Исследовательская деятельность педагогов ДОУ
презентация

Коршунова Надежда Викторовна

В презентации представлены слайды по исследовательской деятельности педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon issledovatelskaya_deyatelnost_pedagogov_doo.ppt188 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность направлена на решение педагогической проблемы научным путем.

Слайд 2

Деятельность – система целенаправленных действий, направленных на получение результата. Исследовательская деятельность – система целенаправленных действий, направленных на разрешение педагогической проблемы научным путем. Исследовательская деятельность = опытно-экспериментальная деятельность.

Слайд 3

Мотивация педагогов к исследовательской деятельности -неудовлетворенность результатами собственной профессиональной деятельности: противоречие между желаемым и реальным состоянием дел, поиск ответа на вопрос «почему?». В.А. Сухомлинский «Один из секретов педагогического руководства заключается в том, чтобы пробудить у педагогов интерес к анализу собственной работы»

Слайд 4

Изучение готовности педагогов к исследовательской деятельности (анкетирование) Испытываю потребность в новых результатах работы с детьми. Способна к выявлению причин, мешающих мне получать высокие результаты деятельности. Могу отказаться от традиционного подхода в профессиональной деятельности. Готова к экспериментированию в педагогическом процессе. Одобряю и поддерживаю инновационный подход в работе своих коллег. Способна к диалогу, дискуссии о необходимости нововведений в педагогическую практику. Готова к использованию новых методик и технологий образования дошкольников. Признаю необходимость повышения своей квалификации. Готова к освоению новых программ, технологий дошкольного образования. Педагоги выбирают один из ответов: всегда, иногда, никогда. Чем больше + в ответе «всегда», тем выше творческий потенциал педагогического коллектива.

Слайд 5

Цель методической работы с педагогами: формирование проблемного сознания – неудовлетворенности результатами профессиональной деятельности. Формы работы: проблемные деловые игры (педагогическое общение); социально-психологические тренинги; командировки за педагогическим опытом; проведение микроисследований по различным проблемам; обучение на курсах повышения квалификации.

Слайд 6

Условия организации исследовательской деятельности в ДОО 1. Достаточно высокий качественный состав педагогических кадров. 2. Система повышения квалификации педагогов с учетом проблемы исследования. 3. Материально-техническая, учебная база ДОО. 4. Наличие научно-методической литературы.

Слайд 7

Логика освоения новшества: -анализ образовательной деятельности и выявление потребности в ее изменении; -поиск новшества; -оценка и выбор новшества; -апробация новшества; -анализ и оценка результатов изменений; -использование новшества в широкой практике образования (внедрение).

Слайд 8

Этапы опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности Подготовительный этап эксперимента: -изучение объекта исследования (педагогический процесс, результат деятельности ребенка, педагога); -выявление проблемы. Проблема – это неблагополучие в какой-либо области образования. Проблема – несоответствие между желаемым и действительным результатом (качественное образование детей; потребности детей и родителей; интересы и возможности педагогического коллектива); -анализ проблемы (поиск причины неудачи, неблагополучия посредством изучения научно-методической литературы, передового педагогического опыта); -формулирование темы исследования; -разработка Программы педагогического эксперимента.

Слайд 9

Исследовательские умения: -умение наблюдать за деятельностью ребенка, анализировать и оценивать результат деятельности и уровень его развития; -умение исследовать педагогический процесс (цели, содержание, формы, методы); -умение исследовать условия организации педагогического процесса (образования дошкольников); -умение исследовать собственную профессиональную деятельность и деятельность других педагогов.

Слайд 10

Структура Программы педагогического эксперимента Тема исследования Обоснование актуальности исследования, формулировка проблемы. Цель и задачи исследования. Гипотеза исследования, ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности исследования. Этапы исследования и сроки. Состав участников творческой группы исследователей, распределение функций. Научное руководство исследованием. База исследования. Форма представления результатов исследования.

Слайд 11

Этап педагогического эксперимента. Констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент. Контрольный эксперимент.

Слайд 12

Констатирующий этап педагогического эксперимента . Цель: выявить и зафиксировать исходный уровень проблемы (развития детей, результата педагогического процесса). Подбор критериев и показателей оценки проблемы. Подбор диагностических методик, адекватных критериям и показателям. Педагогическая диагностика. Описание и анализ результатов.

Слайд 13

Формирующий этап педагогического эксперимента. Цель: поиск и апробация новых прогрессивных идей, методик, технологий, направленных на разрешение педагогической проблемы.

Слайд 14

Инновационный процесс – процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшества. Инновационная деятельность направлена на преобразование образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или ее компонентов. В.А. Сластенин, В.С. Лазарев .

