Главные вкладки

    Организация детской проектной деятельности в ДОУ
    консультация

    Кустова Наталья Юрьевна

    обмен опытом

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл detskiy_proekt.docx24.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация детской проектной деятельности в ДОУ

    Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

    Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. 

    Особенности дошкольного возраста представляют нам большие, благодатные возможности развития детей. В этот период они впитывают знания об окружающем мире, как губка. Им интересно все, ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения. Эту особенность надо обязательно использовать. Надо помнить, что нормы, усвоенные детьми в этом возрасте, остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.

    В результате детских проектов у дошкольников развиваются предпосылки познавательных универсальных учебных действий, таких как:

    •        умение (при помощи взрослых) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач; 

    •        Умение моделировать;

    •        Умение производить знаково-символические действия, кодирование предметов;

    •        Умение производить анализ и синтез объектов;

    •        Умение устанавливать причинно-следственные связи;

    •        Умение ориентировать в потоке информации.

    Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. 

    Почему так важна эта работа? Потому что именно проекты помогают связать образовательный процесс с реальными событиями, которые происходят в жизни ребенка, они привлекают и могут заинтересовать даже самых непоседливых детей. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ превращает любой коллектив в сплоченную команду, дети и взрослые

    работают сообща над решением самых сложных задач. В таких условиях каждый ребенок чувствует себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

    Велико значение детских исследовательских проектов в организации самостоятельной деятельности детей. Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

    Любой проект обязательно имеет свою уникальность и ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике (поделиться своим опытом со сверстниками в группе, во дворе, рассказать родителям). Важно, чтобы каждый ребенок включался в собственную исследовательскую деятельность и делал все сам. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Сведения, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.

    Чтобы у ребенка возникло желание провести какое-либо исследование, мы, взрослые, должны создать условия, при которых ребенку было бы комфортно провести это исследование. Предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой и доступной.

    Реализация детского исследовательского проекта включает в себя четыре этапа:

    Первый этап предполагает выбор темы, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.

    Тематика проектов самая разнообразная.

    Ну, например, ходовой для детских проектов является тема «Семейное дерево» или «Моя семья». Этот проект может реализоваться по-разному – в виде коллективного панно с фотографиями семьи каждого ребенка в группе, либо нарисованного большого дерева, или выставки детских работ на тему семьи ребят. «Почему в холодильнике холодно?» или «Можно ли приручить мышь?»,  «Почему вымерли динозавры?» или «Почему дует ветер?»

    Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.

    Дети внимательно всматриваются в изучаемый объект, описывают его внешние признаки, выделяют главное, сравнивают с другими объектами, анализируют, делают выводы и обобщения; включаются в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы.

    На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, т.е. отвечает на поставленный вопрос. Дети вместе с родителями ищут информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче, журналах, книгах и т.д.  Это способствует развитию мыслительных способностей детей (развивает логику умение рассуждать, учит их упорядочивать свои знания, оценивать информацию, которой владеет ребёнок, определять «дефициты» в содержании, а также планировать способы преодоления этих «дефицитов».  

    На третьем этапе - презентация проекта. Она имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.

    Четвертый этап: после презентации работа с проектами не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы.

    Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования. Опираясь на альбом, ребенок легко запоминает ход выполнения проекта и постепенно осваивает алгоритм поиска ответа на любой вопрос. Но все же без помощи взрослого ребенку не обойтись, т.к. он еще не может самостоятельно оформлять альбом и делать записи. Но мы должны помнить о том, что автором проекта является ребенок, поэтому мы должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовал каждый этап оформления проекта.

    Первая страница альбома посвящена формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями: педагог или родители пишут надпись, ребенок помогает украсить страницу. На следующих страницах размещены ответы сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос  и с помощью взрослого зафиксировать полученные ответы. В конце ребенок должен выдвинуть свою версию ответа и записать ее (с помощью взрослых).

    Следующая страница посвящена способам проверки предложенного ребенком ответа. На этой странице ребенок должен нарисовать тот способ получения информации, которым он воспользовался.  

    Ребенок выбирает тему, исследует ее, собирает материал, вместе с родителями оформляет, а затем представляет свою работу. Презентация готового проекта может быть в виде слайдов, поделок, альбомов, родители могут снять видео.

    Я уверена, что такой опыт поможет детям не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более что при разработке ФГОС приоритетом общего образования становится деятельностно - ориентированное воспитание, так как именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий организации детской проектной деятельности по теме "Украсим наш детский сад".

    В проекте, есть такие составляющие: продукт, цель, задачи, мотивационный этап, проблемная ситуация, виды образовательной деятельности, деятельность в режимных моментах, взаимодействие с родителями.Воз...

    Формирование коммуникативно-речевой активности старших дошкольников через организацию детской проектной деятельности

    Из опыта работы по использованию проектных технологий в развитии социально-коммуникативных способностей старших дошкольников....

    Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

    В данной работе представлен опыт  по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...

    Конспект детской проектной деятельности по поисковой опытно-экспериментальной деятельности «Знакомый незнакомец - рис»

    Конспект детской проектной деятельностицель: развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности....

    Комплект для организации образовательной проектной деятельности «Здоровое питание – здоровая семья – здоровое поколение»

    Развитие и формирование культуры воспитанников всех участников образовательного процесса...

    Организация детской проектной деятельности «Театр для малышей»

    Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстет...