Самообразование
консультация

Талачева Лилия Равильевна

«Самообразование педагогов как способ повышения профессионального мастерства».

«Выживает не самый сильный и не самый умный,

а тот, кто лучше всех откликается на изменения».

Чарльз Дарвин

Самообразование – процесс осознанной самостоятельной познавательной деятельности. Преуспеть в современном мире без него невозможно. Стремление к новым знаниям, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков, смежных или отдаленных от основной профессиональной области, необходимы для современного человека.

Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствую профессиональное мастерство. Чтобы успеть за научно-техническим прогрессом, быть на уровне современных требований общества, надо постоянно заниматься самообразованием.

Мотивы для самообразования:

1 Быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;

2 быть конкурентно способным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.

Источники, используемые в процессе самообразования:

- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

- видео, аудиоинформация на различных носителях, дистанционное обучение;

- курсы, семинары, конференции;

- дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмены опытом;

- проведение исследовательской, поисковой деятельности;

- участие в проектах;

- посещение театров, выставок, музеев, концертов и тд.;

- изучение информационно-компьютерных технологий;

- включение в работы интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.

Данные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного м профессионального роста.

Инициатива по работе над самообразованием должна, в первую очередь, исходить от самого педагога. Он должен почувствовать, что без самообразования сегодня работать творчески нельзя (высказывание Ч. Дарвина). Если педагог умеет себя организовать, он обязательно найдет время для самообразования.

Самоорганизовать себя совсем не просто – это означает выработать в себе необходимость проектировать свою деятельность не только на день, неделю, месяц, квартал, но и на год, т.е на перспективу. Развивать способность к самообразованию у взрослого человека сложно. Должна присутствовать устойчивая мотивация. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.

Процесс самообразования в настоящее время получил новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления, привычных моделях поведения, индивидуального стиля деятельности.

«Педагог должен заранее иметь наготове большую часть того, чем он хочет пользоваться – будь то информация, будь то источники информации, будь то другие специальные процессы, соответствующие запросам данного учителя. Учитель всегда должен иметь свой план действий» (В.Х. Килпатрик).

Методические «шаги» работы по самообразованию педагога детского сада.

Составление поэтапно-перспективного творческого плана, в котором проявятся профессиональные интересы. В нем необходимо отразить направление, по которому педагог углубленно работает с детьми, педагогами и родителями, и осуществление накопления материала. План может быть составлен на учебный год, квартал, месяц. По предполагаемым планам сразу видно, над какой проблемой работает каждый педагог. Темы самообразования необходимо учитывать при составлении плана развития и годового плана ДОУ. Каждый педагог к концу учебного года имеет наработанный материал по четырем позициям (дети, педагоги, родители и оснащение конкретного направления.

Поэтапное перспективное планирование дает возможность разработать развивающую парциальную (частично решающую общие задачи) программу по интересующему  направлению.

После определения темы самообразования необходимо продумать, с какой целью она будет изучаться, что из этого получится, т.е. создать некий продукт. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее ничего не создается или нет каких-либо достижений. В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.

Это могут быть:

- подготовка статей, докладов, сценариев;

- участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях;

- разработка новых организационных форм, методов работы;

- подготовка авторской парциальной программы;

- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме;

- разработка методических пособий по одному или несукольким направлениям работы;

- разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

- комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);

- пакета текстового материала в электронном виде;

- пакета стандартного календарного планирования по теме или группе тем;

- составление терминологического словаря по предметной теме;

- создание банка данных игр, загадок, стихов;

- разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);

- проекта организации и занятий куржковой работы;

- административной документации методического объединений;

- базы данных методической литературы и публикаций по теме самообразования;

- проект личной методической веб-страницы;

- веб-страницы педагогического коллектива ДОУ;

- пакет психолого-педагогических материалов для воспитателей;

- конспектов занятий с применением информационных технологий;

- бланков и образцов документов для педагогической деятельности (грамоты, анкеты, планы);

- создание электронной библиотеки произведен ий художественной литературы согласно программе.

Самый эффективный способ показать результаты педагогического мастерства разместить материалы в Интернете.

Рейтинговая оценка методической работы педагога

1 Наличие и выполнение плана самообразования (тема).

2 Внедрение новых педагогических технологий.

3 Разработка частной методики преподавания

4 Обобщение собственного опыта (тема)

5 Подготовка и проведение открытого мероприятия: в традиционной форме; с использованием инновационных технологий

6 Посещение занятий коллег:  просмотр занятий;  участие в обсуждении (анализ)

7 Участие в работе:  методического объединений;  педагогического совета;  временного творческого коллектива

8  Выступления: на научной, научно-практической конференции;  на педагогических чтениях

9 Публикации: тезисов и статей;  учебных пособий; учебно-методических материалов (методические разработки, рекомендации)

10 Рецензирование методических разработок, пособий

11 Участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках

12 Подготовка воспитанников к конкурсам

13 Разработка: авторской программы; дидактических средств (наглядных, тестовых, печатных-карточки-задания); компьютерных программ (обучающих, контролирующих)

14 Руководство кружком

15 Работа над учебно-методическим комплексом предмета

16 Участие в областных, региональных, всероссийских, международных программах

17 Другое.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Самообразование педагогов как способ повышения профессионального мастерства».

