Статья по развитию пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
статья (старшая группа)

Бойназарова Гульнора Саиджоновна

Аннотация. В представленной статье рассматривается вопрос нарушений пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены этапы работы над развитием пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, которое закладывает успешное дальнейшее обучение в школе. Пересказ является организованным видом речи, поэтому требует специального воспитания.

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, типы текстов, средство связи, языковые представления, общее недоразвитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Г. С. Бойназарова

(студентка 4 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия», Институт детства, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Аннотация. В представленной статье рассматривается вопрос нарушений пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены этапы работы над развитием пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, которое закладывает успешное дальнейшее обучение в школе. Пересказ является организованным видом речи, поэтому требует специального воспитания.

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, типы текстов, средство связи, языковые представления, общее недоразвитие речи.

Важнейшим условием успешности обучения ребенка с общим недоразвитием речи в школе является развитие пересказа. Ведь на сложные вопросы школьной программы необходимо давать развернутые ответы, воспроизводить содержание текстов из учебников, только обладая хорошо развитым пересказом ребенок с общим недоразвитием речи сможет справляться с данными задачами.

Формирование пересказа у детей 5-6 лет - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (В. В. Воробьёва, В. П. Глухов, Л. Н. Ефименкова, И. Тихеева, Т. А. Ткаченко и др.).

Под пересказом подразумевается вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Оно состоит в изложении ребенком содержания прочитанного текста как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.

**

Традиционные виды пересказа для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи: подробный, или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.

Цель развития пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи - обогатить и разнообразить речь, приучить к последовательности и точности изложения.

Требования к пересказам детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи таковы:

  1. Осмысленность, то есть, полное понимание текста, является главным в обучении.
  2. Полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
  3. Последовательность и связность пересказа.
  4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
  5. Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.
  6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи затрудняются в построении конструкции пересказа. При рассказывании они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Творческий пересказ детям с общим недоразвитием речи дается с большим трудом, испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Также в пересказе возникают пропуски, искажения, перестановки материала и пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала.

Основные направления логопедической работы по формированию пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

1этап - подготовительный. Цель: формирование и развитие лексико-грамматических строя речи, построение развернутой фразы и простых предложений. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как, совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание. Речь у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи становится более четкой, правильной, выразительной.

2 этап - основной. Цель второго этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, то есть развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.

3 этап - заключительный. Цель третьего этапа работы состоит непосредственно из проведения игр и упражнений, которые помогут закрепить полученные знания и навыки у детей 5- 6 лет с общим недоразвитием речи.

Очень важно то, как взрослый слушает рассказы ребёнка. Каким бы «слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался этот рассказ, всегда необходимо с большим вниманием и заинтересованностью прослушать его до конца.

Научный руководитель - к. п. н., проф.

кафедры логопедии и детской речи

Л. В. Ковригина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие: дидактические игры по речевому развитию "Писатель" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактические игры по речевому развитию "Писатель"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...

Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня

Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии.

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии. Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические ...

"Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизации."

Пухлякова Олеся Николаевна. Развитие коммуникативных способностей детей 5-6 лет  с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития со сверстниками посредством игры-драматизац...

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...

статья "Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей "

Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и дизартрией с помощью семантических полей....