Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста"Заиграй, свирель"
методическая разработка (подготовительная группа)

Обучение старших дошкольников игре на свирели -это прекрасная возможность приобщения детей к народным истокам,традициям и обычаям нашего народа. Дети испытывают  огромную  потребность в самовыражении,творчестве,музицировании.Обучаясь игре на свирели дети могут в полном объеме реализовать свои индивидуальные  способности, выразить свое отношение к культуре и народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razr_dlya_detey_starshego_doshkoln.svirelka.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №62 Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка программы для детей старшего дошкольного возраста

«Заиграй,свирель»

Музыкальный руководитель

Чижкова Ирина Николаевна

Высшая квалификационная категория

Санкт -Петербург

2019г

Программа "Заиграй, свирель" направлена на развитие

творческих способностей  дошкольников в процессе

музыкальной деятельности.

 Основное её предназначение – не только обучение на инструменте, но и знакомство детей с  различными музыкальными жанрами, приобщение дошкольников к прекрасному, через доступные виды музыкальной деятельности.

Программа "Заиграй, свирель" направлена на осуществление задач:

1.Расширение общего кругозора ребёнка;

2.Воспитание интереса к музыкальным видам

деятельности;

3.Воспитание эмоционального отношения к музыке;

4.Создание условий для социального, культурного

 самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

5.Обучение простейшим навыкам выразительного

 исполнения;

6.Формирование музыкально-слуховой координации;

7.Формирование навыков коллективной деятельности.

Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, начиная с   5-7 лет.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что “наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке  детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний”.

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой. Она выделяет три основных задачи, которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на свирели: оздоровление, общение, познание.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в  коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Цель педагога - распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом. Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.

Виды музыкально–практической деятельности:

1. Восприятие музыки (слушание)

2. Упражнения дыхательной гимнастики

3. Пальчиковые игры и упражнения для мелкой моторики рук

4. Инструментальное музицирование на свирели

5. Импровизация

6. Музыкальные игры

 Занятия проводятся в форме развлекательной

игры.

 Подведение итогов реализации образовательной программы - это участие в развлечениях, праздниках детского сада, отчётных концертах, открытых мероприятий и т.д.

                                               Содержание занятий

Цель занятий:

1.  Воспитание интереса   и любви к инструментам русского народа.

Задачи:

1. Развитие музыкальных способностей через игру на свирели.

2. Формирование  и укрепление дыхательной системы.

3. Воспроизведение простейших ритмических рисунков.

4. Обучение правильной постановке пальцев.                

5.Освоение  навыков музицирования – чистое интонирование простейших попевок, мягкая атака звука на простых мелодиях.

6. Стимулирование творческой активности ребёнка.

                          Репертуар занятий на свирели

Тема занятия

       Содержание

Репертуар

Оборудование

Кол-во

занятий

1.«Здравствуй, Свирелька!»

(Вводное занятие)

Знакомство. Приветствие.

Беседа о русских «гудочках». Рассматривание иллюстраций.

 Рассматривание инструмента и слушание в исполнении педагога.

Знакомство со свирелью, как с народным инструментом.

Исполнение простейшей мелодии на одном звуке.

«Андрей воробей»

Свирель

Иллюстрации с изображением людей, играющих на свирели

3 занятия

2. «Сказка об уточке»

Приветствие.

«Сказка об уточке» - памятка для правильного держания свирели. Воспроизведение звука «си»

Разучивание новой песенки-прибаутки

Прощание.

«Андрей-Воробей»,

«Сказка об уточке»

Свирель

2 занятия

3. «Правила Октавика»

Приветствие. Знакомство с правилами для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с

помощью ладошек.

Разучивание новой песенки-прибаутки

Прощание.

«Андрей-Воробей»,

«Котик»

Свирель. Мяч.

2 занятия

4. «Котик»

Приветствие. Повторение правил для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек.

Повторение знакомых песенок-прибауток.

Прощание.

«Андрей-Воробей»,

«Котик»

 Свирель

2 занятия

5. «Барашек»

Приветствие.

Упражнение на дыхание с «Барашком».

Повторение репертуара и разучивание новой мелодии. Простукивание ритма пальчиком.

Освоение нового звука «ля»

Прощание

«Андрей-Воробей»,

«Котик», «Барашеньки-крутороженьки»

Свирель. Пуховый шарик на нитке – «Барашек»

2 занятия

6. «Динь-дон»

Приветствие.

