Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
рабочая программа

Духанина Ольга

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_individualnogo_soprovozhdeniya_rebenka_s_ovz.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова"

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

(синдром Дауна)

Разработчик:

Духанина Ольга Викторовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад 206» комбинированного вида

г. Барнаул

+7(3852)487352

г. Барнаул

2024 год

Артем Б., возраст 2 г. 5 мес. (диагноз: синдром Дауна).

Раздел I.  Организационные формы помощи родителям

  1. Родительское собрание «Освещение аспектов интегрированного образования, включая нормативную базу, пояснение преимущества совместного обучения и воспитания нормально развивающихся детей и ребенка с синдромом Дауна.» (Формирование у родителей восприятия ребенка таким, какой он есть, «Не больным», а отличающимся от других. Повышение активности родителей, помощь в понимании проблемы интегрированного образования и включение в него своих детей. Установление эмоционально положительных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.)
  2. Консультации для родителей: «Дети с синдромом Дауна: вопросы и ответы», «Рекомендации родителям, воспитывающим «солнечного» ребёнка», «Массаж для мышц лица, губ, языка», «Формирование навыков самообслуживания у детей с синдромом Дауна»
  3. Организация мини-клуба «Играем вместе» для установления эмоционально положительных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, создание эмоциональной поддержки родителям особенного ребенка.
  4. Игровой практикум «Наши ручки не скучают». Формирование у родителей ребенка компетентностей по развитию мелкой моторики рук.
  5. Ежедневные консультации с родителями. Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с ребенком, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях.

Раздел II. Содержательно-педагогическая работа с ребенком

  1. Здоровье.

Обеспечить необходимые условия для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка. Наладить четкое выполнение режима дня согласно второй группе раннего развития (программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г.); в процессе выполнения режимных моментов необходимо уделять внимание формированию навыков приема пищи: учить есть ложкой, используя совместные действия со взрослым, пить самостоятельно из чашки; закрепить навык опрятности — проситься на горшок словами; учить выполнять некоторые самостоятельные действия — брать самостоятельно ложку, чашку, ставить чашку на стол; брать самостоятельно некоторые свои вещи (давать их взрослому).

2. Социальное развитие.

Стремиться устанавливать более прочные эмоциональные контакты ребенка с близкими взрослыми, заряжать эмоциями радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта, укреплять положительные эмоциональные связи; прививать различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться, смотреть в глаза, протягивать ручку при встрече со знакомыми; закрепить эмоциональную реакцию на появление родителей — мамы или папы, близких взрослых, радоваться, улыбаться и говорить: мама, папа, баба, деда, тетя; учить узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (и близких взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где Артем, где мама, где папа, где баба, где деда», выделять эти фото среди других, 2 — 3 фотографии; учить показывать части тела и лица («Покажи, где у Темы губы, щечки, большой пальчик, коленки» «Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик»); формировать у ребёнка знания об окружающем предметном мире (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками — выбор из двух предметов);закрепить умение выражать просьбу жестом и словом: дай-дай, на; учить благодарить словом за игрушку, еду, песенку, за оказанную помощь и т. д.

3.         Физическое развитие и физическое воспитание.

Развитие общих движений: продолжать учить самостоятельно ходить, используя для поддержки различные средства поддержки и стимулирования (пояс, игрушка в руке ребенка, пяльцы и т. д.); развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику: учить удерживать (3—4 мин.) двумя руками предметы различные по материалу, размеру, весу и форме (мячи, кубики, кегли, пирамидки, колечки, матрешки, колокольчики, мешочки с камнями, с горохом, с крупой, резиновые шарики, коробочки и т.д.); схватывать предметы, которые находятся вверху, над головой, впереди — дотягиваться до них рукой, схватывать их и удерживать в руках; хлопать в ладоши, прокатывать палочки (шарики) между ладонями; кидать различные предметы в определенном направлении (мячи, кольца, кубики, мешочки с горохом, с крупой, с камнями и т.д.); схватывать и перекладывать мелкие предметы (крупные пуговицы, камешки, шишки, желуди, каштаны и т.д.); выделять каждый пальчик отдельно, предлагать надеть на пальчик наперстки, колечки; «играть» на пианино разными пальчиками; учить самостоятельно сползать с дивана, с кресла, с кровати; учить влезать на диван, на кресло, на кровать, используя спинки стула, дивана или подставки; учить самостоятельно садиться и вставать со стульчика, со скамейки, ступеньки, с горшка; учить ударять по мячу ногой из положения стоя, в то время как взрослый держит ребенка за руки. Делать ежедневно массаж рук и пальцев рук; массаж ног и пальцев ног, а также подошвы ног.

