Проект "Духовно-нравственное развитие в ДОУ"
проект
В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_duhovno.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»
Пояснительная записка
Актуальность проекта
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.
Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Система духовно - нравственного воспитания включает следующие направления:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и ДОУ;
- обращение к духовно - нравственным традициям и ценностям своего народа.
Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
Цель проекта: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.
Задачи проекта:
1. Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.
2. Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований.
3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).
4. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу.
5. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.
6. Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
7. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Основные принципы проекта:
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Участники реализации проекта:
Дети.
Педагоги.
Родители.
Условия реализации проекта
Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Для реализации проекта использовались следующие методы:
Наглядный метод: наблюдение; просмотр сказок; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр;
экскурсий к храму, целевые прогулки.
Словесный метод: чтение литературы; разучивание стихотворений; беседа с элементами диалога; загадывания загадок; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок; разбор ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод: организовывать продуктивную деятельность; проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- вечера вопросов и ответов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- визиты домой;
- индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Планируемые результаты:
Обучающиеся имеют представления:
- о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о духовных и нравственных ценностях;
- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
- знакомы с историей и культурой своей страны;
- умеют беречь и поддерживать красоту;
- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
- верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
- стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.
Перспективный план реализации проекта:
Работа с детьми
1. Мониторинг уровня готовности дошкольников по ознакомлению материала «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ».
2. Беседы: «О чем поет колокол».
Цель: дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона. Ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола.
«Вежливые слова».
Цель: учить детей правилам употребления слов приветствия и благодарности.
«Моя семья»
Цель: знать членов своей семьи; имя, отчество родителей; воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей; представление о правдивости; выяснить приоритет ребенка в семье.
«Добро и зло - твой нравственный выбор».
Цель: учить детей быть вежливыми, доброжелательными, учить работать в коллективе; работать над выразительностью речи. Упражнять в умении различать добрые и плохие поступки; воспитывать интерес к коллективной взаимопомощи, дружеские взаимоотношения между детьми.
«Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
«Как выглядит православный храм»
Цель: закрепить представление об устройстве церкви; знакомить с правилами поведения в церкви; расширять словарный запас детей (храм, церковь, колокольня).
«О чем поет колокол»
Цель: дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона; ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола.
«Кого и что мы видим в церкви»
Цель: познакомить детей с внешним и внутренним устройством церкви; дать представление о расположении и назначении главных частей церкви; воспитывать уважительное отношение к церкви и ее святыням.
«Православные Христиане»
Цель: формирование культурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста в области знаний о традиционной религиозной культуре России.
3.Чтение художественной и познавательной литературы
В. Осеев «Просто старушка»
Цель: формировать чувства уважения к людям преклонного возраста, желания заботиться о них.
В.Бородина стихотворение «Дорога к храму»
Рассказ «Доброе слово - хороший поступок»
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Цель: раскрыть понимание чувства совести; воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу.
А.Н. Афанасьев «Василиса Прекрасная»
Цель: воспитывать почтительное отношение к родителям; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Цель: рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости; раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку.
4.ООД
Художественно-эстетическое развитие (Рисование):
«Православный Храм»
Цель: развивать у детей творческие способности, умение рассказать о созданном изображении; формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам; напомнить детям приемы закрашивания: медленными, осторожными у контура, быстрыми в середине.
«Знакомство с храмовой архитектурой»
Цель: научить рисовать православный храм.
«Колокольные звоны Руси»
Цель: развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
«Золотые Купола»
Цель: Продолжать знакомить детей с памятниками старины, православной архитектурой - храмами; закреплять знания о предназначении храма, его строении; совершенствовать навыки работы с различным изобразительным материалом - гуашь, цветные карандаши, восковые мелки; развивает мелкую моторику рук; расширять представление детей об окружающем мире; воспитывать уважение к русским православным традициям; развивать эстетические, созидательные чувства.
«О чем поют колокола»
Цель: приобщение к истокам русской народной культуры; формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.
«Храм в честь иконы Божьей Матери «Нечаянна Радость»
Цель: научить детей рисовать церковь цветными карандашами.
«Дорога к храму»
Цель: познакомить детей со спецификой храмовой архитектуры: купола, арки, круглая часть под куполом; учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунках, делая предварительный эскиз карандашом, используя в работе разные изобразительные материалы (на выбор).
Аппликация / Лепка
«Маленькие Ангелочки»
Цель: учить детей новым приемам лепки; закрепить приемы примазывания; развивать эстетические чувства; продолжать формировать умение работать аккуратно; учить передавать в лепке выбранный объект; развивать у детей образные представления.