Слушание песенки - прибаутки в исполнении педагога. Проигрывание ритма колокольчиками. Разучивание новой мелодии. Работа с двумя звуками.

Запоминание слов. Работа подгруппами и группой.

Прощание.

«Барашеньки-крутороженьки»

«Динь-дон»

Свирель. Пуховый шарик на нитке – «Барашек»

Колокольчики по количеству детей. Демонстрационный колокольчик.

2 занятия

7. «Играем с аккомпанементом»

Приветствие.

Упражнение на дыхание с «Барашком».

Повторение репертуара с использованием аудио-аккомпанемента.

Прощание.

«Андрей-Воробей»,

«Котик», «Барашеньки-крутороженьки» «Динь-дон»

Свирель. Пуховый шарик на нитке – «Барашек»

Аудиозаписи

2 занятия

8. «Дождик»

Приветствие. Слушание дождя в записи. Как бы дети изобразили звук дождя на свирели? Импровизация детей.

Слушание песенки «Дождь» в исполнении взрослого. Разучивание по записи на общей доске.

Прощание.

«Дождик» р.н.песня

Свирель.  Аудиозапись  «Дождь». Иллюстрация. Заранее приготовленная запись песенки на доске

2 занятия

9. «Выбирай-ка»

Приветствие. Упражнение «Весёлые вдохи»

Исполнение  по выбору детей.

Прощание

Песни из разученного репертуара по выбору детей

Свирель.

1 занятие

10. «Уж как шла лиса»

Приветствие. Слушание песенки в исполнении руководителя. Какой характер похожа мелодия? У кого такой характер? -у лисички!  Покажите характер лисички движениями. Исполняем, соблюдая характер героя песенки. Предлагаю исполнять ансамблями – певцов и музыкантов. Каких животных можно изобразить с помощью свирели. Прощание

«Уж как шла лиса» р.н.песня

Свирель

Иллюстрации животных ( медведь, волк, заяц, мышь, птичка)

2 занятия

11. «Пёрышко»

Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика)

Пёрышко уронила сорока! Слушание песенки «Сорока». Разучивание.

Прощание.

«Сорока» русская прибаутка

Пёрышко, иллюстрация с изображением  сороки. Свирель.

2 занятие

12. «Волшебная дудочка»

Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика). Пальчиковые упражнения по выбору педагога.

Игра «Волшебная дудочка»

Исполнение на свирели  по желанию детей.

Прощание.

Репертуар по выбору детей. «Дует, дует ветерок» Пальчиковые упражнения по выбору педагога

Свирель

1 занятие

13. «Ай, ду-ду»

Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика) Знакомство с нотой «соль». Слушание  песенки-потешки.  потешке. Прохлопаем ритм потешки. Исполнение на свирели с новой ноткой.

Прощание.

«Ай, ду-ду»

Свирель. Иллюстрация к потешке.

1 занятие

14. «Горелки»

Приветствие. Упражнение на дыхание со свечой. Слушание новой прибаутки на свирели и в исполнении голосом. Проигрывание ритма колокольчиком. Разучивание прибаутки «Горелки»

Прощание

«Ай, ду-ду», «Горелки»

Свирель. Колокольчик

1 занятие

15. «Развесёлые гудочки»

Приветствие. Упражнение на дыхание со свечой. Повторение и закрепление материала в форме игры в «гудошников»

Прощание.

«Ай, ду-ду», «Горелки» Песни из разученного репертуара по выбору детей

Свирель, иллюстрации народных праздников, гуляний

1 занятие

Творческий отчёт

Накопленный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки".

В методической рекомендации показано как в интересной, увлекательной, игровой форме можно познакомить детей старшего дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»

Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с  использованием регионального компанента....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Природные явления".

Кроссворд "Природные явления" помогает детям старшего дошкольного возраста знакомиться с окружающим миром....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста. Кроссворд "Сказочные герои".

Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста ещё раз соприкасаются с прекрасным миром сказок....

Методическая разработка (для детей старшего дошкольного возраста) на тему: "День Земли"

День ЗемлиМодель: развлекательное мероприятиеФорма проведения: досугово- игровая.Тип мероприятия: праздникМетодическая цель: формировать у детей представление о празднике "День Земли"Задачи:1.Доставит...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "Уроки этикет".

Данную разработку можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитывает культуре поведения  и общения со взрослыми и сверстниками....

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста по теме: «История моего города »

Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально — нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. С ранних лет формируются первые представления ...