«Выживает не самый сильный и не самый умный,

а тот, кто лучше всех откликается на изменения».

Чарльз Дарвин

Самообразование – процесс осознанной самостоятельной познавательной деятельности. Преуспеть в современном мире без него невозможно. Стремление к новым знаниям, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков, смежных или отдаленных от основной профессиональной области, необходимы для современного человека.

Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствую профессиональное мастерство. Чтобы успеть за научно-техническим прогрессом, быть на уровне современных требований общества, надо постоянно заниматься самообразованием.

Мотивы для самообразования:

1 Быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности;

2 быть конкурентно способным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.

Источники, используемые в процессе самообразования:

- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

- видео, аудиоинформация на различных носителях, дистанционное обучение;

- курсы, семинары, конференции;

- дискуссии, тренинги, брифинги, мастер-классы, мероприятия по обмены опытом;

- проведение исследовательской, поисковой деятельности;

- участие в проектах;

- посещение театров, выставок, музеев, концертов и тд.;

- изучение информационно-компьютерных технологий;

- включение в работы интернет-сообщества по интересующему направлению в своей профессиональной деятельности.

Данные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного м профессионального роста.

Инициатива по работе над самообразованием должна, в первую очередь, исходить от самого педагога. Он должен почувствовать, что без самообразования сегодня работать творчески нельзя (высказывание Ч. Дарвина). Если педагог умеет себя организовать, он обязательно найдет время для самообразования.

Самоорганизовать себя совсем не просто – это означает выработать в себе необходимость проектировать свою деятельность не только на день, неделю, месяц, квартал, но и на год, т.е на перспективу. Развивать способность к самообразованию у взрослого человека сложно. Должна присутствовать устойчивая мотивация. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.

Процесс самообразования в настоящее время получил новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления, привычных моделях поведения, индивидуального стиля деятельности.

«Педагог должен заранее иметь наготове большую часть того, чем он хочет пользоваться – будь то информация, будь то источники информации, будь то другие специальные процессы, соответствующие запросам данного учителя. Учитель всегда должен иметь свой план действий» (В.Х. Килпатрик).

Методические «шаги» работы по самообразованию педагога детского сада.

Составление поэтапно-перспективного творческого плана, в котором проявятся профессиональные интересы. В нем необходимо отразить направление, по которому педагог углубленно работает с детьми, педагогами и родителями, и осуществление накопления материала. План может быть составлен на учебный год, квартал, месяц. По предполагаемым планам сразу видно, над какой проблемой работает каждый педагог. Темы самообразования необходимо учитывать при составлении плана развития и годового плана ДОУ. Каждый педагог к концу учебного года имеет наработанный материал по четырем позициям (дети, педагоги, родители и оснащение конкретного направления.

Поэтапное перспективное планирование дает возможность разработать развивающую парциальную (частично решающую общие задачи) программу по интересующему  направлению.

После определения темы самообразования необходимо продумать, с какой целью она будет изучаться, что из этого получится, т.е. создать некий продукт. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее ничего не создается или нет каких-либо достижений. В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.

Это могут быть:

- подготовка статей, докладов, сценариев;

- участие в научно-практических и интернет-конференциях, педагогических фестивалях;

- разработка новых организационных форм, методов работы;

- подготовка авторской парциальной программы;

- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме;

- разработка методических пособий по одному или несукольким направлениям работы;

- разработка комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

- комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);

- пакета текстового материала в электронном виде;

- пакета стандартного календарного планирования по теме или группе тем;

- составление терминологического словаря по предметной теме;

- создание банка данных игр, загадок, стихов;

- разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);

- проекта организации и занятий куржковой работы;

- административной документации методического объединений;

- базы данных методической литературы и публикаций по теме самообразования;

- проект личной методической веб-страницы;

- веб-страницы педагогического коллектива ДОУ;

- пакет психолого-педагогических материалов для воспитателей;

- конспектов занятий с применением информационных технологий;

- бланков и образцов документов для педагогической деятельности (грамоты, анкеты, планы);

- создание электронной библиотеки произведен ий художественной литературы согласно программе.

Самый эффективный способ показать результаты педагогического мастерства разместить материалы в Интернете.

Рейтинговая оценка методической работы педагога

1 Наличие и выполнение плана самообразования (тема).

2 Внедрение новых педагогических технологий.

3 Разработка частной методики преподавания.

4 Обобщение собственного опыта (тема).

5 Подготовка и проведение открытого мероприятия:

- в традиционной форме;

- с использованием инновационных технологий;

6 Посещение занятий коллег:

- просмотр занятий;

- участие в обсуждении (анализ)

7 Участие в работе:

- методического объединений;

- педагогического совета;

- временного творческого коллектива;

8  Выступления:

- на научной, научно-практической конференции;

- на педагогических чтениях

9 Публикации:

- тезисов и статей;

- учебных пособий;

- учебно-методических материалов (методические разработки, рекомендации)

10 Рецензирование методических разработок, пособий

11 Участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства, в методических выставках

12 Подготовка воспитанников к конкурсам

13 Разработка:

- авторской программы;

- дидактических средств (наглядных, тестовых, печатных-карточки-задания)

- компьютерных программ (обучающих, контролирующих)

14 Руководство кружком

15 Работа над учебно-методическим комплексом предмета

16 Участие в областных, региональных, всероссийских, международных программах

17 Другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...