Роль проектной деятельности в формировании у дошкольников средней группы познавательной активности.
проект (средняя группа)

Яковлева Анастасия Владимировна

В этом проекте мы узнаем ,что такое познавательная активность и требования ФГОС ДОО к структуре образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яковлева А.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №77 Приморского района

Санкт-Петербурга

Тема выступления:

Роль проектной деятельности в формировании у дошкольников средней группы познавательной активности.

       Что же такое детство? – это уникальный и волшебный мир. С того момента как ребенок родился, он является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь и т.д.. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

  Сам ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на то что его интересует. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми среднего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями.

 Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала...   Одним из главных условий является поддержка активности личности или развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

        Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста  в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

  1. Ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

2. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.

   3.Идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.  Подобное умение необходимо воспитывать с детства.

 В своей работе применяю современные образовательные технологии: технология проектного метода, проблемного обучения. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

  - видоизменение и совершенствование развивающей среды;

  - использование инновационных технологий;

  - адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

  - многофункциональное взаимодействие с социумом.

       Цель:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

       Для достижения цели определила следующие задачи: развивать познавательные способности, творческое мышление и  воображение; формировать предпосылки для поисковой деятельности; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности .

Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:

1.Требования ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы ориентирует дошкольное учреждение развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности.

2.Проектная деятельность включена в структуру общеобразовательной программы ДО

Реализация проектов в ДОУ способствует коренной переориентации мышления воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается, как один из вариантов интеграции. Использование метода проектов в обучении дошкольника является подготовительным этапом для дальнейшей реализации на следующей ступени образования.  Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. При организации проектной деятельности в начале  начала использовать  на занятиях  принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Занятия объединены основной проблемой. К примеру, знакомство детей с домашними животными проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети с удовольствием участвовали в решении проблемных ситуаций, делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями. На втором этапе ребенок совместно с близкими оформлял проект, но организатором являлся сам ребенок. На третьем проходила защита проекта, где проявились такие качества как коммуникативность, артистичность, искусство общения со сверстниками.   Следующим этапом работы стал творческий проект, где дети проявили свою самостоятельную активность, выразили инициативу, высказали оригинальные идеи на занятиях познавательного и художественно-продуктивного цикла. В рамках проекта провели конкурс «Мисс красавица». Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная,  продуктивная.  При проведении презентации проекта с родителями пришли к выводу,  что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстников.

          Внедряя проектную технологию в образовательный процесс, поняла, что развитие у детей таких качеств, как активность не может проявиться без нормативных ситуаций, сопровождающих жизнь ребенка. Общая стратегия работы заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую познавательную инициативу.

         Проводя работу над проектной деятельностью  стала использовать формы профилактической работы по пожарной безопасности, тем самым формируя навыки личной безопасности, развивая познавательную активность.  Теперь больше времени уделяю сохранению и развитию здоровья детей. Новые тенденции по здоровье сберегающей системе формируют мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Вместе с развитием познавательной активности, происходит и воспитание любви и уважения детей к окружающему миру.    Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приемы, используемые при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

• наглядный; словесный; практический; исследовательский; сюрпризный момент; создание разнообразных ситуаций.

  Выводы:

    Метод проектной деятельности представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Мы видим, что метод проектов очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая и делает образовательный процесс дошкольного учреждения более открытым.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

   Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношени...

Семинар "Роль проектной деятельности в формировании гражданской позиции дошкольников"

Использование технологии проектирования является эффективным средством формирования гражданской позиции дошкольников.Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность эксперимент...

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

«Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»

laquo;Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»...

консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...