Рабочая программа первой младшей группы (от 2 до 3 лет)
рабочая программа (младшая группа)

Тебнева Виктория Александровна

Рабочая  программа совместной деятельности педагога с детьми первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой на 2018-2019 учебный год. Программа соответствует ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 9

детский сад «Елочка»

          Принято

педагогическим советом

протокол № 1

«11» сентября 2018г.

           Утверждаю

Заведующий МБДОУ № 9

детский сад «Елочка»

____________Гилина А.Ю.

Приказ № 59/1-О

«18» сентября 2018г.

Рабочая  программа

совместной деятельности педагога с детьми

первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

составлена на основе примерной программы

«От рождения до школы»

под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой

2018-2019 учебный год

Воспитатели:

Власова Марина Леонидовна

Тебнева Виктория Александровна

п. Ключи

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………..

2

  1. Цели и задачи основной образовательной Программы………………...

4

  1. Принципы и подходы к формированию Программы…………………..

4

  1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2 – 3лет……………

5

  1. Планируемые результаты освоения Программы……………………….

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Содержание психолого–педагогической работы по освоению образовательных областей………………………………………………….

9

  1. Учебный план реализации ООП ДО в первой младшей группе………

19

  1. Комплексно–тематическое планирование организованной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет………………………...

20

  1. Перспективное планирование по парциальной программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой……………………………….............

30

  1. Взаимодействие с семьей, социумом……………………………………....

31

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Режим дня детей 2-3 лет……………………………………………………..

33

  1. Организация предметно–пространственной среды……………………..

34

  1. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию    образовательной деятельности…………………………………………….

35

ПРИЛОЖЕНИЕ. Календарное планирование организованной

                                образовательной деятельности с детьми 2-3 лет...................

37

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

        Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения № 9 детский сад «Елочка», программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой; парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»  (И.А.Лыкова) и в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Семейным кодексом РФ от 08.12.1995 No223 (доп. И изм.)
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 No124-ФЗ.

        Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

        Согласно ФГОС ДО рабочая программа отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей и направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность детей.

        Целью программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные  ладошки» является формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

        Мы, воспитатели МБДОУ № 9 детский сад «Елочка», используем эту программу, потому что считаем, что содержание программы способствует обеспечению благоприятных возможностей полноценного художественно-эстетического развития каждого ребенка независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) и индивидуальных способностей; формированию общей культуры личности каждого ребенка; обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышению компетентности родителей в вопросах художественного развития и эстетического воспитания детей.


Цели и задачи программы

Программа воспитания и обучения в детском саду предлагает ведущие цели: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

        Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
  • следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
  • построение образовательного процесса, адекватных возрасту детей, формах работы (основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра).

Принципы и подходы к формированию Программы

        Программа ДОУ опирается на следующие принципы:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • принцип соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Содержание разработанной Программы ДОУ обеспечивает:

  • сохранение самоценности детства;
  • укрепление и сохранение психофизического и социального здоровья детей;
  • познавательное и личностное развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, коррекцию отклонений в развитии;
  • готовность к взаимодействию с внешним миром;
  • развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования в дошкольном детстве.

Социокультурная модель образовательного процесса представляет собой компоненты: воспитание, обучение, развитие, содержание которых реализуется в деятельности и общении. Разнообразные формы организации образовательного процесса обеспечивают развитие и саморазвитие ребенка, позволяют педагогу и ребенку реализовывать свой творческий потенциал в зависимости от уровня их развития.

В ДОУ создано единое образовательное пространство, обеспечивающее целостное развитие личности ребенка, удовлетворение его потребностей в усвоении культурно-познавательных, гуманистических, нравственных и эстетических ценностей.

Развитие и саморазвитие личности в контексте культуросообразного подхода понимается нами как согласованность и комплексность всех компонентов системы: целей, задач, содержания, технологии и форм организации воспитания и обучения на каждой возрастной ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 2–3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

        Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

        Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

        В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.         Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

        Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

        К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

        Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

        Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «голова-ноги» – окружности и отходящих от нее линий.

        На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

        Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

        Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

        Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет.         Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Планируемые результаты освоения Программы

        К трехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

        Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания.

Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях.

Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации.

Проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения).

Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх -драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им.

Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением  и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы  и правила поведения»

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.

Соблюдает правила элементарной вежливости.

Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно.

Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.

Интегративное качество «Имеющий первичные представления  о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи.

Интегративное качество «Овладевший универсальными   предпосылками учебной деятельности»

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру.

Отвечает на простейшие вопросы («кто?», «что?», «что делает?»...).

Выполняет простейшие поручения взрослого.

Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. 

Образовательная область «Здоровье»

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Умеет самостоятельно есть.

Образовательная область «Физическая культура»

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. 

Образовательная область «Социализация»

Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника.

Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание психолого–педагогической работы

по освоению образовательных областей

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

        Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

        Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

        Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

        Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

        Родная страна. Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Формировать  умение во время еды правильно держать ложку.

        Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

        Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

        Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Формирование основ безопасности.

        Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

        Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

        Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.

Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

 «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

        Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик). Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

        Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

        Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина).

        Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый–холодный», «Легкий–тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

Приобщение к социокультурным ценностям.

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Формирование элементарных математических представлений.

        Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один-много).

        Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом-маленький домик, большая матрешка-маленькая матрешка, большие мячи-маленькие мячи и т. д.).

        Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

        Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Ознакомление с миром природы.

Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения.

        Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

        Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

        Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

        Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие речи.

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

        Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

        Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

        Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

        Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

        Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

        Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Приобщение к художественной литературе.

        Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Примерный перечень художественной литературы

        Русский фольклор. Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

        Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».

        Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

        Фольклор народов мира. «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд.И. Токмаковой; «Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

        Произведения поэтов и писателей России.

        Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

        Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

        Произведения поэтов и писателей разных стран. С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га- га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к искусству. Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы. Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

        Изобразительная деятельность. Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

        Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде. Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

        Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п. Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

        Конструктивно-модельная деятельность.

        В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

По окончании игры приучать убирать все на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

        Музыкальная  деятельность. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

        Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

        Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

        Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.).  Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).  Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Примерный музыкальный репертуар

        Слушание«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Зайка», рус.нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан; «Корова», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Слон», «Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса); «Зима», «Зимнее утро», муз. П. Чайковского; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар.мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус.нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус.нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус.нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стукалка», укр. нар.мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус.нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. нар.плясовые мелодии, сл. A. Ануфриевой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус.нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой.

        Пение«Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Вот как мы умеем», «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Где ты, зайка?», обр. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус.нар. мелодия, обр. B. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Идет коза рогатая», обр. А. Гречанинова; «Колыбельная», муз. М. Красева; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус.нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Кто нас крепко любит?», муз.и сл. И. Арсеева; «Лошадка», муз. И. Арсеева, сл. В. Татаринова; «Кря-кря», муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.

        Музыкально-ритмические движения«Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Козлятки», укр. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Бубен», рус. нар. мелодия, сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Гопачок», укр. нар.мелодия, обр. М. Раухвергера; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан; «Из-под дуба», рус.нар. плясовая мелодия; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус.нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус.нар. мелодия, обр. Г. Фрида; «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида; «Стуколка», укр. нар.мелодия; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой; «Юрочка», белорус.нар. плясовая мелодия, обр. Ан. Александрова; «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», нем. плясовые и нар.мелодии, сл. А. Ануривой; «Ай-да», муз. В. Верховинца; «Где ты, зайка?», рус.нар. мелодия, обр. Е. Тиличеева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

        Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

        Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть, уши – слышать, нос – нюхать, язык – пробовать (определять) на вкус, руки – хватать, держать, трогать; ноги – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать.

        Физическая культура.

        Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

         Подвижные игры.

        Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений

        Основные движения

        Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег, и наоборот, с изменением направления, врассыпную (после 2 лет 6 месяцев), обходя предметы, приставным шагом вперед, в стороны.

        Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2–3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10–15 см); по доске, гимнастической скамейке, бревну (ширина 20–25 см). Кружение в медленном темпе (с предметом в руках).

        Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30–40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25–30 см).

        Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3–4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20–30 см; по гимнастической скамейке. Подлезание под воротца, веревку (высота 30–40 см), перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом.

        Катание, бросание, метание. Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50–100 см); бросание мяча вперед двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка, с расстояния 1–1,5 м, через сетку, натянутую на уровне роста ребенка. Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель — двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50–100 см.

        Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10–30 см). Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на 10–15 см выше поднятой руки ребенка.

Общеразвивающие упражнения

        Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать вперед-назад, вниз-вверх.

        Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.

        Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ноги в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).

