что родители очень мало времени уделяют играм с детьми. Причинами нежелания родителей играть с детьми являются: занятость на работе...

Конспект родительского собрания на тему «Здоровый образ жизни» (форма проведения: игра - соревнование).

Цель: создание условий для активизации знаний детей и родителей о здоровом образе жизни.Задачи: - повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;- акт...

Конспект родительского собрания по теме « Здоровый образ жизни дошкольника в детском саду и семье»

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества....

Конспект родительского собрания на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)

Влияние современных игр и игрушек на психическое и личностное развитие ребенка....