«Мы - строители»
Цель: закрепить умение работать с геометрическими фигурами; развивать умения составлять одно целое из отдельных деталей, добавлять отдельные детали вырезая их из бумаги; воспитывать уважение к труду строителя.
Изготовление открытки «Ангел»
Цель: познакомить детей с одной из православных традиций; воспитывать нравственные качества детей в отношении к окружающим людям: желание сделать им что-то приятное; продолжать формировать эстетический вкус дошкольников.
«Храм - дом Божий»
Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.
«Русские храмы»
Цель: дать представление о понятии «храм», «собор», «церковь»; закреплять умение вырезывать из бумаги сложенной вдвое купола, окна; намазывать клеевым карандашом всю поверхность цветной бумаги, приклеивать к картону прижимая салфеткой; формировать элементарные представления об истории русского храмового зодчества; воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Познание
«Православный храм»
Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.
«Православный храм»
Цель: дать представление о том, что такое Православный храм-это дом молитвы, дом общения человека с богом; помочь детям понять смысл заповедей бога; рассказать о служителях храма.
«Колокольная история»
Цель: дать детям знания о том, как появился колокол; уточнить знания о строении колокола; познакомить с основными колокольными звонами; расширить духовный мир детей.
«Храм дом Божий»
Цель: формировать представление о Церкви как о доме Божьем; познакомить с храмом, его внешним видом, отличием от других строений.
«Наш красивый, добрый мир!»
Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития.
Развитие речи:
«Мой Храм»
Цель: уточнить представления детей о родном поселке, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями; вызвать у детей чувство восхищения красотой родного поселка; развивать мышление, речь; воспитывать любовь к родному поселку, желание сохранить чистоту, порядок в своем поселке.
«Репка»
Цель: обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей; создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия.
«Зачем творить добро?»
Цели: подвести детей к ответу на вопрос: зачем творить добро?; помочь разобраться в понятиях добро и доброта; учить находить эти качества в жизненных ситуациях; поселить в сердцах детей добро, милосердие; разъяснить смысл пословиц; воспитывать стремление совершать добрые поступки и всегда быть доброжелательным.
«Несколько минут в священном месте - храме (церкви)»
Цель: учить правильному поведению в храме ( церкви); обогащать духовно - нравственного воспитания детей; развивать интерес к духовной жизни, любознательность, воображение.
«История возникновения колоколов на Руси»
Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине; способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств детей; формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными; обогащение словаря: колокол, купол, звонарь, благовест, красный звон, епископ.
Дидактические, настольно - печатные игры
«Карусель»
Цель: забота о сохранении народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему поколению опыта (житейского, духовного…), накопленного предыдущими поколениями.
«Ой, блин золотой!» Хороводная игра на празднике Масленицы
Цель: познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей; вовлечь детей, принять участие в празднике и создать атмосферу праздника; приобщение детей дошкольного возраста, к истокам народной традиции; развитие музыкальных и творческих способностей.
Игра «Ручеек»
Цель: развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к народным традициям.
«Говорим ласковые слова»
Цель: формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
«Пожелания»
Цель: способствовать сближению детей и родителей, формировать умения слушать и слышать друг друга, выражать свои чувства
«Кто что делает?»
Цель: учить внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы, действия.
«Назовите православный праздник»
Цель: воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам; побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
«Не забывай о товарищах»
Цель: формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; закреплять навыки одевания, отбора игрушек на прогулку.
«Воздушный шар»
Цель: формировать у детей осознание, понимание добрых поступков; учить анализировать делать выводы; отличать героев по поступкам; формировать понятия положительного и отрицательного персонажа; классифицировать их по данным понятиям.
«Добрая Тучка»
Цель: формировать понятие «Доброта» доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы.
«Добро - зло»
Цель: учить детей различать добрые и злые поступки; воспитывать понимание, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
«Мой ангел»
Цель: расширять представления детей о сотворении мира Богом; уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном; воспитывать и развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.
«Собери Храм»
Цель: знакомить детей с внешним устройством Храма; дать представление о расположении и назначении главных частей Храма; расширять словарный запас детей; способствовать развитию образного восприятия Храма; воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.
«Назови библейское событие»
Цель: закрепить знания детей о содержании Библии, событиях и смыслах;
прививать детям знания о наиболее важных событиях, описанных в Библии;
побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
Экскурсия к храму
Цель: формировать духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.
Сотрудничество с родителями
1. Организации библиотеки в книжном уголке.
2. Изготовление поделок по теме.
Методическое сопровождение:
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, материала по теме проекта.
Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.
7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.
9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
10. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
11. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.
12. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...