Слайд 15

Типичные ошибки педагогов в исследовательской деятельности (не все новое дает положительный результат) 1. Введение нового не всегда решает актуальные проблемы ДОО (глобальность, широта, «модная» тема, например, «проектирование..»). Основная мотивация педагогов-экспериментаторов - желание апробировать новые программы, методики, сделать педагогический процесс интересным, но не решать реальные существующие проблемы. В теме исследования часто отсутствует проблема, актуальность (злободневность). 2. Нововведение должно решать определенную задачу (проблему), для чего необходим анализ собственной практики. Педагоги руководствуются личными интересами, симпатиями «нравится - не нравится».

Слайд 16

3. Новшества «приручают» под прежние традиции (занятия – НОД; парадигма развития и знаниевая парадигма; супервизорство и т.д.). 4. Недостаточно глубокое изучение теории, передового педагогического опыта по исследуемой проблеме. Педагог тратит много времени на то, что уже исследовано. 5. Поверхностный анализ собственной практики: работа чаще носит стихийный характер, нет системных наблюдений, записей, умозаключений, подтвержденных теорией. Отсутствует анализ трудностей, противоречий, условий, в которых проходило исследование. 6.Нововведение нуждается в тщательном контроле со стороны медицинских работников, психологов, методистов (за счет чего получены высокие результаты, работа чаще носит стихийный характер, нет системных наблюдений, записей, умозаключений, подтвержденных теорией, отсутствует анализ трудностей, противоречий, условий, в которых проходило исследование).

Слайд 17

Типы педагогических новшеств (по инновационному потенциалу) 1. Новшество репродуктивного характера. Творческое применение имеющихся научно-методических рекомендаций, что дает более высокие результаты по сравнению с массовой практикой. Педагог-мастер. 2. Модифицирующее новшество рождено эмпирическим путем (из практики). На основе известных идей педагог совершенствует, частичное меняет то, что уже используется. Ретро-новшества. Появляются новые программы, методики, технологии. Педагог-новатор. 3. Радикальное новшество – принципиально новые идеи и технологии, не имевшие ранее аналогов. Компьютерно - информационные технологии. Педагог-исследователь (ученый).

Слайд 18

Типы педагогических новшеств (по масштабу преобразований) 1. Частные (локальные, единичные). Нововведения в одной из образовательных областей. Например, «Апробация методики формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста», «Наполнение режимных процессов познавательным содержанием с учетом требований ФГОС ДО». 2. Модульные (комплексные). Нововведения, связанные между собой (программой, возрастной группой). 3. Системные. Нововведения охватывают все структуры ДОО под новую идею, концепцию (ФГОС ДО). Сроки формирующего этапа исследования зависят от типа нововведения (по масштабу преобразований)

Слайд 19

Формы методической работы с педагогами-экспериментаторами: -работа творческих проблемных методических объединений и групп; -творческие дискуссии; -наставничество, стажировки; -проблемные круглые столы; -деловые игры, направленные на поиск решения проблемы; -открытые мероприятия с целью получения экспертной оценки нововведений.

Слайд 20

Контрольный этап педагогического эксперимента . Цель: провести сравнительный анализ результатов исследования. В соответствии с критериями и показателями оценки проблемы провести педагогическую диагностику. Проанализировать и сравнить результаты.

Слайд 21

Итоговый (обобщающий) этап Описание определенной системы педагогической деятельности, показ результатов, нерешенные вопросы, перспективы использования результатов. Результат итогового этапа – обобщение педагогического опыта.

Слайд 22

Структура педагогического опыта 1. Наименование опыта (тема) 2. Условия становления педагогического опыта (дети, педагогический коллектив, родители, образовательная программа, материально-техническая база). 3. Обоснование актуальности – перспективности опыта (в какой мере опыт решает проблемы ДОО, какие противоречия, затруднения массовой практики успешно решаются благодаря педагогическому опыту). 4. Теоретическое обоснование проблемы исследования (анализ использованной литературы). 5. Технологический аспект педагогического опыта: -содержание педагогического опыта (задачи, что изменено в педагогическом процессе); -описание форм, методов работы (как влияли на изменение результатов); -представление условий, факторов, средств, которые влияли на позитивные (негативные) результаты; -трудности, противоречия, возникающие в процессе эксперимента, какие меры их преодоления использовали. 6. Критерии, показатели оценки результатов эксперимента. 7. Выводы о результатах: оценка, полезность, значимость результатов, их отличие от результатов других педагогов, работающих в тех же условиях. 8. Нерешенные вопросы, перспективы дальнейших исследований.

Слайд 23

Типичные ошибки педагогов в исследовательской деятельности Глобальность и широта проблемы (темы). Отсутствие в теме исследования проблемы, актуальности (злободневности). Недостаточно глубокое изучение теории, передового педагогического опыта по исследуемой проблеме. Педагог тратит много времени на то, что уже исследовано. Поверхностный анализ собственной практики: работа чаще носит стихийный характер, нет системных наблюдений, записей, умозаключений, подтвержденных теорией. Отсутствует анализ трудностей, противоречий, условий, в которых проходило исследование.

Слайд 24

Критерии оценки эффективности исследовательской (экспериментальной) деятельности Критерий результативности. Результаты эксперимента должны удовлетворять следующие условия: -быть выше прежних результатов у того же педагога; -быть выше результатов типичных ДОО данного региона; -быть оптимальными для конкретных детей (зона ближайшего развития). 2. Критерий затрат времени. Эксперимент должен сокращать время для получения одних и тех же результатов. 3. Критерий уровня развития детей (обученности, воспитанности, эмоционального состояния и т.д.). 4. Критерий физического развития детей (физическое и психическое здоровье детей). 5. Критерий оценки уровня профессиональной компетентности.

Слайд 25

Педагогический опыт требует распространения. Формы представления педагогического опыта как результата исследовательской деятельности педагога. Письменная форма: -доклад; -статья; -методические рекомендации; -практико-ориентированное пособие; -педагогический проект; -монография. Устная форма: -выступление на педагогическом совете, родительском собрании; -выступление на научно-практической конференции; -выступление на методическом, творческом объединении; -проведение практикумов, семинаров. Форма с использованием ТСО: -видео фильм; -вебинар.

Слайд 26

П роектирование - создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано (техническое проектирование). Проект – бросок в будущее.

Слайд 27

Педагогическое проектирование - педагогическая деятельность , направленная на предвидение результатов эффективного функционирования и развития образовательного процесса.

Слайд 28

П роект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов ( В. Н. Бурков, Д. А. Новиков).

Слайд 29

Виды педагогических проектов: -проект организации вида детской деятельности (познавательной, игровой…); -проект реализации образовательной области; -проект реализации образовательной программы.

Слайд 30

Логика проектной деятельности педагога 1. Анализ состояния педагогического процесса (противоречия, проблема - зачем нужен проект?). 2. Определение цели и конкретных задач проектной деятельности. 3. Обоснование необходимых дидактических условий и средств достижения цели и задач (материально-технические, финансовые, научные, педагогические, кадровые, личностно-эмоциональные). 4.Выбор оптимального варианта описания проекта. 5. Прогнозирование – оценка ресурсов и возможностей проекта. Смысл прогнозирования – предупредить нежелательные проявления при реализации проекта: -какие положительные результаты можно получить, что может позитивно измениться; -возможные негативные последствия, потери; -меры предупреждения негативных проявлений.

Слайд 31

Содержание статьи (научно-практическая конференция) Тема должна быть проблемной (Роль игры в…Игра как средство развития… Условия взаимодействия детей...). Проблема – неблагополучие.. Актуальность проблемы (анализ литературы – основных публикаций в этой области - и реальной практики). Выявление противоречия между желаемым и реальным состоянием дел на практике. Нерешенные проблемы – цель работы. Механизмы, пути решения проблемы – изложение собственного опыта по результатам исследования (применение системы методов, комплекса условий, использование средств). Выводы по данному исследованию. Какие изменения произошли (в соответствии с критериями и показателями оценки результатов). Перспективы дальнейшей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная исследовательская деятельность педагога с детьми старшего возраста "Магниты и магнетизм"

Познакомить детей с необычными свойствами магнита, развивать познавательный интерес к окружающему миру, учить детей делать выводы, размышлять, проводить опыты и эксперементы....

"Волшебные превращения" Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагогов с детьми с использованием , игровых технологий, моделирования и ИКТ в рамках введения ФГОС.

« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу. Деятельностный подход:•Основной результат – развитие личности ребенка. •В основе развития лежит не пассивное созерцание окру...

«Истрия основания Санкт–Петербурга». Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий, мнемотехники, моделирования и ИКТ в рамках введения ФГОС.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс  запоминания информации истанов­ления связной речи.Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность...

ВИКТОРИНА - Знаю и люблю Санкт-Петербург. Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий и ИКТ в условиях внедрения ФГОС/

Деятельностный подход:•Основной результат – развитие личности ребенка. •В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодейст...

"В гостях у королевы стеклянной страны". Познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми с использованием игровых технологий,экспериментирования и ИКТ в условиях введения ФГОС ДО

Системно-деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС ДОИнтеграция образовательных областей:«Познавательное развитие;  речевое развитие; социально- коммуникативное развитие; художественно эсте...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...

Совместная познавательно – исследовательская деятельность педагога с детьми 6-7 лет «Волшебная бумага».

Цель НОД: Расширять представления детей о бумаге и её качествах.Развивать воображение и сообразительность...