Подвижные игры

        С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Пepeшагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет».

        С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки».

        С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».

        С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».

        На ориентировку в пространстве. «Где звенит?», «Найди флажок». Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Развивать предпосылки творчества.

        Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

        Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор). Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм). Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками. Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

        Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.)

Учебный план реализации ООП ДО в первой младшей группе

Обязательная часть

Направления развития

Виды детской деятельности

Количество НОД в неделю

Формы образовательной деятельности

Физическое развитие

Двигательная деятельность

30 мин.

(3 НОД)

Подвижные игры, физкультурные занятия(на улице), спортивные игры.

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

10 мин.

( 1 НОД )

Дидактические и развивающие игры, рассматривание картин, иллюстраций, игрушек

Речевое развитие

Развитие речи

20 мин.

( 2 НОД )

Беседы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Ежедневно, во вторую половину дня

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, драматизация.

Социально-коммуникативное развитие

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Ежедневно

ХБТ, поручения

Игровая деятельность

В режимные моменты

Сюжетно – ролевые, дидактические и др.

Художественно- эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

20 мин.

( 2 НОД )

Рисование, лепка/конструирование

Музыкальная деятельность

20 мин.

( 2 НОД )

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, праздники и развлечения.

Художественно- эстетическое развитие

Рисование

10 мин.

(1 НОД)

Лепка

10 мин.

(1 НОД)

Итого:  10 НОД в неделю

Перспективное планирование по парциальной программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой

Месяц

Дата

Вид деятельности

Название мероприятия

Октябрь

03.10.2018

Рисование

«Падают, падают листья» - стр.27

05.10.2018

Лепка

«Падают листья» - стр. 26

Ноябрь

16.11.2018

Лепка

«Вот какие ножки у сороконожки» - стр. 36

Декабрь

05.12.2018

Рисование

Коллективная работа «Снежок порхает, кружится» - стр. 40

19.12.2018

Рисование

«Елка в снегу» - стр. 44

Январь

16.01.2019

Рисование

«Вот какие у нас кораблики» - стр. 69

Февраль

13.02.2019

Рисование

«Вот ежик-ни головы, ни ножек» - стр. 39

15.02.2019

Лепка

«Колючий ежик» - стр. 38

20.02.2019

Рисование

Коллективное рисование «Салфетка для папы» - стр.57

27.02.2019

Рисование

Коллективное рисование «Вот какой у нас салют!» - стр. 77

Март

06.03.2019

Рисование

«Цветочек для мамы» - стр. 60

13.03.2019

Рисование

«Вот какие у нас сосульки» - стр. 63

20.03.2019

Рисование

«Ручейки бегут, журчат» - стр. 68

Апрель

10.04.2019

Рисование

«Вот какие у нас птички» - стр. 78

12.04.2019

Лепка

«Птенчик в гнездышке» - стр. 72

24.04.2019

Рисование

«Солнышко-колоколнышко» - стр. 67

26.04.2019

Лепка

«Солнышко-колоколнышко» - стр. 66

Май

08.05.2019

Рисование

Коллективная работа «Вот какой у нас букет» - стр. 60

Взаимодействие с семьей, социумом

Работа с родителями предполагает следующие формы:

— родительские собрания;

— консультации;

— педагогический материал в родительском уголке и папках-передвижках;

— индивидуальные беседы.

Цель: создать в группе необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей.

Задачи:

  1. Распространять педагогические знания среди родителей;
  2. Оказать практическую помощь в воспитании детей;
  3. Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

  1. Индивидуальные беседы с родителями на темы: «Формирование культурных навыков у ребенка», «Профилактика простудных заболеваний, гриппа. Необходимость вакцинации».
  2. Консультации для родителей: «Адаптация», «Одежда для детского сада», «Игры на прогулке», «Развиваемся играя ».
  3. Материал в уголок для родителей : «Знакомство с программой воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе».
  4. Консультация родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

Октябрь

  1. Консультация: «Одежда для прогулок», «Закаливание», «Вне опасности!»
  2. Материал в уголок для родителей «Острые детские инфекции».
  3. Консультация «Мама, я сам!»
  4. Беседа «Какие игрушки необходимы детям?».

Ноябрь

  1. Родительское  собрание на тему: «Возрастные особенности детей 2-3 лет», которое состоится 08.11.2018 г в 17.30 ч
  2. Консультация «Капризы и упрямство», «Уход за детской одеждой»
  3. Папка – передвижка на тему: «Детские болезни»
  4. Посещение семьи Ирины М. 2016 г.р., с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями ребенка.

Декабрь

  1. Консультация для родителей на тему «Проблема протекания кризиса 3-х лет».
  2. Индивидуальные консультации с родителями Дениса Е, Ирины М., Лазаря М., Вовы С. на тему «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы».
  3. Участие родителей в подготовке к новогоднему празднику: оформление группы, новогодних подарков.
  4. Инструктаж о мерах безопасности в новогодние праздники.

Январь

  1. Информационный материал в уголке родителей: «Капризный ребенок»; «Прогулки на свежем воздухе в холодное время года».
  2. Беседа с родителями «Формирование у детей доброжелательных взаимоотношений».
  3. Памятка для родителей «Родительские заповеди».
  4. Консультация для родителей «Игры с детьми дома для развития мелкой моторики».

Февраль

  1. Родительское собрание « Игры, развивающие познавательную активность детей».
  2. Консультация на тему «Развитие самостоятельности у ребенка».
  3. Индивидуальные беседы с родителями Лазаря М., Маши П., Дарины Б. о правилах этикета за столом во время еды.
  4. Напоминание родителям о своевременной оплате за содержание и уход ребенка в детском саду.

Март

  1. Беседа «Игра в жизни ребенка».
  2. Консультация на тему «Как научить ребенка играть в дидактическую игру и ее роль в развитии детей».
  3. Информационный материал в уголок для родителей «Подвижные игры для детей 1 младшей группы».
  4. Индивидуальная беседа с родителями о влиянии соблюдения режима дня на поведение ребенка.

Апрель

  1. Консультация « Способности детей - на кончиках их пальцев»
  2. Памятка для родителей «Причины детских капризов».
  3. Папка-передвижка  «Роль семьи в воспитании ребенка».
  4. Консультация на тему «Особенности предметно-развивающей среды детей 1 младшей группы».

Май

  1. Итоговое родительское собрание «Наши успехи».
  2. Информация в уголок для родителей «Воспитание у детей самостоятельности и самообслуживания».
  3. Памятка для родителей «Игры на свежем воздухе в летний период времени».
  4. Напоминание родителям о своевременной оплате за содержание и уход ребенка в детском саду.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Режим дня

Холодный период года

Мероприятия

I младшая группа

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика  

07.00 -  08.15

Подготовка к завтраку, завтрак

08.15-08.50

Самостоятельная деятельность, игры, общественно полезный труд.

08.50-09.00

Непосредственно образовательная деятельность

09.00-09.10;

09.20-09.30

Игры, подготовка  к прогулке,

 прогулка (игры, наблюдения, труд)

9.20 -10.00

10.00-11.00

Возвращение с прогулки, игры  

11.00-11.15

Подготовка к обеду, обед

11.15-11.50

Подготовка ко  сну,  дневной  сон.

11.50 – 15.20

Постепенный подъем, закаливание.

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.35

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.35 – 15.50

Непосредственно образовательная деятельность. Чтение художественной литературы

15.50 – 16.00

Подготовка  к прогулке, прогулка.

16.00 – 17.00

Возвращение с прогулки

17.00 – 17.10

Подготовка к ужину, ужин

17.10 – 17.40

Самостоятельная  деятельность детей

17.40 – 18.45

Уход детей домой

18.45 – 19.00

Режим дня

Теплый период года

Мероприятия

I младшая группа

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика

07.00-  08.15

Подготовка к завтраку, завтрак

08.315-08.50

Самостоятельная деятельность, игры

08.50-09.00

Непосредственно образовательная деятельность

09.00-09.10

Игры, подготовка  к прогулке,

прогулка  (игры, наблюдения, труд)

09.10 -10.00

10.00-11.00

Возвращение с прогулки, игры

11.00-11.15

Подготовка к обеду, обед

11.15-11.50

Подготовка ко сну, дневной сон.

11.50 – 15.00

Постепенный подъем, закаливание.

15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15-15.35

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.35-15.50

Непосредственно образовательная деятельность. Чтение художественной литературы

15.50-16.00

Подготовка  к прогулке, прогулка.

16.00 – 17.00

Возвращение с прогулки

17.00 – 17.10

Подготовка к ужину, ужин

17.10 – 17.40

Самостоятельная  деятельность детей

17.40-18.45

Уход детей домой

18.45-19.00

Организация предметно–пространственной среды

        Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

  1. Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы»;  
  2. Зона средней интенсивности: «Центр конструирования»,     «Центр социально-эмоционального развития»,  
  3. Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр игры».

«Центр познания»

  • Наборы цветных деревянных, мягких и пластмассовых кубиков
  • Наборы цветных деревянных и пластмассовых геометрических фигур
  • Шнуровки различного уровня сложности
  • Конструктор « Лего» (крупный)
  • Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания).
  • Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками,
  • Игры для интеллектуального и сенсорного развития
  • Наборы картинок для классификации: виды животных и растений.

«Центр природы»

  • Муляжи овощей и фруктов (огурец, помидор, морковь, яблоко).
  • Фигурки людей и животных для обыгрывания: наборы диких и домашних животных и их детенышей, птиц («Зоопарк», «Птичий двор»), рыбок, игрушечных насекомых, людей и т. д.
  • Материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений)    
  • Серия картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц):  

«Центр социально-эмоционального развития»

  • Сюжетные картинки знакомого содержания (кошка играет с мячом, девочка рассматривает картинки в книге, мальчик играет с машинкой).
  • Одежда для ряженья (для надевания на себя) – узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартучки, кофточки, ленты, косынки и т. д.
  • Зеркало.
  • Аксессуары сказочных персонажей, шапочки.

«Физкультурно-оздоровительный центр»

  • Набор кубиков(грань5-10см)для выполнения общеразвивающих упражнений
  • Корзина для метания предметов(диаметр50-60см).
  • Комплект разноцветных кеглей
  • Мячи для выполнения общеразвивающих упражнений
  • Кольцебросы
  • Ленточки для выполнения общеразвивающих упражнений

   «Центр двигательной активности»

  • Кукольный уголок.
  • Спальня
  • Кухня
  • Гараж

   «Центр театра»

  • Разные виды театра: настольный, с ширмой, на фланелеграфе, кукольный, теневой, магнитный, бибабо, «живая» рука, пальчиковый.
  • Игрушки-забавы.
  • Маски, шапочки.
  • Декорации, театральные атрибуты.
  • Ширма.
  • Фланелеграф.

    «Центр книги»

  • Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов. 3–4 экземпляра.
  • Иллюстрации к детским произведениям (ламинированные), игрушки, изображающие сказочных персонажей.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию

образовательной деятельности

  1. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий / В. В. Гербова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности : система работы в первой младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Голицына Н.С. Конспекты комплексно- тематических занятий 1-я младшая группа/ М: Скрипторий 2003, 2014
  4. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями : пособие для педагогов и родителей / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1982.
  6. Загик, Л. В. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателя детского сада  /  Л. В. Загик [и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.
  7. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие для воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985.
  8. Лиштван, З. В. Конструирование : пособие для воспитателя детского сада / З. В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981.
  9. Лямина, Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста : метод.пособие / Г. М. Лямина. – М. : Айрис-Пресс, 2005.
  10. Максаков, А. И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом : пособие  для  воспитателя детского сада / А. И. Максаков. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1983.
  11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа  дошкольного  образования  /  под  ред.  Н.  Е.  Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  12. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / М: Олма Медиа Групп, 2013
  13. Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста/ С-П: Детство-Пресс, 2015
  14. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений 2 гр. раннего возраста/ М: Мозаика-Синтез, 2016
  15. Смирнова, Е. О. Первые шаги. Программа развития детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, Л. Н. Голигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
  16. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
  17. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста : пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Теплюк. – М. : ВЛАДОС, 2001.

Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. /Сфера,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Материал (первая младшая группа) на тему: Развлечение для детей « В деревне у бабушки» (первая младшая группа)

Развлечение для детей  « В деревне у бабушки» (первая младшая группа) проводится в начале учебного года.Используя  раз­ные виды деятельности детей (музы­кальную, речевую, изобразительную) дл...

Конспект развлечения в первой младшей группе Развлечение «Поездка в лес» (Первая младшая группа)

Конспект развлечения в первой младшей группеРазвлечение «Поездка в лес»(Первая младшая группа)...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Правильная организация летнего отдыха – залог здоровья ребёнка» для родителей первой младшей группы

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядил...