Краткое описание идеи поддерживающего и развивающего инициативу и игровую деятельность детей образовательного события «Откуда хлеб на столе?»
проект (подготовительная группа)

Шеркунова Надежда Сергеевна
  1. Краткое описание идеи поддерживающего и развивающего инициативу и игровую деятельность детей образовательного события

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткое описание идеи поддерживающего и развивающего инициативу и игровую деятельность детей образовательного события

«Откуда хлеб на столе?»

 (подготовительная группа)

  1. Информация о группе
  1.  Образовательное событие проходило на базе подготовительной группы.
  2. Событие проходило в содержательном русле основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 14, основанной на образовательной программе дошкольного образования «Радуга»/Под.ред. Е.Соловьевой
  3. Списочный состав группы – 18 человек.
  1. Краткое описание идеи поддерживающего и развивающего инициативу и игровую деятельность детей образовательного события

Идея образовательного события «Откуда хлеб на столе?» с одной стороны родилась на основе календарных событий, связанных со сбором урожая, а с другой стороны завязана на вопросах воспитанников, которые возникали в разнообразных ситуациях (при сборе урожая злаковых на огороде, в ходе совместных бесед по прочитанным произведениям и просмотру видеофрагментов и презентаций о труде хлеборобов, процессе изготовления хлеба). Исходя из тематики детских вопросов («Древо вопросов») стало понятно, что наибольший интерес у воспитанников связан с  профессиями людей, работающих в поле. Интерес к этой теме обусловлен тем, что трудовые действия этих людей недоступны для ежедневного наблюдения, а, следовательно, новы и интересны детям. Из наблюдений за играми детей, стало очевидно, что игра в «хлеборобов» неоднократно возникала у разных групп воспитанников, ребята принимали на себя роли, воспроизводили определенные «трудовые» действия (в основном связанные с техникой) – «конструировали» комбайн, играли в «трактористов»), однако игра быстро угасала, не имея дальнейшего развития. Возможной причиной скудности игровых сюжетов послужило отсутствие понимания о взаимосвязанности этих профессий. Кроме того, в ходе совместных бесед и образовательных ситуаций выяснилось, что воспитанники упускают из цепочки «Вспашка поля – хлеб» важные связующие элементы, например, работу по посеву зерна, работу на элеваторе. Таким образом, при наличии выраженного интереса воспитанников к теме хлеба и  возделывающих его профессий, недостаток опыта сказывается на качестве ролевой игры.

Основная задача образовательного события «Откуда хлеб пришел?» связана с установлением причинно - следственных связей между отдельными трудовыми действиями и результатом совместного труда хлеборобов (получение хлеба). Попутно решаются образовательные задачи, связанные с измерением сыпучих веществ (агрономы взвешивают зерно), счете в пределах 20 (подсчет зерен в колосе). Задачи по обогащению словаря воспитанников проходит  через упражнение в образовании существительных, обозначающих профессии хлеборобов. Развитие диалогической речи  стимулируется в процессе поддержки и развития ролевых диалогов. Воспитание уважительного отношения к труду и доброжелательного отношения к партнерам по совместной деятельности  осуществляется на каждом этапе образовательного события.

Образовательное событие «Откуда хлеб пришел?» спланировано в форме ролевой игры. Предполагается ролевое взаимодействие между воспитанниками, выбравшими одну и ту же роль, параллельное взаимодействие групп воспитанников по ходу игры в рамках выбранной ими роли, стимуляция ролевого взаимодействия между представителями разных «профессий». Осознание себя в роли той или иной профессии, будет стимулировать воспитанников на выполнение характерных игровых действий, а принятая вначале установка на то, что важно показать, как хлеб приходит на стол, задаст определенный алгоритм игровых действий. Необходимость воспроизведения алгоритма обусловлена образовательной задачей, присущей любому образовательному событию. Для игры же важен процесс. В данном событии воспитанники решают поставленную задачу в ходе игрового взаимодействия. Таким образом, задачи развития детской игры  решаются параллельно с образовательными, воспитательными задачами.

Переход к образовательному событию спланирован на основе предыдущей деятельности воспитанников (строили мельницу из  строительного, крупного бросового материала вечером накануне), соблюдая принцип опоры на текущие интересы и деятельность воспитанников.  Вначале события запланировано обращение к предыдущему опыту детей  - припоминание трудовых действий людей, представляющих сельскохозяйственные профессии, алгоритма появления хлеба на столе на основе упражнения в образовании существительных, обозначающих профессии.

В связи с тем, что важным моментом в развитии самостоятельности, целеустремленности воспитанников является процесс планирования, то есть постановки целей собственной деятельности, запуск игровой деятельности запланировала на основе технологии «доска выбора». Воспитанники самостоятельно осуществляют выбор роли, которую они будут выполнять в процессе игры и решения поставленной задачи (агроном, тракторист, комбайнер, артисты). Профессия «артисты» появилась не случайно – ребят удивил тот факт, что раньше люди ночевали в поле много дней и артисты приезжали развлекать хлеборобов.

В процессе подготовки к образовательному событию намеренно использовала прием, связанный с «недостаточностью материала» с целью создания проблемной ситуации, стимулирующей воспитанников на поиск решения (у артистов не было музыкального сопровождения, микрофона). Подготовила крупный бросовый материал, который воспитанники могут использовать в игре. Материалы, пособия, которые использовались в процессе предшествующих образовательных ситуаций, расположила в свободном доступе (коллекция хлебобулочных изделий, алгоритм «Путешествие зернышка», колосья, зерно, материал для ряженья, пакеты для фасовки). Провела подготовку с персоналом детского сада (повара, столяр) на случай возможных  обращения к ним воспитанников. Впоследствии часть материалов использовалась детьми, часть осталась не востребованной, так как не соответствовала замыслам детей.

Основную идею образовательного события, связанную с осознанием ценности совместных усилий людей разных профессий, предполагается решать на основе ролевого взаимодействия  за счет «вбрасывания» задач, направленных на взаимодействие между детьми, выполнявшими разные роли («смолол муку – а дальше что с ней будешь делать?», «посчитал колосья – кого похвалишь за хороший урожай»).

Вначале события перед детьми ставится задача: показать, как приходит хлеб на стол. В соответствии с поставленной задачей предполагаются такие возможные продукты их совместной деятельности как изготовление муки, изготовление хлебобулочного изделия, организация магазина хлебобулочных изделий на основе изготовления изделий из теста. Задача изначально содержит в себе несколько вариантов групповых и индивидуальных продуктов для обеспечения вариативности и свободы выбора. (В процессе игрового взаимодействия воспитанники создали первоначально не запланированный  совместный продукт деятельности – праздник для хлеборобов. Это событие объединило всех участников игры, готовилось воспитанниками самостоятельно и отличалось особенной эмоциональной окраской).

Рефлексия образовательного события организуется на основании наблюдения за игрой воспитанников после ее естественного сворачивания и не прерывает естественного течения деятельности детей. В результате рефлексии воспитанники соотносят результаты своей деятельности в процессе игры с ожидаемыми результатами.

  1. Ссылка на подборку видеофрагментов с образовательного события

https://youtu.be/D8YdMBFy8JI


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Краткое описание идеи образовательного события «Игрушки пропали»

Краткое описание идеи поддерживающего и развивающего инициативу и игровую деятельность детей образовательного события  «Игрушки пропали»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Опыты и эксперименты" - "Откуда хлеб пришёл"

Учить анализировать и делать выводы в экспериментальной деятельности....