4.         Формирование предметной деятельности.

Учить выполнять орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку (или в чашку) и пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке: «Кто там?»; забивать деревянные гвоздики; ударять молоточком по шарикам; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки: шарики, тележки, мячики; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку (вначале за привязанную, а затем учить использовать скользящую тесьму); играть деревянными ложками; играть на барабане, на металлофоне; играть маракасами; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики,) ложкой, сачком из тарелки в коробочку; учить выполнять предметно-игровые действия: прокатывать шарики, мячики по желобку или через ворота; катать матрешку (зайку) в тележке; возить в машинке кубики (кирпичики); катать куклу (зайку, мишку, кошку) в коляске; играть с воздушными шариками; махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку; кормить матрешку (куклу, зайку, мишку и т.д.), используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого; снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков башню; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке прыгает зайчик «прыг-прыг» или мишка идет «топ-топ»; ляля-матрешка идет); угощать кукол (зайчиков, мишек) баранками (колечки из пирамидки): Всех угощаем, каждому даем и говорим: «Угощайся, вот тебе, на, возьми, вкусная баранка» и т. д.; учить играть в прятки; играть с Артемом— накрывать его головку платочком и говорить: «Вот Тёма спрятался. Где Тёма? Куда он спрятался?» Открыть платочек: «Вот где он!»  Затем взрослый себя накрывает этим же платком и сам спрашивает: «А где тетя?» Открывает платок и произносит: «Вот тетя, я здесь!». Затем прятать и искать игрушки: под салфетку, под кубик, в коробочку и т. д.

5. Познавательное развитие.

А) Сенсорное развитие. Развитие ориентировки на величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие — двумя руками (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т.д.), при этом взрослый говорит с подчеркнутой интонацией: «Держи обе ручки — это большой мячик! Возьми маленький мячик!»; закрывать крышками маленькие и большие коробочки (разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом «большой — маленький»; опускать предметы в различные по форме коробки; закрывать крышками круглые и квадратные коробки, затем заглядывать туда, что там спрятали, доставать предметы и снова прятать; раскладывать предметы в две коробки: в одну — кубики, в другую — шарики; раскладывать большие шарики в большие коробки, маленькие — в маленькие.

Б) Ознакомление с окружающим миром. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки: «Вот наши игрушки — кукла «ляля», машинка «би-би-би», матрешка «топ-топ», мячик «хлоп — хлоп», он катится, лови мячик»; выделять и действовать с предметами посуды: «Где ложка? Вот она — кушать будем ложкой. Где чашка? Пить будем из чашки. Где тарелка? В тарелку кашку будем класть кашку, будем есть (ам-ам)»; выделять предметы одежды: «Где ботиночки — сейчас наденем на ножки. Артем будет ходить — топ-топ. Ножки будут бегать по дорожке. Где колготки? Вот они, наденем на ножки, тепло будет ножкам. Где шапочка? Вот она, наденем Тёме на головку. Теме будет тепло. Где шубка? Мы гулять идем. Там холодно, шубку надеть надо»; обращать внимание на предметы в окружающем: «Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Лена сидит. Где горшок? Вот он. Артем будет пи-пи делать в горшок. Вот кроватка, Тёма баю-бай. Глазки закрывает Тёма»; обращать внимание на животных и птиц: «Где собачка? Вон она побежала. Она лает: гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит: кар-кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко»; обращать внимание ребенка на изменения в каждодневной жизни: «Вот пришла мама (тетя)», «Мама (тетя) уже ушла — нет мамы (тети)», «Вот кто-то там идет. Посмотрим, кто же там пришел», «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», «Сейчас выключим его, уже не работает телевизор» и т. д.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности: «Снег идет, вокруг много снега», «Машина едет, машина уехала», «Посмотрим, что там на улице, кто там ходит. Там дядя (мальчик) идет» и т.д.

6. Развитие речи.

А) Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия: «Покажи, как Саша спит? (Ребенок демонстрирует: закрывает глаза). Покажи, как играть на барабане? Покажи, где Артем спит? Покажи, где мишка? Покажи, где собачка? Покажи, где зайка? Возьми молоточек, сделай тук-тук. Топни ножкой! Потрогай ушко — знай-знай. Спой песенку — ля-ля-ля!»

Петь песенки ребенку, петь песенки зайке (мишке, кукле). Читать потешки А. Барто и других авторов и просить Артёма выполнить какое-либо действие при чтении конкретного стиха: «Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку», «Серенькая кошечка», «Дудочка», «Идет бычок качается» и т.д.

 Б) Формирование активной речи:

вырабатывать воздушную струю — дуть в свирель, дудочку, на воздушный шарик, на бабочку, на уточку (лодочку), плавающую по воде и т.д. учить движениям губ: па-па-па; ба-ба-ба-ба; да-да-да; ма-ма-ма; ля-ля-ля; 

использовать игру: «Вот он язычок — нет язычка»; учить произносить звукоподражания и лепетные слова: «ам-ам»; «би-би», «баю-бай», «пи-пи», «па-па», «ма-ма», «бах», «упал», «топ-топ»; «ку-ку» и т.д.;

учить произносить отдельные слова: мама, папа, Тёма, кушать, спать, тетя, дай, на, гулять, петь, топать, пить, баба, деда, тетя, петя, миша, зайка;

учить произносить элементарные фразы: «Дай пить; Дай ам-ам; Дай лялю; Дай би-би, На лялю; Дай сок; На, читай» и т. д.

  1. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.

Формировать интерес к рисованию. Взрослый рисует на глазах у ребенка красками, при этом поначалу можно брать краску рукой (затем кисточкой): снежинки, падающие на землю; шарик с веревочкой; елочку с игрушками; дорожку для зайчика; следы зайчика; колобок катится по дорожке; ежика и т. д. Все рисунки сопровождаются речью взрослого: «Вот они снежинки, падают на землю и ложатся как снег. Снежинок много на земле — это снег, его много везде — на земле, на елках» и т.д.; давать пробовать Тёме выполнять некоторые действия: делать красками следы на бумаге; рисовать мелом на доске (или линолеуме). Формировать интерес к лепке — взрослый лепит из теста лепешки для матрешки; конфетки для куклы; баранки для матрешки; колобок; учить отщипывать кусочки от большого куска, мять тесто, вдавливать одним пальцем в большой кусок; обыгрывать поделки из теста — угощать ими кукол.

Формировать интерес к конструированию. Взрослый на глазах у ребенка строит дорожку, заборчик из строительного материала (из кирпичиков) и обыгрывает их; взрослый строит на глазах у ребенка из конструктора «лего» дорожки, лесенки и обыгрывает их, привлекая ребенка к совместной деятельности.

При проведении педагогической работы по индивидуальным программам необходимо соблюдать следующие важные условия: во-первых, обеспечение положительного отношения ребенка к занятиям; во-вторых, индивидуализация содержания занятий в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка, также характером его первичного нарушения; в-третьих, регулярность проведения занятий. Если занятия проводятся педагогом-дефектологом 2 раза в неделю, то остальные дни с ребенком занимаются родители по этой же программе.

Список источников

  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 
  2. Есипова Т. П. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. — Новосибирск.
  3. Консультация для педагогов. Из опыта работы с детьми с синдромом Дауна. https://dohcolonoc.ru/cons/12593-iz-opyta-raboty-s-detmi-s-sindromom-dauna.html
  4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис. 2002. — 128 с
  5. Интегративное обучение и воспитание детей с особенностями в развитии. Учебно-методическое пособие. Составители: Е. И. Шапиро, Е. Е. Алексеева, В. Л. Рыскина и др. — СПб.: Институт раннего вмешательства, — 2005, 2008. — 104 с
  6. Меремьянина О.Р. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации. Презентация.
  7. Методический рекомендации для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста с синдромом Дауна. http://xn--35-jlcdbauwtgbin.xn--p1ai/metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-i-roditelej-vospityvayushhix-detej-rannego-vozrasta-s-sindromom-dauna/
  8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы М: Мозаика — Синтез 2010.
  9. «Социализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида» https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/statya-sotsializatsiya-rebenka-s-sindromom-dauna-v-dou-obshcherazvivayushchego-vida.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Зеленгинская средняя общеобразовательная школа» Володарского района Астраханской области   Программа индивидуального с...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

Здачи, отражающие основные линии развития ребенка: формирование сотрудничества ребенка со взрослым;формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений;формирование у ребенка предст...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы.

По программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»...

"Доступная среда" Индивидуальная программа логопедического сопровождения ребенка с ОНР при дизартрии, имеющего сочетанные нарушения.

Данная  Индивидуальная программа является выпускной квалификационной работой (МГПУ, 2015 г.)  по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках ...

Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях

Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях МБДОУ общеразвивающего видаСрок реализации:  2017-2018 учебный год...

Программа индивидуального сопровождения индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР

Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педаг...