Отчет по самообразованию "Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора у детей с ОВЗ" (текстовый материал к презентации) 2019 год.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Котова Дарья Сергеевна

Отчет по самообразованию "Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора у детей с ОВЗ подготовительной к школе группе" (текстовый материал презентации) 2019 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_prezentatsii_otchet_po_samoobrazovaniyu_2019_g.docx20.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию «Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора у детей с ОВЗ» (2019 г.)

(текстовый материал к презентации)

Музыкальный руководитель: Котова Дарья Сергеевна

Слайд 1. «Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора
у детей с ОВЗ».

Слайд 2. Цель: Способствовать развитию музыкальных способностей детей с ОВЗ через приобщение к традициям русского народного творчества,  музыкального
фольклора.

Слайд 3. Задачи: - составление плана по выбранной теме; изучение методической литературы и материала из интернет-источников;
- подбор песенного и игрового материала, разработка сценариев  для проведения календарных  фольклорных праздников;
- привлечение воспитателей к подготовке и проведению фольклорных праздников;
- формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
- духовно-нравственное, музыкальное  воспитание дошкольников через знакомство с народными традициями, праздниками и участием в них;
- развитие вокальных навыков,  расширение диапазона;
- развитие речи и обогащение словарного запаса дошкольников.

Слайд 4. Планируемые результаты:
- повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русской культуры;
- формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
- изучение и обобщение практического опыта по выбранной теме; подбор музыкального, игрового репертуара к праздникам, разработка сценариев, обобщение материала по теме «Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора у детей с ОВЗ»
- ознакомление детей с разнообразием  музыкального фольклора: календарными песнями, играми,  закличками; танцами, хороводами;
- накопление у детей опыта исполнительства.
- развитие  речи, расширение словарного запаса; укрепление артикуляционного аппарата; развитие вокальных навыков, расширение диапазона;
- координация речи и движений (игры, хороводы, песни с движениями); освоение мира человеческих чувств, развитие способности к сопереживанию;
- установление эмоционального контакта  воспитанников друг с другом, со взрослыми( воспитателем и музыкальным руководителем), развитие коммуникативных навыков в ходе подготовки и проведения фольклорных праздников.

Слайд 5. Литература:
1. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (изд 3-е), СПб.  «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017
2. Н. В. Бабинова «Тематические фольклорные вечера для дошкольников» СПб, «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2014
3. ФГОС ДО : практика реализации. «Народная культура и  традиции» (занятия с детьми 3-7 лет), сост. В.Н.Косарева (2-е издание, переработанное), Волгоград, «Учитель»
4. В.М.Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова «Весенние праздники, игры и забавы для детей», ТЦ «Сфера», 2000
5. Л.М.Мельникова, А.Н.Зимина «Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников)», Москва, «Гном-Пресс», 2000
6. Г.М.Науменко «Фольклорный праздник в детском саду и в школе», Москва, «Линка-пресс», 2000.
Интернет- ресурсы:
www.festival.1september.ru,  www.maam.ru, www.nsportal.ru     

Слайд 6.  К. Д. Ушинский: «Воспитание, лишенное народных корней, - бессильно. Корни каждого – в истории и традициях  семьи, своего народа,  родного края и страны…»  

Слайд 7. Как воспитать в сегодняшних детях бережное отношение к русской культуре, народным традициям, как вернуть утраченные ценности?  

   В первую очередь, нужно обратиться к истокам народного творчества, к нашим корням, обычаям, традициям и обрядам. Воспитать интерес к устному народному творчеству, рассказать в доступной форме, о чем мечтали, как трудились и веселились  русские люди.

   Русский фольклор вобрал в себя не только особенности языка, но и лучшие качества человека, такие как доброта, трудолюбие, храбрость, верность. Фольклор увлекает своими яркими поэтическими образами, вызывает положительные эмоции, укрепляет светлое жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, что дурно, что красиво, а что не красиво.

   Если начать знакомство с русским фольклором в детстве, то постепенно в душе ребенка не только пробудится интерес к нему, но и возникнет желание глубже узнать его лучшие, доступные детскому мировосприятию образцы, самому прикоснуться к ним путем творческого самовыражения.

Слайд 8. Музыкальный фольклор - явление синкретическое. В нем неразрывно связаны – музыка, пение, движения и игра на доступных музыкальных инструментах. По этому, можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

- народная песня;

- народная хореография;

- народные игры;

- игра на народных музыкальных инструментах.

