Обучение грамоте старших дошкольников.
методическая разработка

Вельгорецкая Елена Николаевна

Обучение грамоте старших дошкольников.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные сроки для начала обучения детей грамоте. Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой речи.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за этой работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности.

Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, позволяет дошкольнику ощутить себя носителем ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям.

Подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства.

Существуют разные теоретические позиции и практические подходы к обучению дошкольников.

Сторонники первого направления считают необходимым как можно раньше (с  трех лет) формировать у ребенка учебные навыки: чтение, письмо, счет,…

Сторонники второго направления отстаивают позицию системного развития ребенка в соответствии с его возрастными индивидуальными возможностями на всех этапах дошкольного обучения.

Процесс  обучения чтению сложный. Поэтому навык чтения не может сформироваться в один момент.  Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно научить узнавать букву – целую – по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр, и они очень важны для развития навыка чтения.

Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Подготовка ребенка к чтению заключается в комплексном развитии. Это подразумевает развитие, во-первых, фонематического слуха, во-вторых, артикуляции.

Литература.

 

  1. Арушанова  А.Г.  Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспититателей. – 2 изд., 2005.
  2. Ельцова  О.М.  Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2011.-320 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_starshih_doshkolnikov.docx14.33 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте старших дошкольников.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные сроки для начала обучения детей грамоте. Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой речи.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за этой работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности.

Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, позволяет дошкольнику ощутить себя носителем ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям.

Подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства.

Существуют разные теоретические позиции и практические подходы к обучению дошкольников.

Сторонники первого направления считают необходимым как можно раньше (с  трех лет) формировать у ребенка учебные навыки: чтение, письмо, счет,…

Сторонники второго направления отстаивают позицию системного развития ребенка в соответствии с его возрастными индивидуальными возможностями на всех этапах дошкольного обучения.

Процесс  обучения чтению сложный. Поэтому навык чтения не может сформироваться в один момент.  Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно научить узнавать букву – целую – по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр, и они очень важны для развития навыка чтения.

Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Подготовка ребенка к чтению заключается в комплексном развитии. Это подразумевает развитие, во-первых, фонематического слуха, во-вторых, артикуляции.

Литература.

  1. Арушанова  А.Г.  Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспититателей. – 2 изд., 2005.
  2. Ельцова  О.М.  Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2011.-320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

В материале представлены теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте и экспериментальная работа по данной проблеме....

Презентация по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

представлены цель, задачи, диаграммы, гистограмма, графики по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР...

консультация "Принципы обучения грамоте старших дошкольников с ЗПР"

Учитывая большую вариативность проявлений самой ЗПР ЦОГ, а также особенностей нарушений формирования звукопроизносительных умений, сложно, а порой и невозможно, создать универсальную программу обучени...

Принципы обучения грамоте старших дошкольников с задержкой психического развития.

Материал из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития....

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по обучению грамоте старших дошкольников с ОНР адресовано логопедам ДОУ....