Игра как средство развития личности ребенка
статья

Деренская Ирина Борисовна

Игра имеет важное значение для развития детей дошкольного возраста: в играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому она является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Игра для ребенка становится главным способом освоения мира. Человек играющий-это человек, создающий мир, а, значит, человек творящий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Деренская И.Б., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Игра как средство развития личности дошкольника

(из опыта работы)

Игра имеет важное значение для развития детей дошкольного возраста: в играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому она является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

Игра для ребенка становится главным способом освоения мира. Человек играющий – это человек, создающий мир, а, значит, человек творящий.

С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. С точки зрения педагогики, игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств. Игра носит развивающий характер и проникает в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют и реализовывают ФГОС дошкольного образования.

Игровая технология – одна из эффективных современных образовательных технологий в системе дошкольного образования.

Цель: расширение кругозора, развитие самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности детей; приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Игра детей 3-4 лет носит  предметно-манипулятивный и конструктивный характер.

Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни - это скорее игра рядом, чем вместе. Игра детей 4-5 лет характеризуется переходом от «игры рядом» к игре в группах, появление  ролевых и реальных взаимодействий. Главное в игре детей 5-6 лет – действие по правилам. Усвоение норм и правил выполнения роли. В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Игровые действия детей 6-7 лет  становятся более сложными. В играх дети способны отражать сложные социальные события,  могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль, могут договариваться между собой.

Одной из годовых задач в нашем детском саду была работа по теме «Воспитание

безопасного поведения детей на дорогах, улице, в транспорте». Какие же игры использовали педагоги для обучения детей правилам дорожной безопасности?

Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить на территории детского сада, так и в помещении с использованием макетов, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети  придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос  инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности). (старшая группа)

 В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. При изучении и закреплении дорожных знаков дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ).  У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие. (подготовительная  группа)

 Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума.  Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков.  Они способствуют развитию у детей зрительных, слуховых осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» (таблицы с изображением дорожных знаков), «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и т.д.), можно собирать пословицы «7 раз погляди, а потом иди», «Опасностей много, а жизнь одна», «На дороге шутить — себе навредить», «Дорожный знак не говорит, правилу учит» и др.), «Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки, наборы кубиков разных размеров), «Собери транспорт»,  «Собери светофор», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др. (старшая группа)

Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Играют команды по несколько человек или количество играющих определяется заранее. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества. «Самый умный на дороге», «Знатоки дорожных правил», «Пешеходная прогулка» и др.(подготовительная группа)

Еще одна годовая задача - «Физическое развитие детей через организацию двигательной активности».

Подвижная  игра - естественный  спутник  жизни  ребенка, источник  радостных  эмоций, обладающий  великой  силой. Для развития двигательной активности детей педагоги групп: 2 раннего возраста,  2 младшей группы используют в работе с детьми различные народные подвижные, хороводные игры. Включение фольклора в развитие двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых - предложенные детям для выполнения, подвижные игры должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей. Русские народные подвижные и хороводные игры используются для закрепления двигательных умений и навыков, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям, и активное правильное выполнение движений. В подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.   В группах имеются картотеки подвижных и хороводных игр.

Задачи по обучению детей подвижным играм в подготовительной группе (6-7 лет):

учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

В методике проведения п/и педагоги используют следующие принципы:

  • Дети сами придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
  • Следует приучать детей к сдержанности, избегать ненужных криков, споров, проявлять положительные эмоции.
  • Окончание игры не должно быть неожиданным, поскольку это может вызвать негативную реакцию.

Для проведения спортивных игр:

  • Наряду с п/играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
  • Объясняя спортивные игры с элементами соревнования вы должны уточнить: правила, игровые приёмы, условия соревнования.
  • Педагогический анализ проводится сразу после окончания соревнования.

В группе так же имеются картотеки подвижных, спортивных игр.

Таким образом, из опыта работы видно, что в нашем учреждении созданы условия для игровой деятельности воспитанников. Личность ребенка  гармонично развивается в игре (области развития: эмоционально-нравственное, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"

Представлен план проведения  Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»Цель:Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование осмысленного ценностного отношения р...

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»...

План проведения семинара для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»

Семинар для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»Дата проведения: 3 декабря 2015 годВремя проведения: 9.30 ...

Мастер-класс для педагогов коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование ли...

МАСТЕР-КЛАСС «ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ C ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ.

коммуникативные игры помогут родителям лучше понять своих детей. детям войти в социальный мир,  помогут сформировать у них социальную уверенность....