 Слайд 9. Направления работы по ознакомлению с фольклором:

 - слушание народной музыки и песен;

 - знакомство с музыкальными народными играми, хороводами и танцами;

 - знакомство с традициями и обрядами русского народа;

 - знакомство с народными инструментами;

 - применение изученного материала, знаний и умений на занятиях и праздниках.

Слайд 10. Подготовка  к народным праздникам и участие в них – яркая и устойчивая форма приобщения детей к народным традициям, и является итогом работы с
определенным календарным фольклорным материалом.
Слайды 11 – 13.  Праздники: «Осенины» , «Красная горка» , «Сороки»

Слайд 14. При проведении фольклорных праздников не обойтись без календарных песен, приуроченных к определенному времени года, природным явлениям, обрядам. Разучивая и исполняя эти песни, дети начинают замечать красоту и поэзию окружающей природы в разное время года, получают прекрасную возможность лучше познакомиться с приметами времен года, поведением птиц, животных, особенностями трудовой жизни русского народа и его отдыха.

     Сценарий каждого праздника состоит из русских народных закличек, песен, загадок , игр, танцев. Все дети оказываются вовлеченными в это действо: исполняют народные попевки, заклички, песни, играют в оркестре, водят хороводы, танцуют пляски, играют в игры; исполняют роли, предусмотренные сценарием.

Слайд 15. Праздник не обходится без игры на народных инструментах: ложки, трещетки, свистульки… Казалось бы  незатейливые  инструменты, но   как меняется  звучание  мелодии!

Слайд 16. Хоровод – жанр, в котором переплетены поэзия, музыка, танец, театральное действие. Участвуя в хороводе, ребенок как бы переносится в другой, сказочный мир: он может стать царевичем, ясным соколом,          белой лебедью.

Слайд 17. Фигуры хоровода: «Змейка», «Воротики», «Карусель», «Круг», «Ручеек»

Слайд 18.    Ведущее место в творчестве детей занимает игровой фольклор. Исполняя с детьми игры, можно устраивать импровизированные хороводы, пляски, выделяя при этом зачин – игровой припев, тесно связанный с сюжетом игры. Основная функция  игрового припева заключается в организации и сопровождении игрового действия. Доступные каждому ребенку простейшие  интонации подготавливают его к  исполнению более сложных мелодий,

развивают музыкальный слух и память,  певческое дыхание, развивают речь   и расширяют словарный запас.

Фольклорные игры помогают ребенку  преодолеть стеснительность, робость,  дают выход темпераменту и  эмоциональности,  развивают у детей  чувство коллективизма:

«Тетера», «Заря-зореница», «Золотые ворота», «Как у дяди Трифона», «Жаворонок», «Дударь» и т.д.

Слайд 19 - 20.  Каждый фольклорный праздник обязательно наполняется предметами быта жизни наших предков: печка, самовар, посуда, скамейки, чугунки.  Важное место занимают костюмы и  атрибутика для танцев и игр.

Слайд 21. Большое значение в изучении фольклорного материала, повышения компетентности по выбранной теме играет посещение открытых мероприятий профессиональных  фольклорных ансамблей.  

Слайд 22. Неоценимую роль в моей работе над темой самообразования играет тесное сотрудничество с воспитателями группы.

Слайд 23. Хочется верить, что фольклору суждена долгая жизнь. Только он поможет нашим детям понять, полюбить этот мир народной мудрости, высокой нравственности и духовного богатства.

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Логоритмика как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста"

Цель: развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определятся задачами развития по музыкальному воспитанию и задачами исследовательской деятельности детей.Задачи проекта: Стимулировать эм...

Опыт работы по развитию у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических пособий и игр

Исследование включения дидактических игр и пособий в работу с детьми старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект «Логоритмика как средство развития речи, музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста»

Все мы знаем, что чем больше двигательная активность малышей, тем лучше развивается их речь, музыкальные и творческие способности. И всему этому помогают логоритмические игры и упражнения. А в комплек...

Текстовый материал к презентации «Театрализованная деятельность в детском саду»

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно....

Отчет по самообразованию: "Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора у детей с ОВЗ" 2019 год.

Отчет по самообразованию: "Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора у детей с ОВЗ" (презентация) 2019 год....