НОД "Наши права"
план-конспект занятия (старшая группа)

Горошилова Елена Панцофиевна

Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и        свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Поэтому огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_prava.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 20 «Солнечные лучики» г. Владивостока»

Конспект НОД

Познавательное развитие

Тема: Наши права.

Старшая группа

                                        Составили:

                                                                              Горошилова Елена Панцофиевна

                                                              Шлык Елена Викторовна

г. Владивосток

    Актуальность:

   Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и        свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Поэтому огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

    Цели:

  • Формирование представления детей о международных правовых документах: «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребёнка».
  • Развитие у детей основ социального и правового сознания.
  • Воспитание осознанного отношения к нормам и правилам.

    Задачи:

  • Формировать правовое мировоззрение и представления о нравственности.
  • Способствовать  пониманию детьми необходимости соблюдения прав и обязанностей человека.
  • Учить детей рассуждать , сравнивать, делать выводы.
  • Развивать способность детей к оценке поступков .
  • Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам .

 Предварительная работа: 

  • Чтение художественной литературы, русских народных сказок .
  • Беседы по теме «Права ребёнка» .
  • Рассматривание иллюстраций к литературным произведениям.
  • Разучивание пословиц.
  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вызов врача», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.

Материал: Картинки на тему « Права», игрушка волк.

Ход:

Восп-ль: Дети , сегодня я расскажу вам о книге, которая имеет важное значение в нашей с вами жизни. Называется она - «Декларации прав  человека».

 Что такое права человека?  Права человека – это то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека: право на жизнь, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на управление страной, на свободу мысли, на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду, на образование и т.д.

 Декларации прав человека  была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Декларация это не закон. Декларация (в переводе с латинского – объявление, провозглашение) – это документ, который содержит самые общие нормы и правила. Декларирование указывает на обязанности каждого человека перед обществом, на необходимость соблюдения этих правил и норм каждым человеком.

Восп.:  Дети, скажите мне, что же такое «Декларация  прав человека»?

Дети: Декларация – это документ.

Восп.: Что в этом документе?

Дети: В этом документе – правила поведения . В этом документе обязанности человека.

Воспитатель: Правильно. А скажите мне, что самое дорогое на нашей планете?

Дети: Мир.

Восп.: Нет! Самое дорогое, что есть в любом обществе – это ДЕТИ! Наше будущее и будущее планеты Земля  зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.

ВЫ — такие же граждане, как и взрослые. И, как у каждого гражданина, у ВАС  есть права, которые нужно соблюдать и защищать.

В 1989 году была принята « Конвенция о правах ребёнка», Конвенция о правах ребенка – это международный свод правил, определяющий защиту несовершеннолетних людей, их развитие и свободу.

Восп.: Посмотрите на столах у вас лежат картинки, на которых  изображены права детей. Какие права есть у детей?

Дети показывают картинки и называют права детей.

Дети: Право на имя.

Дети: Право на воспитание в семье.

Дети: Право на лечение.

Восп.: Вы все правильно назвали. Взрослые не только приняли «Конвенцию о правах ребёнка» , но ещё придумали праздник « День защиты детей» . Это международный праздник. Он проходит каждый год 1 июня.

День защиты детей — это не только веселый праздник для самих детей, это и напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка, чтобы все дети росли счастливыми, учились, занимались любимым делом и в будущем стали замечательными родителями и гражданами своей страны.

Восп. : А теперь я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ручеёк». Возьмите за руку своего друга и встаньте в строй.

Ход игры:

Дети берут друг друга за руки и парами встают в строй, Руки  поднимают вверх, образуя арку. Один ребёнок без пары проходит под аркой из рук . По ходу он разбивает пару, выбирая ребенка, к которому испытывает симпатию. Вновь образованная пара проходит под аркой из рук  и становятся первыми. Игру продолжает ребёнок, оставшийся без пары.

Восп.: Дети: к нам пришёл гость.

Воспитатель показывает игрушку волка.

Восп.: Дети, волк говорит вам «Здравствуйте!»

Дети отвечают волку.

Восп.: Давайте сядем и узнаем, почему волк пришел к нам?

Дети садятся на стулья.

Восп.: Дети, волк пришел попросить защитить его. Его хотят посадить в тюрьму за нарушение прав героев сказок. На волка подали жалобу три поросенка, козаи Красная Шапочка. Кто скажет, какие права  нарушил волк?

Дети: Волк нарушил права на отдых.

Восп. : Как?

Дети: Поросята играли в лесу, а он набросился на них.

Дети: Волк нарушил право на  жилье. Он разрушил дома поросят.

Восп. : А в сказке про козу и семерых козлят?

Дети: Волк нарушил право на жизнь. Он съел козлят.

Дети: Волк нарушил право козлят на свободу и личную неприкосновенность.

Восп. : А в сказке « Красная шапочка»?

Дети: Волк  нарушил право на семью. Оставил Красную шапочку без бабушки..

Дети: Волк нарушил право на охрану здоровья. Больную бабушку съел, а её надо было лечить.

Восп. Да, волк придется тебе идти в тюрьму.

Восп.: Дети, а волк  просит вспомнить сказку «Колобок». Как в ней себя вел волк? Нарушил он права колобка?

Дети: Волк не нарушил права колобка .

Восп.: Значит , волк соблюдал права колобка. Какие права он соблюдал?

Дети: Волк соблюдал  право колобка на свободу и неприкосновенность, на отдых.

Восп.: Молодец , волк. Умеешь себя вести .

Восп.: Дети, волк  просит вспомнить сказку «Маугли».

Дети: Волк соблюдал право Маугли на свободу, безопасность, неприкосновенность. Он спас его от тигра. Тигр хотел его съесть.

Дети: Волк соблюдал право Маугли на обучение. Волк учил Маугли правилам поведения в джунглях.

Дети: Волк соблюдал право Маугли на воспитание в семье. Маугли рос в семье волка.

Восп.: А в сказке «Волк и лиса»?

Дети: Волк соблюдал право лисы на охрану здоровья. Он больную лису отвёз на себе в лисью нору.

Воспитатель: Так виноват волк или нет?

Дети: Виноват!

Дети: Нет!

Воспитатель: Дети, я предлагаю волка простить сегодня. Но с условием, чтобы он не нарушал больше прав сказочных героев. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель:  Ну что ж волк, дети тебя оправдали тебя. Можешь возвратиться к себе в лес, но не забывай о том, что необходимо соблюдать правили поведения в лесу. Не нарушай больше права  сказочных жителей и помни про свои обязанности.

Дети: До свидания волк!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Конкурсно - игровая программа"Правила дорожные - правила надежные"

Музыкальная   познавательная   программа  предполагает  участие  в  ней   детей  и  их  родителей. Направлена  на  совместное  обучение  правилам  дорожного  движения, включает стихи, веселые  игры , ...

Права ребенка-это права взрослого

Проектная работа  по правам ребенка в подготовительной группе...

Конспект познавательного занятия "О всеобщей декларации прав человека" и о "Конвенции о правах ребенка"

Конспект знакомит детей с нравственными нормами и правилами, учит соотносить права и обязанности....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Тематическое развлечение совместное с родителями. «Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка культуры поведения на дороге детей и родителей.

Тематическое развлечение, совместное с родителями. 2016г«Правила дорог - правила жизни!» Цель: создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаков, навыка куль...