Практикум «Социоигровая технология в работе педагога-психолога»
консультация

Пулина Марина Викторовна

Определение социоигровой технологии, 3 этапа общения, принципы организации, 6 правил  и условий социоигровой технологии. Классификация игр. Практическая часть: игры для рабочего настроя, игры-разминик, игры для социоигрового приобщения к делу, игры для творческого самоутверждения, игры вольные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум «Социоигровая технология в работе педагога-психолога».

Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

Социо-игровая технология – технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.  

Авторами являются: Е.Е. Шулешко, А.П.  Ершова и В.М. Букатов.

Задача педагога в рамках данной технологии состоит в том, что бы вооружить детей не только знаниями, но и навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими. Происходит отказ от навязывания опыта или знаний взрослого.

Чтобы социо-игровая технология дала ожидаемые результаты, ее воплощение в жизнь необходимо проводить в 3 этапа – это:

  1. Прививание правил и культуры толерантного общения. Ребенок познает, как слушать, слышать и успешно договариваться с партнером.
  2. Отработка полученных навыков в мини-группах. Дошкольник на практике учится организовывать общение, ведь только так он достигнет поставленной перед ним учебной задачи (ответить, найти, предложить и пр.).
  3. Полноценная и плодотворная работа воспитателя с его подопечными, использование общения как эффективного педагогического средства.

Принципы организации социо-игровой технологии:

• Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.

• Движение и активность. Педагог вовлекает детей в разные виды активности (сидя, стоя, за столами, на улице и пр.) с постоянным изменением темпа и ритма. Так будет происходить пассивное обучение дошкольников умению вести дела сконцентрировано и сосредоточенно, ведь там, где известно про начало и конец, просто не получится проигнорировать существующие ограничения.

• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Основные правила и условия  (по В.М. Букатову):

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», деление на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться: - по цвету волос, глаз, одежды;

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и т.д.

2 правило: «Смена лидерства». В процессе выполнения задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представляет выполненное задание один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться (голосование или считалочка).

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом.

4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания.

Классификация игровых заданий выглядит следующим образом:

  1. Для рабочего настроя. Основная цель – стимулирование интереса к взаимодействию друг с другом, а также мобилизация ресурсов тела.
  2. Для социо-игрового приобщения к делу. Здесь происходит непосредственная коммуникация педагога и детей, во время которой они учатся, запоминают, различают, систематизируют или осваивают какой-либо материал.
  3. Разминки. Их отличительной особенностью является наличие быстро возникающего азарта, смеха, несерьезности. Дети психологически и физически разряжаются, расслабляются, отдыхают.
  4. Для творческого самоутверждения. Здесь итогом должно стать достижение результата, связанного с художественной сферой, – формирование эстетического вкуса, обучение основам рисования, танцев, музыкального исполнения и пр.
  5. Вольные. Обычно такие игры подразумевают нахождение вне комнаты и помещения, т.к. для них требуется больший простор и свобода передвижения.

Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.

А для практической применимости социо – игровой технологии, я предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной.

1. Игры-задания для рабочего настроя.

Пример «Молекулы», «Чудное приветствие».

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. Тема: Поощрение и наказание.
1. Если для вас актуальна тема поощрения и наказания детей – кивните головой.
2. Если вы испытываете трудности в вопросах поощрения и наказания вашего ребенка - топните ногой.
3. Если вы хотите приобрести практические знания, как правильно поощрять и наказывать ваших детей - поднимите вверх правую руку.
4. Если вы любите вашего ребенка, и хотите помочь ему вырасти хорошим человеком – постучите кулаком в грудь.
5. Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – моргните правым глазом.
6. Те, кто считает, что в воспитании детей – главное пример взрослых – похлопайте в ладоши.
7. Те, кто считает, что ребенку до 5 лет необходимо предоставлять полную свободу – дотроньтесь до кончика носа.
8. Если в вашей семье приняты единые требования по воспитанию и обучению детей – погладьте себя по голове.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

Предварительно участники делятся на команды.

Игры для деления детей на малые группы:

Игра «Найди команду».

Участники вытягивают карточки с названиями животных. Названия повторяются на нескольких карточках. Задача – используя любые выразительные средства, кроме звуков, характерные для указанного в карточке животного, найти свою команду.

По карточкам.

Берутся 4-6 картинок из определенных сказок (сюжетных картинок, состояние природы, игрушки и т.д.) В руках у педагога поднос с картинками. На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает одну и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались другие необходимые для составления единой картины (сюжета и т.д.) Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микро-группы (игровые команды), само объединение дети воспринимают как абсолютно самостоятельное.

Игра «Волшебная палочка».

Каждая компания получает задание.

- Назовите, как можно больше предметов, находящихся в зале, которые в своем названии содержат звук [о]. Педагог достает «волшебную палочку», которая будет ходить по кругу от одной команды к другой. Для того, чтобы передать «волшебную палочку», команда, посовещавшись, должна назвать то, что находится в комнате и имеет в своем названии звук [о] (5 названий). Первая команда называют: потолок, окно, шторы, пол, магнитофон, а второй команде приходится подумать, посовещаться, поводить глазами по сторонам. Наконец слово найдено – обои, стол, колонка, подоконник, стекло. Это подбадривает следующие команды. Опять заминка. В это время совещаются все. Все ищут, что еще не было названо, и таких предметов находится все больше и больше. И у детей огромное желание продолжать игру. При таком подходе не бывает детей, которые не захотели бы узнать про то, что знают другие. Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

Игра «Чемодан».

Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми.  Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).

Игра «Картинка».

Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа.

Описание игры:

Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты? » Ребёнок отвечает,

например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.

После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материал, рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Колпак мой треугольный.
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак!

Постепенно слова "колпак", "мой", "треугольный", заменяются на движения:
o "колпак" - правая ладонь подносится к макушке,
o "мой" -*- левая рука подносится к груди,
o "треугольный" - руки изображают треугольник.

Упражнение  «Хлопки» (на выбор).

Цель: упражнение-энергизатор, поднятие настроения участников.

Содержание: встаньте в круг, по команде начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом, делаем только один хлопок. Первый раз, как пробный вариант, второй на время.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Упражнение «Толстое стекло».

Отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.

Участники делятся на подгруппы по 3—5 человек. Затем тренер знакомит всех с содержанием упражнения. Участникам предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, то есть они прекрасно видят друг друга, но не слышат. Используя невербальные средства общения, каждой подгруппе необходимо донести некую информацию до всех участников.

Каждая подгруппа получает от одной до трех карточек (по усмотрению тренера) с различными ситуациями (образцы карточек даны в приложении 1). На подготовку пантомимы уходит обычно от 3 до 10 минут. Участники сами распределяют роли.

Участники делятся своими впечатлениями, трудностями, с которыми они столкнулись, и находками, которые они сделали в ходе выполнения упражнения. Как правило, это упражнение вызывает много положительных эмоций.

Упражнение «Испорченный телевизор»

(демонстрация механизма искажения информации при многократной передаче, а также влияния личных особенностей людей на вносимые в информацию искажения).

Все участники, кроме двоих, закрывают глаза. Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо ситуацию (приложение 2) при помощи мимики, жестов или пантомимики. Первый участник касается одного из участников с закрытыми глазами, когда тот открывает глаза, ему передаёт увиденную ситуацию, как он её понял, тоже без слов. И так до последнего участника упражнения. Психолог опрашивает всех участников начиная с последнего о том, какую ситуацию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение смысла, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.

Вывод. Неумелое слушание может исказить передаваемую информацию. Три типа ошибок характерных для передачи сообщений: а) утрата; б) искажение; в) дополнение.

5. Игры вольные, требующие передвижения.

Упражнение «Дотронься до...»
Это упражнение позволит улучшить эмоциональный фон группы, поднять её тонус. Настройте участников на то, что надо быстро реагировать. Им предстоит по команде находить указываемые элементы в пространстве комнаты и прикасаться к ним. А как только прикоснулись, замереть. Поощряйте неожиданные нестандартные подходы и находки участников.

«Коснитесь того, что: (1) блестит, (2) синее, (3) ритмично двигается, (4) цифры 8, (5) синего, (6) теплого, (7) буквы «Т», (8) у чего есть страницы, того, (9) что опасаешься, (10) что издает звук, (11) невозможно поднять, (12) напоминает о доме, (13) загадочного, (14) что хотел бы, чтобы было твоим, (15) симпатичного тебе человека.

Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.

Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.

Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.

Используя «золотые» правила социо-игровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.

Литература

1. Бакаева О.Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. – М.: Издательство «Логос», 2012. – 190 с.

2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Владос, 2013. – 56 с.

3. Букатов В.М., Шулешко Е.Е., Ершова А.П. Возвращение к таланту. – Красноярск, 2010. – 78 с.

4. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы дошкольного образования. – М.: «Сфера», 2012. – 177 с.

Приложение 1

Приходи ко мне завтра со своей собакой на чашечку чая.

-------------------------------------------------------------------

У меня болит голова от постоянных телефонных звонков.

-------------------------------------------------------------------

Полей цветы.

-------------------------------------------------------------------

Вчера прыгала с парашютом, думала, умру от страха.

-------------------------------------------------------------------

Объелась, не могу пошевелиться.

-------------------------------------------------------------------

У меня такое хорошее настроение, что душа поет.

-------------------------------------------------------------------

Приложение 2

Примеры ситуаций:

Что делает предыдущий участник:

— смотрится в зеркало;

— пробует любимое блюдо;

— пробует нелюбимое блюдо;

— выслушивает комплимент;

— выслушивает замечание;

— садится на стул,

— чистит картошку,

— нанизывает  бусы на нитку,

— ест пирожное,

— едет на мотоцикле,

— расчесывает волосы,

— принимает душ.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Социо -игровая технология в работе педагога-психолога» Педагог-психолог М.В. Молькова

Слайд 2

Авторы социо – игровой технологии Евгений Евгеньевич Шулешко Вячеслав Михайлович Букатов Александра Петровна Ершова

Слайд 3

Социо -игровая технология – технология, основанная на взаимодействии детей в микрогруппах , а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Задача педагога в рамках данной технологии состоит в том, что бы вооружить детей не только знаниями, но и навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими. Происходит отказ от навязывания опыта или знаний взрослого.

Слайд 5

Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа:

Слайд 8

Общение детей в рамках данной технологии проходит три этапа:

Слайд 9

«Золотые правила» социо - игровой технологии (по В.М. Букатову ) Работа в малых группах ( «группы ровесников»). Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами возрасте 3-5 лет в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Смена лидерства. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети.

Слайд 10

Смена темпа и ритма. Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети м огут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, и т.д.

Слайд 11

И нтеграция всех видов деятельности. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, мышление, коммуникативные навыки и различные виды деятельности (двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская и т.д.). Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Слайд 12

Классификация игр социо -игровой направленности Игры для рабочего настроя Игры-разминки (разрядки) Игры социо -игрового приобщения к делу Игры творческого самоутверждения Игры вольные (на воле) Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. П ринцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться. М огут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. П ри их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия. И гры , выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в помещении.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога

Предлагается опыт работы педагога-психолога ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «БОС-ТЕХНОЛОГИЙ» В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Высокие стрессовые и эмоциональные нагрузки не проходят для здоровья человека бесследно, в частности наблюдается значительное увеличение распространенности психосоматических и нервно-психических наруш...

Семинар-практикум "Использование МЭО" в работе педагога-психолога

На семинаре-практикуме педагоги получат практические навыки использования МЭО для работы...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

"Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога в детьми дошкольного возраста" консультация для педагогов

Арт-терапия -это технология лечения и развития при помощи искусства, творчества. С помощью арт-терапии мы развиваем в ребенке способность самовыражения и самопознания. Соответственно идет га...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...